Бог пчеловодства

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "бог пчеловодства". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

История пчеловодства в мифах и легендах

С древних времен человек связан с пчелами. Добывание меда было одним из средств его существования. Отзвуки этого дошли до нас в мифах и легендах, а также в виде изображений пчел на сводах пещер, чашах, сосудах и монетах.

Е ва Крейн — руководитель Международной научно-исследовательской ассоциация пчеловодов в своей книге «Археология пчеловодства» утверждает, что люди начали охоту за медом по меньшей мере 10000 лет назад. В доказательство приводиться пещерная живопись в Валенсии, Испания. Картина на своде пещеры показывает двух женщин, которые собирают медовые соты из гнезда диких пчел. Женщины изображены в обнаженном виде, с корзинами, они используют длинную лестницу для достижения пчелиного гнезда. Позже практически во всех древних культурах мед был важным продуктом питания, а воск широко использовался в быту.

В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Объединивший Нижний и Верхний Египет фараон Минос избрал эмблемой Нижнего Египта пчелу. Египтяне на своих прошениях фараону рисовали пчелу как символ преданности. Они видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к смерти, опасности, а также блюстительниц идеальной частоты и порядка. Египетские фараоны носили титул Повелителя пчел. Согласно верованиям египтян, душа, покидая человеческое тело, превращается в пчелу. Поэтому на гробницах первой династии фараонов находят изображения пчел, а в их усыпальницах — сосуды с медом. Изображения ульев обнаружены и на могилах других египтян. Из египетской мифологии известно, что мед и воск широко употреблялись при торжественных жертвоприношениях и бальзамировании трупов.

В Индии — стране древнейшей культуры — мы находим множество свидетельств интереса к пчелам. Индийское название пчелы — «медхукара», то есть «делающая мед». О ней упоминается в мифах, песнях и старинных сводах законов. Индийский бог солнца — Вишну изображается в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чаше цветка лотоса, и о нем говориться, что там, где ступит его нога …потечет мед. Бог Кришна изображался с летающей над головой голубой пчелой. Бог любви Кама носит лук из сахарного тростника, тетива которого состоит из цепи пчел. Это символ сладких страданий, причиняемых стрелой любви.

В языке некоторых африканских племен множественность предметов подчеркивается сравнением с пчелами. Для того, чтобы сказать, что у человека много скота, там говорят: «У него скота, как пчел в рое» или «число его коров подобно пчелиному соту». Мёд в народной медецине применялся для омолаживания одряхлевших вождей и их лечения, так как считалось, что он обладает магическими свойствами.

Н екоторые народы Среднего Востока имеют обычай устанавливать ульи на могилах людей, которые при жизни отличались храбростью. Существует несколько объяснений этому. Считается, что пчелы будут охранять могилу так же тщательно, как охраняли свои соты, или, что пчелиный рой обеспечивает умершего пищей, необходимой для путешествия на тот свет. Чаще всего считали, что пчелы символизируют бессмертие. Подобно духам или ветру, которые меняют свое место, но никогда не умирают, их изображение на могилах будет жить в наставлениях, которые они давали при жизни. У многих народов прочно держался обычай извещать обитательниц улья о том, что кто-нибудь в семье из хозяев умер. Считалось обязательным обращаться к пчелам в самой дружественной форме, не скупясь на ласковые слова, так как они могут обидеться и покинуть улей.

А рабское название пчелы «нехлет» означает «дар божий».

С огласно персидским сказаниям, пчелы сидят на губах божества истины и веры – Митнаса, и он сразу узнает лжеца, наказывая его ужалением.

Б огата и разнообразна древнегреческая мифология. В ней на ряду с богами часто упоминаются пчелы. Известно, то пищей бессмертных олимпийских богов служила амброзия, а напитком – нектар. «Божественный нектар», несомненно, можно отождествить с цветочным нектаром, а амброзию – с цветочной пыльцой.

В о время пиров на Олимпе вокруг пирующих снует прекрасная пара: богиня молодости Геба и юноша Ганимед. Они разносят амброзию удивительной сладости, тающую во рту. Она дает всему телу силу, умиротворенность духа, бессмертие души. В золотых кубках подается нектар. Лидийский царь Тантал – сын Зевса не раз бывал по воле богов на Олимпе, пировал с ними за одним столом. И Тантал возгордился, стал считать себя равным им. Возвращаясь с Олимпа, он брал с собой пищу богов – амброзию и нектар – и угощал ими своих друзей, пируя у себя во дворце. За это боги жестоко наказали его.

Б огиня Деметра, покровительствуя царю Келею, воспитывала его сына Демосфонта. Желая сделать юношу бессмертным, она натирала его амброзией и закаляла в огне.

П челы всегда в понятии древних народов всегда относились к атрибутам божественного. Так, эмблемами Зевса были орел и пчела. Греческая мифология рассказывает, что Зевса, родившегося на Крите и воспитывавшегося в пещере, вскармливали молоком божественной козы и нектаром. Золотая колыбель Зевса стояла в Идайском гроте. Вся природа окружила любовь колыбель нового бога. Голуби с берегов океана приносили ему амброзию, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром, пчелы собирали для него сладчайший мед и охраняли вход в пещеру. Когда смертные проникли в пещеру Зевса, чтобы похитить мед, на них напали пчелы.

С огласно мифологии, пчеловодство Греции тесно связано с именем Аристея. В прекрасный солнечный день Апполон встретил девушку редкой красоты Кирену, в которую влюбился и сделал своей женой. Сына они назвали Аристеем. По традиции Апполон отдает новорожденного нимфам. Они научили Аристея искусству возделывания земли и, главным образом, пчеловодству. Став взрослым, Аристей захотел поделиться с людьми обретенными знаниями. С этой целью он посещает остров Кея в эгейском море, где учит местных жителей пчеловодству. Позже, чествуя память Аристея, жители Кея отчеканили монету с его изображением.

В некоторых частях Греции, например на острове Родос, был обычай окунать пальцы невесты в мед и перекрестить ее перед вводом в новый дом.

В жизни земледельцев Италии пчела играла настолько важную роль, что они избрали ей особую покровительницу в лице богини Меллоны.

М ифологические сказания говорят о том, что первым заниматься пчеловодством стал бог вина Бахус. Вот так пишет об этом римский поэт Овидий: «Однажды Бахус в сопровождении сатиров прогуливался в покрытой цветами долине Родопа, когда на звук, производимый цымбалами сатиров, стали слетаться неизвестные насекомые, — это были пчелы. Пчелы прилетели на звук меди, и Бахус, собрав их в рой, запер в дупло».

В о время жертвоприношений в Древней Греции и Риме животных и фрукты поливали натуральным медом.

В Римской империи мед можно было использовать вместо денег, чтобы платить налоги.

С огласно французским и швейцарским народным поверьям, пчелы-души умерших. Благородные особы украшали свой герб изображением пчелы, символизирующей трудолюбие и порядок.

Читайте так же:  Кабачки с медом на зиму рецепты

С еверный эпос связывает миф о происхождении священного меда, дающего силы, поэтическое вдохновение и мудрость с именем одного из главных богов — Одина, который добыл мед у великанов.

Д ревние викинги, шедшие в бой, верили в то, что в Вальхалле (жилище эйнхериев – павших в бою храбрых воинов) их ждет неиссякаемое медовое молоко козы Хейдрун, а в сагах говориться, что за столом отца героев – Вотана – избранные получат из рук Валькирии рог с дивным медом.

В Америке у племени майя был бог пчел Ах-музекаб, изображения которого находят на настенных украшениях архитектурных памятников. Индейцы майя поклонялись и другим богам, считавшимся покровителями пчел. Они принимали все меры предосторожности, чтобы не причинять вреда пчелам при работе с ними, и если пчела погибала, они даже заворачивали ее в листок и хоронили. Из воска готовили свечи, которые использовали в качестве приношения богам. В поговорке латиноамериканских народов говориться, что пчелу создали ангелы. Согласно преданию, великий дух Маниту создал пчел из людей племени индейцев, которые отличались большим трудолюбием, а ленивых превратил в мух.

В основных религиях мёд также неоднократно упоминается:

В индуизме, мёд (Madhu) является одним из пяти эликсиров бессмертия. В храмах, мёдом поливают божеств в ритуале под названием Madhu abhisheka. В индуистских древних книгах – Ведах — говорится о меде как о лечебном и диетическом продукте.

В буддизме, мёд играет важную роль в фестивале Madhu Purnima, отмечаемый в Индии и Бангладеш. День ознаменовывает случай, в котором Будда удалился от людей в дикую местность, чтобы принести мир между двумя ссорящимися фракциями учеников. Согласно легенде, обезьяна и слон накормили его в это время фруктами и медом.

В еврейской традиции, мёд является символом нового года — Рош а-Шана. Для праздничной трапезы на Рош а-Шана обязательными являются яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув в мед, съедают в начале трапезы, «чтобы год был сладким и счастливым».

В христианском Новом Завете (Матфея 3:4) говорится, что Иоанн Креститель жил долгое время в пустыне, на диете, состоящей из саранчи и дикого меда.

В исламе существует целая сура в Коране — аль-Наль (Медовый). Пророк Мухаммед настоятельно рекомендуется мед в лечебных целях. Коран поощряет мед как питательный и полезный продукт.

Пчелы — священные посланники богов

В древности верили, что пчелы — существа священные, крылатые посланники богов и предсказатели будущего, обладающие знанием многих тайн. Именно поэтому убить пчелу, в силу ее священной сущности, издавна считалось святотатством и поныне во многих странах рассматривается как дурная примета.

Молнии в пчелиный улей не попадают

Пчела настолько свята среди созданных Богом существ, что даже грозный Илья Пророк не может ударить молнией в пчелиный улей, если за ним укрылся нечистый дух.

Влетевшая в дом пчела является предвестницей удачи или прихода незнакомца. Впрочем, для сохранения удачи ей следует позволить оставаться в доме или улететь по своему желанию, если же ее поймать или выгнать, то удачи не видать.

Присевшая на руку пчела — к деньгам, а посидев некоторое время у человека на голове, предвещает, что этот человек достигнет в жизни больших высот. Если пчела кружит над спящим ребенком, то это сулит ему счастливую жизнь.

Считается, что ужаленный пчелой человек в чем-то согрешил в этот день. Более того, его ждет в ближайшее время ссора с кем-то.

Если пчелы гнездятся на крыше дома, он либо сгорит в течение года, либо дочери хозяев долго не выйдут замуж. Когда в течение дня пчелы несколько раз роем перелетают деревенскую улицу, то в селении следует ожидать в скором времени чьей-то смерти.

Согласно другому старинному поверью, пчел нельзя продавать, мол, в таком случае продашь свое счастье. Другое дело — выменять. Если человек хочет получить улей с пчелами, он должен принести взамен поросенка или что-нибудь другое и при этом не забыть, что пеpенося пчел в новый улей, их обязательно следует опpыскать крещенской водой.

Украденные пчелы долго не живут: они чахнут и умирают от тоски. У украинцев воровавшим пчел в прошлом распарывали живот либо гнали вокруг столба, пока вор не падал замертво.

Финны называют пчелу птицей мира, а греки — птицей муз. Платон считал, что в пчел воплощаются души рассудительных и добропорядочных людей. «Негоже ругать пчел, ибо они имеют такую же душу, как и человек», — до сих пор говорят поляки. В Швейцарии верят, что души людей покидают мир и возвращаются в него в виде пчел.

В России до недавнего времени верили, что души покойников в течение сорока дней после Пасхи носятся в облике пчел над цветущими лугами, а в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и пчёлы, считая, что это души их умерших близких.

Волчья голова на пасеке

«Пчельное» дело издавна почиталось самым таинственным, важным и, сверх того, не для всех доступным занятием. Людей зажиточных, имеющих несколько десятков ульев, селяне за глаза называли ведунами.

Ведуны говорили, что пчелы первоначально образовались в болотах, под рукой водяного. Матка, как первород этих пчел, была выкуплена злым чародеем за тридцать голов колдунов и передана в улей одного пчельника. Этот ведун якобы научил матку жалить людей, а матка обучила своему ремеслу всех пчел.

Известен обычай приносить водяному жертву: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, а также топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной якобы умножает пчёл и оберегает пасеку.

Роль водяного как покровителя пчёл со временем «унаследовали» святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых пасечник погружает мед в воду, читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон.

На некоторых пасеках пчеловоды и сегодня копают колодцы и ставят перед ними часовенки с образами защитников пчел. Вода из осененного такой часовенкой родника считается целебной.

«2 июля — в один из дней памяти Зосимы и Савватия Зосимы — гадают по пчелам о погоде. Если насекомые сильно летят к своим ульям — быть скоро дождю

Пчелы — единственные из насекомых, на которых завистливые люди, а также ведьмы с колдунами насылают порчу и сглаз. Именно поэтому до сего дня на пасеках можно увидеть своеобразные обереги: убитых ворон, висящих на шестах перед ульями, а также когти, зубы и голову волка.

Кроме того, если пчельники видят, что меда в сотах стало меньше, и подозревают, что кто-то сглазил их пчелок, они читают над медом девять раз специальный защитный заговор: «Как луна на небе убывает, так и порча будет убывать, как луны на небосводе не будет, так и порчу не сыскать, как луна начнет прибывать, так и медок ко мне прибудет, как луна станет полна, так и соты мои полны будут. Да будет так!»

После этого заговоренным медом смазывают девять осиновых веточек и втыкают их возле ульев в землю.

Заговор на богатство

Если пчелы покидают улей без видимых причин — это верный признак грядущей смерти хозяина. А если пчелиный рой усядется на сухую ветвь плодового дерева — это предвестие смерти владельца дерева или любого человека, имевшего несчастье пройти под роем.

Читайте так же:  Рецепт запеченной тыквы в духовке с медом

С представлениями о сексуальной невинности пчёл связано поверье, что если девушка пройдет вблизи роящихся пчел и ни разу не будет ужалена, значит, она — девственница.

В свою очередь, в Польше существовал обычай, по которому девушка, выбирая себе жениха, ставила его на некоторое время под дерево, где роились пчелы. Если они его не трогали, то шла за него замуж.

Пчела является символом трудолюбия и усердия. Этими качествами наделяет своего владельца и талисман в виде этого насекомого. Изображение пчелы в прошлом было также непременным элементом многих гербов, например, бывших Смоленской, Тамбовской, Пеpмской, Воpонежской, Калужской, Могилевской и Чеpниговской губеpний, а также почти всех крымских городов — Симфеpополя, Кеpчи, Севастополя, Бахчисаpая, Евпатоpии, Джанкоя, Алушты, Феодосии.

Помимо трудолюбия и усердия пчела также символизирует богатство. Именно поэтому до недавнего времени во многих регионах России по весне ловили первую пчелу и клали в кошелек, чтобы водились весь год деньги.

Кроме того, коммерсанты не расставались с листочком, обвязанным шелковой ниткой, на котором был написан следующий заговор: «Стоит в поле улей, гудит, жужжит, в том улье матка сидит, пчел считает, да сосчитать не может. Как та матка пчел своих не сосчитает, так бы и я денег сосчитать не мог, и как пчелы те мед приносят, соту наполняют, так бы и я кошели свои наполнял день ото дня. Как люди на звезды да на ясен месяц любуются, так бы и на товар мой любовались, как они мед любят, так бы и товар мой любили, весь раскупили. Да будет так отныне и до веку. Аминь».

Не обходится без пчел и на брачных торжествах. Во время свадьбы почитающая старые традиции мать невесты или жениха обязательно прочитает приворот, чтобы избежать скорого развода молодых. Говорится в нем следующее: «У меня, рабы Божьей, есть в сотах мед, его мне Божий рой дает. Пчелы в том рое не простые, серебряные и золотые. Каждая пчела в свой улей мед несет, чужим в этот улей попасть не дает. Будь ты, улей, цел и крепок, до рабов Божьих (имена молодых) лепок и цепок. Ангел венчает, Господь благословляет. Ключ, замок, язык. Аминь».

Пчелы во сне пророчат деловым людям прибыль. Для военных людей такой сон является признаком исполнительных подчиненных и крепкого здоровья. Родители же будут иметь послушных детей.

Сон же, в котором вас кусают пчелы, говорит о предстоящих потерях и прочих неприятностях.

Боги Славян

Добрый день!

Пчелич — божество пчел у славян.

Пасечник, Худ.Крамской И.Н.

ПЧЕЛИЧ — божество пчел у славян, такой небольшой местный божок-покровитель пчел.

РОДОСЛОВНАЯ: Пчелич появился в четвертом младшем роду богов. Они при жизни достигли совершенства и в посмертии стали боженятами. Согласно верованиям славян младшие боги являлись их самыми близкими предками, а старшие были первыми основателями рода. Согласно сохранившимся данным он был внуком Велеса.

ПОКРОВИТЕЛЬ ПЧЕЛОВОДОВ И ПАСЕЧНИКОВ. Пчелич не только над пчелами главным был, он и всем пасечникам помогал.

ИЗ ЛЕГЕНД: На Руси всегда почитали пчел и относились к ним с особым уважением. Им нельзя было причинять вред и тем более убивать, так как это считалось великим грехом. Такое отношение можно объяснить одной из легенд, согласно которой прародителями всех славян являлись богиня красоты и любви – Лада и Небесный пчельник, от вибраций которого Лада породила всех русичей.

ИМЕНА: Пчелич является богом пчеловодства и имеет несколько имен. Его часто называли Бука, Бучело и помимо хранителя пчел он являлся духом страшных снов. Возможно, именно про него пели колыбельные наши предки, когда отправляли Буку ночью на конюшню кормить животных овсом или сеном, чтобы он дурными снами не нарушал покой детей. Колыбельная была своего рода заговором, отгонявшим беспокойного хранителя.

ДАТА В КАЛЕНДАРЕ: На Руси был свой пчелиный праздник, который отмечали 17 апреля. В этот день Пчеличу приносили требы, которые являлись символом любви и благодарности славян покровителю всех пчеловодов. Еще два дня, в которые приносились жертвы «сладкому богу» — это 27 июня и 3 августа. Требой Пчелича являлся мед.

ЗНАМЕНИЯ — БОРТЕВЫЕ НАСЕЧКИ.

такие насечки бортники ставили на коре, отмечая свои борти.

ПАМЯТНИКИ ПЧЕЛОВОДАМ. Есть в городе Вучково — Закарпатская область Украины и в Докучаевском парке г.Донецка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Работа с пчелами на гербах г.Нахичивани-на-Дону, г.Тамбова и Земетчинского района Пензинской области

Работа бортника-пасечника и Пчелыча нашла свое отражение и в геральдике.

Герб Пестравского района Самарской области.

Это не только пчелы, по и и ульи, и даже борть.

На гербе с.Бортники, Украина — украинский улей.

.ПЧЕЛОВОДЫ Преподобные Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства и хранителями пчел. На Руси их так и называли – пчельники. Кроме того покровителем производителей меда является и Иоанн Предтеча Готовя себя к великому служению постом и молитвой, он носил грубую одежду и питался лишь диким медом.

ВУЧКОВО. В 2006 г. на территории пчеловодческого хозяйства был установлен памятник карпатской пчеле.

Работа по созданию пасеки чистопородных высокопродуктивных пчёл типа «Вучковский» проводились с 1988 года на высокогорной пасеке в с.Вучковое Межгорского района Закарпатской области.
В процессе работы по созданию пасеки было отобрано несколько десятков неродственных пчелосемей с пасек Межгорского района и Мукачевского племпчелосовхоза. Путём аналитической селекции в 1989 году были выделены пчелиные семьи с повышенной яйценоскостью маток и силой семей соответственно на 44,1 и 66,7% и медовой продуктивностью на 47,3%. От этих семей выводились матки для замены тех, которые не представляли племенной ценности.
Таким образом, в 1993 году была создана пасека чистопородных карпатских пчёл и воплощена в жизнь разработанная в отделе программа селекции пчёл в полузакрытой микропопуляции. Наименьшую изменчивость у пчел имеют экстерьерные признаки и масса маток (Cw-1- 6%), поэтому замеряют соотношение отрезков третьей кубитальной ячейки переднего крыла пчелы.
В результате её реализации было создано ряд неродственных селекционных (генеалогических) групп, которые существуют и в нынешнее время.

ДОКУЧАЕВО. Святые покровители пчеловодства – Зосима и Савватий – изображены в памятнике, открытом протоиереем Никитой Панасюком в Докучаевском парке 22 октября 2010г. города Донецк. Кованные пчёлы, две фигурки медведей – с ульём в руках и с бочонком меда, изготовлены благодаря жителям города. После открытия присутствующих угощали медовыми пряниками, чаем с мёдом. Слова, выбитые на камне: «Пчела – друг человека, обладающая трудолюбием, добропорядочностью, самоотверженностью, чистоплотностью, справедливостью, чувством дружбы, что должно быть не чуждо современному человеку». И правда, должно быть не чуждо…

Статья в стадии разработки

8 thoughts on “ Пчелич — божество пчел у славян. ”

Kакой символ был у пчелича какая руна символизирует пчелича.как приносить требы пчеличу?

Пчелич не был верховным богом, и идолов его на капищах не был. Был он для пасеки примерно тем же, что и Домовой для дома. И требы ему приносились там же — на пасеке, или у дупл-бортей — деревьев с ульями.
Определенной руны и символа у Пчелича не было, а вот сама пчела у славян Любовь символизировала — ибо сочетала она сладость меда с горечью яда.

Читайте так же:  Пчеловодство цебро

Хотя — иногда за символы Пчелича, за его руны принимают бортевые насечки — знамения. Но это не верно. Насечки — это всего лишь личный знак данного бортника, а не самого Пчелыча.

Ну и имена у них были. У пчел — Пчелич, у стрекоз — что Стрекозыч, а у бабочек кто?

Пусть у стрекоз будет Главная Стрекозка, а у бабочек — Королева Бабочек, хорошо?

Рене МЕНАР

Глава 20
Асклепий, бог врачей

Нимфа Коронида. — Рождение бога Асклепия. — Аполлон у Адмета. — Аристей, бог пчеловодства. — Змея Асклепия. — Храм Асклепия в Эпидавре. — Асклепий (Эскулап) в древнем Риме. — Бог Асклепий в изображении Лукиана.

Асклепий, бог врачей

Нимфа Коронида. — Рождение бога Асклепия. — Аполлон у Адмета. — Аристей, бог пчеловодства. — Змея Асклепия. — Храм Асклепия в Эпидавре. — Асклепий (Эскулап) в древнем Риме. — Бог Асклепий в изображении Лукиана.

Нимфа Коронида

Рождение бога Асклепия

Аполлон — бог, карающий и насылающий в наказание на человечество чуму и разные бедствия. Аполлон же вместе с тем, как бог солнца, является и богом-исцелителем и исправителем бед. Но Аполлон передал свою целительную силу в руки сына своего Асклепия (Эскулапа), матерью которого была нимфа Коронида.

Аполлон очень любил эту нимфу, но, узнав от ворона, что Коронида ему изменила, Аполлон в припадке ревности убил Корониду стрелой, а затем превратил Корониду в ворону. Болтливого же доносчика (ворона) превратил из белого, каким ворон был до того времени, в черную, мрачную птицу. С тех пор обе эти птицы (ворон и ворона) посвящены Аполлону.

Коронида должна была произвести на свет ребенка, когда была поражена стрелой Аполлона. Бог Аполлон вынул из мертвой Корониды своего сына Асклепия (Эскулапа), которого отдал кентавру Хирону на воспитание.

Дочь мудрого кентавра Хирона была пророчицей; она предсказала следующее Асклепию (Эскулапу): «Расти для блага мира, дитя. Многие смертные будут обязаны тебе жизнью. Ты будешь обладать даром даже воскрешать умерших. Но, сделав это раз против воли богов, ты навлечешь на себя гнев Юпитера, и его громовые стрелы поразят тебя» (Овидий).

Это предсказание исполнилось: Асклепий (Эскулап) воскресил, против воли властелина богов, Ипполита, пасынка Федры, и был за это поражен громовой стрелой Зевса.

После рождения Асклепия (Эскулапа) распространилась молва, что этот ребенок умеет исцелять больных и даже воскрешать мертвых. Действительно, Асклепию (Эскулапу) приписывают много чудесных исцелений, но главным образом бог Асклепий прославился своим даром воскрешать мертвых.

Аполлон у Адмета

Аполлон, разгневанный на Зевса за то, что Зевс убил его сына (Асклепия), взял свой лук и колчан и отправился убивать Циклопов, которые были обязаны ковать громоносные стрелы.

Зевс изгнал за это Аполлона на землю, и, принужденный добывать себе пропитание как простой смертный, Аполлон нанялся к Адмету, царю Фессалии, пасти его стада.

Аполлон также условился вместе с Посейдоном возвести стены вокруг Трои, но царь Лаомедонт отказался им заплатить, и разгневанный бог наслал на страну мор.

Наконец, Зевс, найдя, что Аполлон достаточно наказан, вернул его на Олимп.

Аристей, бог пчеловодства

У бога Аполлона был еще сын Аристей — от нимфы Кирены, которую Аполлон увез из Фессалии в Ливию, на берег Средиземного моря. По ее имени назван там город Кирены.

Аристей считался богом, покровительствующим стадам, но главная обязанность Аристея заключалась в воспитании пчел и уходе за ними.

На памятниках античного искусства Аристей почти всегда изображается в виде пастыря. Чаще всего Аристей несет на плечах ягненка. Примитивные изображения Христа в римских катакомбах представляют Спасителя в виде доброго пастыря Аристея и с атрибутами этого последнего.

Змея Асклепия

Искусство придает всегда Асклепию (Эскулапу) приятные и улыбающиеся черты. Бог Асклепий обыкновенно стоит, опираясь правой рукой на палку, вокруг которой обвивается змея (это — жезл Асклепия). На голове у Асклепия повязка из ленты, придерживающая его довольно длинные волосы.

Змея посвящена богу Асклепию (Эскулапу) и считается эмблемой медицины. Римский писатель Плиний объясняет это тем, что змея, сбрасывая кожу, как бы возрождается; точно так же возрождается и тело больного от лекарств.

По словам же других античных писателей, Асклепий (Эскулап), наблюдая за змеями, открыл тайну воскрешать мертвых. Однажды, когда бог Асклепий сидел у постели больного, явилась змея и обвилась около его палки. Асклепий убил змею, но тотчас же появилась другая змея, неся во рту траву, натерла ею мертвую змею, которая тотчас же воскресла. Бог Асклепий отыскал также эту траву и с тех пор часто и с успехом употреблял ее.

На картине Герена «Жертвоприношение Эскулапу» изображен старик, которого дети подводят к статуе бога медицины, а одна из дочерей старика, стоя на коленях, наблюдает за змеей, голова которой поднялась над жертвенником.

Храм Асклепия в Эпидавре

Видео (кликните для воспроизведения).

В древнегреческом городе Эпидавре находился знаменитый храм Асклепия. Его окружала священная кипарисовая роща. Целые толпы больных стекались туда со всех частей Греции, ища там исцеления от всевозможных немощей и болезней.

Посещение больным ребенком храма Асклепия. Джон Уильям Уотерхаус, 1877 г.

Больные, являвшиеся просить совета в храм Асклепия, подвергались предварительно посту, омовениям и очищениям. Затем больные должны были провести ночь в храме, где бог Асклепий появлялся им обыкновенно во сне и давал наставления, которые потом объяснялись и истолковывались жрецами храма Асклепия.

Культ бога Асклепия (Эскулапа) был распространен по всей Греции. Асклепию воздвигали много храмов, которые обыкновенно строились около целебных источников. Животное, приносимое в жертву богу Асклепию, был петух.

Асклепий (Эскулап) в древнем Риме

Древние римляне воздавали богу Асклепию также большие почести и называли бога врачевания Эскулап.

Когда страшная чума, свирепствовавшая в течение трех лет, грозила опустошить всю страну, верховные римские жрецы решили, что нет другого средства, как послать за богом Эскулапом в Эпидавр. Бог благосклонно выслушал посланных и отпустил с ними свою змею. Лишь только корабль со змеей Эскулапа прибыл в Рим, эпидемия тотчас же прекратилась.

Бог Асклепий в изображении Лукиана

Древнегреческий писатель Лукиан в своих диалогах («Dialogi deorum») очень остроумно описывает ссору бога Асклепия с Гераклом во время пира богов на Олимпе.

Зевс, стараясь примирить Асклепия и Геракла, говорит: «Перестаньте ссориться точно люди, — это недостойно и неприлично за столом богов». Геракл: «Неужели же ты хочешь, Зевс, чтобы этот отравитель сидел выше меня?» Асклепий: «Да, конечно, ведь я и стою больше тебя!» Геракл: «Как так? Не потому ли, что Зевс убил тебя своей громовой стрелой за то, что ты сделал то, чего не должен был делать?» Асклепий: «Ты, вероятно, забыл, как ты горел на костре на вершине горы Эты? Чего же ты винишь меня, что я тоже испробовал огня?» Геракл: «Да разве мы с тобой вели одинаковую жизнь? Сын Зевса, я исполнял самые тяжелые работы, очистил землю, боролся с чудовищами, наказывал злодеев, оскорблявших род людской. А ты кто? Собиратель трав, шарлатан, годный только на то, чтобы подавать лекарство больным и прикладывать пластыри. Ты никогда ни в чем не проявил мужества!» Асклепий: «Ты прав, но я же тебя вылечил от твоих ожогов, когда ты пришел сюда, весь покрытый ими. А затем, умалчивая обо всем прочем, я никогда не был рабом, как ты, я не сидел за прялкой, одетый в пурпуровое платье, меня не била Омфала своей золотой сандалией, и, наконец, я никогда в припадке исступления не убивал своей жены и детей» (Лукиан).

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Мёд и пчёлы в христианской традиции

1. Ранние христиане были убеждены, что молнии никогда не ударяют в улей, так как Илья-громовержец никогда не причиняет вред пчёлам. Человека, ужаленного пчелой, объявляли скрытым грешником. За нанесённый пчёлам ущерб предполагались суровые наказания, а воровство пчелиных колод приравнивалось к святотатству.

2. В христианстве пчела, благодаря своему трудолюбию, стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. О святых, прославившихся своими речами, таких как св. Амвросий и св. Иоанн Златоуст, говорится, что их слова были сладкими, как мёд. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно трудится и остаётся преданной своему улью. Улей, таким образом, является символом сплоченной религиозной общины и означает упорядоченное и благочестивое сообщество. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающую в воздухе пчелу христиане сравнивают с душой, вступающей в Царство Небесное, а тот факт, что пчёлы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.

3. В Болгарии в день праздника св. Варвары было принято варить кушанье с мёдом и давать детям, чтобы предохранить их от заболевания оспой.

4. В Румынии в день Сорока мучеников было принято выпекать печенье в форме пчелы, на которое ставили свечку. Только после этого все принимались за весенние полевые работы.

5. В Евангелии от Матфея (3:4) при описании жизни Иоанна Предтечи говорится: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищей его были акриды и дикий мёд». (Акриды — это плоды рожкового (хлебного) дерева).

6. Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа и посвящённый памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы. Пчеловоды в день наступления праздника, совершали обряд освящения мёда. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи и выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером, толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках подходили к пасекам и получали «ребячью долю» мёда. После получения мёда они пели:

Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!

7. Христианские святые Зосим и Савватий являются покровителями пчеловодства. К этим святым в старину обращались с молитвами о помощи при содержании пчёл. Многие распространённые в народе заговоры заканчивались фразой: «Божью помощью и преподобного Зосимы». Икона с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:

«Вот и пчельник деда Клима»
Хатка, садик и прудок — И угодника Зосима
Над калиткой образок… » (И.З. Суриков. «Дед Клим»).

ВЕЛЕС (НИКОЛА) КАК ПОКРОВИТЕЛЬ ПЧЕЛОВОДСТВА

Соотнесенность Николы и водяного определяет восприятие Николы как покровителя пчеловодства. Так, в цитировавшейся выше (§ III.2.2) белорусской песне Никола ходит по лесу и сажает пчелиные рои — когда Бог спрашивает его, где он был, Никола отвечает:

— Я по полю ходзиу да росу росиу,
— Я по меже ходзиу, жито родзиу,
— Я по бору ходзиу да рои садзиу.


(Шейн, 1874, с. 99)

Характерны и заговоры пчеловодов с упоминанием Николы: “обращается моя пасека Николиною милостию, железным тыном, каменною стеною от земли до неба; покрывается моя пасека Николиною милостию, чужим пчелам чтобы пролету не было. ” (Назаров, 1911, с. 67); “ходит ко мне сам Исус Христос, носит ко мне златый престол в мою пасеку и садится на златой престол и пущает мою Николину милость в леса и болота и в чистые поля на разные цветы” (там же);

ср. также призывание имени Николы, наряду с именами “пчелиных богов” Зосимы и Савватия, в пчеловодческих заговорах и заклинаниях (Назаров, 1911, с. 59, 61). В легенде о происхождении пчел говорится, что Господь Николе обещал первый рой (Добровольский, I, с. 287); в этой легенде происхождение пчел связывается с именами Николы и Зосимы, причем если Николе не удается принести пчел из Египта, то Зосиме это удается). В Смоленской губернии “микольщина” называется “праздником свечи”, и здесь наблюдается особый обычай “сучить свечу” на Николин день, когда после молитвы Николе едят сотовый мед, жуют соты и выплевывают в чашку с водой; из этого воска выходит затем мирская свеча Николе угоднику (Максимов, XVII, с. 235; Добровольский, 1900, с. 41—51; Шейн, III, с. 182—185). О собирании денег на общую свечу в Николин день говорит Юст Юль в своих записках (Юль, 1900, с. 267).

Эта роль Николы становится понятной, если иметь в виду специальную связь пчел с водяным (И. Сахаров, II, с. 48—49; Потебня, 1865, с. 209—213; Афанасьев, I, с. 381—382; Н. Виноградов, 1904, с. 77; Топоров, 1973, с. 37, примеч. 22; Топоров, 1975, с. 25). проявляющуюся как в космологических представлениях (по русскому поверью пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото), так и в пчеловодческих обрядах (потопление первого роя или лучшего улья, просьба к водяному об успешном размножении пчел и т. п., ср. также обычай ставить пасеку у реки, чтобы водяной охранял пчел). Представление о происхождении водяного от лошади (ср. отсюда обычай держать на пасеке конскую голову — Потебня, 1865, с. 210; Н. Виноградов, 1904, с. 77) явно связано с упомянутым выше обычаем топить лошадь, принося ее в жертву водяному. Характерно, что в некоторых местах такую лошадь предварительно мажут медом (Потебня, 1865, с. 209).

Успенский Б. А. «Филологические разыскания в области славянских древностей.

Пчёлы и мёд в мифологии древних славян и других народов мира

Мёд с давних времён считался символом сытости и достатка. Не зря же все пиршества сопровождались распитием медового напитка, который был невероятно хорош на вкус и «по усам тёк да в рот не попадал». В давние века ценность мёда приравнивали к валюте, и люди расплачивались им за самые дорогостоящие товары. В то время мёд ещё в большинстве стран воспринимался редкой заморской диковинкой, что и определяло не только его ценность, но и высокую цену. В наши дни мёд стал более доступным продуктом. А учитывая его эффективность как природного лекарства, стоит признать обоснованность нынешних цен на медовом рынке.

Различие в ценах на мёд зависит в первую очередь от сорта мёда. Так, монофлёрные меда обычно стоят дороже полифлёрных. Монофлёрным называют мёд, содержащий более 30% нектара одного растения, полифлёрные же меда представляют собой собрание нектара различных цветков и трав. В связи со сложностью добычи монофлёрного мёда его цена обычно значительно выше.

К примеру, акациевый мёд урожая 2016 года стоит в среднем 160 гривен за литр, а на летних ярмарках в 2016 году пчеловоды продавали этот мёд даже за 200 гривен. В то время как мёд из степного разнотравья 2016 года можно приобрести и за 80 гривен за литр. Исключением из правил, как и обычно в Украине, стал монофлёрный мёд из подсолнуха. Благодаря хорошему урожаю купить мёд подсолнуха 2016 года можно всего за 70 гривен за литр.

Цены на мёд в Украине в 2016 году, конечно, стали выше, чем цены на урожай предыдущего года, однако причиной тому послужила отнюдь не прихоть пчеловодов. Вопреки ожиданиям урожай этого продукта пчеловодства был не так хорош, что и повлияло на формирование стоимости мёда летом 2016 года. На рынках, конечно, всегда можно найти мёд «подешевле», однако стоит понимать, что цены на мёд у всех пчеловодов в среднем одинаковые и слишком заниженная стоимость говорит скорее о недобросовестности и фальсификации мёда. Не стоит экономить на своём здоровье!

В наше время мёд ценится не только благодаря своим приятным вкусовым качествам, но также и благодаря полезным свойствам, среди которых:

  • успокаивающее;
  • антисептическое;
  • мочегонное;
  • желчегонное;
  • болеутоляющее;
  • жаропонижающее;
  • общеукрепляющее и многие другие.

Но давайте посмотрим, за что же так ценили мёд и трудяжек пчёл наши предки, ведь именно из прошлого к нам пришло к нам такое трепетное отношение к пчеловодству.

Пчела – священное животное

Ни одно животное не удостаивалось таких почестей как пчела за всю историю человечества. Пчёл всегда оберегали, приписывая им самые удивительные способности. Наши предки – древние славяне – называли пчелу Божьей угодницей и верили, что ужалить она может только грешного человека. У добрых же людей пчёлы хорошо приживаются и связывают их узами духовного родства. Считалось хорошим свадебным подарком подарить половину своих пчёл. Такое совместное владение пчёлами делало союз священным, нерушимым.

Народ, однако, ознаменовал пчёл не только с чистотой и божественностью, но и с безбрачием. По легенде пчёлы – это слёзы красивой девушки, сидевшей в одиночестве на камне посреди моря. В загадках пчёл олицетворяли монахини или незамужние девы. Сербы же верили, что Бог велел пчёлам размножаться без спаривания, просто откладывая яйца.

В русских загадках о пчёлах тоже примечался этот мотив: «мужа у неё нет, а детей много». В Сербии также существовало поверье о происхождении пчёл из слёз матери, оплакивающей своего сына. Образ матери при этом приравнивался к образу Богоматери. В России и Украине в легендах и молитвах тоже есть сравнение Богородицы с пчелиной маткой. Божью Матерь считали хранительницей пчёл и пчеловодов, потому на Успение Богородицы по традиции в церквях всегда угощали прихожан освещённым мёдом.

Древние греки верили, что ребёнок, к устам которого прикоснётся пчела, станет выдающимся оратором. По легенде самого Зевса кормили в детстве исключительно мёдом с молоком священной козы. Народы Среднего Востока ставили ульи на могилах людей, умерших, отдавая дань своему народу. Считалось, что пчёлы кормили души усопших перед отправлением в мир иной.

Древние викинги, которые тоже верили в существование потустороннего мира, считали, что на той стороне их ждёт медовое молоко в неограниченном количестве. Арабы называли пчелу даром Божьим и верили, что она могла ужалить лишь лжеца. Швейцары и французы называли пчёл душами умерших и украшали их изображениями свои именные гербы.

Майя тоже верили, что пчёлы – это души умерших индейцев, но они считали, что в пчелу превращаются лишь храбрейшие воины, а ленивые и слабые обращаются в мух. В связи с этим к пчёлам относились с особой осторожностью, после смерти заворачивали в древесные листы и хоронили.

Мёд в традициях народов

Мёд с давних времён считался одним их наиболее сакральных продуктов питания. В мифологии мёд считается символом и источником мудрости, становления жизни и магических сил. Мировое древо скандинавов Иггдрасиль представлялось покрытым медовой росой. Считалось, что мёд пьют верховные боги. В славянских народах по традии молодую невесту встречали в доме мужа мёдом. Иногда девушке мазали мёдом губы или обливали им свадебный венок.

В Средние века, когда по обряду жениха и невесту причёсывали, гребень предварительно окунали в мёд. На пирах обычно соты клали в большой котёл, разводили водой и варили, после чего напиток пили охлаждённым. Приготовленные на основе мёда блюда по обычаю входили во все поминальные обряды. Считалось, что мёд нужен, чтобы умершим было сладко на том свете.

Африканские народы использовали мёд для лечения и омоложения своих вождей, приписывая этому продукту чудодейственные свойства. Древние славяне называли мёд – живой водой – олицетворением благодатного дождя. Только отведав такой воды, богатырь мог поднять свой боевой меч и сразить врага. Уже тогда люди понимали, какую силу придаёт мёд.

Во все времена высоко ценился натуральный пчелиный мед. Его подделки начали появляться еще во времена Киевской Руси. Уже тогда нечистые на руку купцы пытались продать подделку под видом натурального продукта. Поэтому, покупая мед, следует быть осторожным. Купить качественный натуральный мед вы можете в нашем интернет-магазине,перейдя по ссылке в каталог «Натуральный мед».

Читайте так же:  Торт с медом рецепт из жидкого теста
Бог пчеловодства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here