Действующий закон о пчеловодстве

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "действующий закон о пчеловодстве". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Пчеловодство: оборудование и инвентарь

  • Wide (default)
  • Fluid
  • Narrow
  • blue
  • cyan
  • deep
  • default
  • orange
  • purple
  • default
  • left-main
  • left-right-main
  • main-left-right
  • main-left
  • main-only
  • main-right-left
  • main-right
  • right-main-left

Menu Style

  • Mega
  • Css
  • Dropline
  • Split

Закон «О пчеловодстве» Ивановской области

Настоящий Закон принят в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99 N 184-ФЗ (в действующей редакции) в целях регулирования деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел на территории Ивановской области.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Статья 2. Правовое регулирование в сфере пчеловодства

Правовое регулирование в сфере пчеловодства осуществляется законодательством Российской Федерации, законодательством Ивановской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность в области пчеловодства

Граждане и юридические лица, в том числе общественные объединения пчеловодов, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в области пчеловодства.

Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляют деятельность в области пчеловодства для удовлетворения личных нужд.

Статья 4. Количество пчелиных семей

Численность пчелиных семей на пасеках у физических и юридических лиц не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Количество ульев с пчелиными семьями на пасеках в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях устанавливается их учредительными документами.

Статья 5. Регистрация и учет пчелиных семей

Регистрацию пасек, находящихся в собственности юридических и физических лиц, осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ивановской области учреждения государственной ветеринарной службы Ивановской области, контролирующие проведение на пасеках необходимых ветеринарно-санитарных мероприятий.

Собственники пасек должны соблюдать следующие условия (независимо от количества пчелосемей, ведомственной принадлежности и формы собственности):

  • наличие ветеринарно-санитарного паспорта на каждую пасеку, удостоверяющего ее ветеринарно-санитарное благополучие;
  • ежегодное представление в учреждения государственной ветеринарной службы Ивановской области по месту регистрации пчелиных семей ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, результатов лабораторных исследований эпизоотического состояния пчелиных семей, проведенных государственной ветеринарной службой по месту их регистрации, для внесения в ветеринарно-санитарный паспорт пасеки.
  • Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки выдается при условии выполнения ветеринарно-санитарных норм и правил, а также требований, предусмотренных статьей шестой настоящего Закона.

    Статья 6. Требования к размещению и обустройству пасек

    Граждане и юридические лица размещают пасеки (пчелиные семьи) на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании с соблюдением ветеринарно-санитарных норм и правил.

    Пасеки размещают на сухих, освещенных солнцем, защищенных от ветра местах, не ближе 500 метров от шоссейных и железных дорог, пилорам, высоковольтных линий электропередач, на расстоянии не менее одного километра от животноводческих и птицеводческих строений и не ближе 5 километров от предприятий кондитерской и химической промышленности, аэродромов, военных полигонов, радиолокационных, радио- и телевещательных станций и прочих источников микроволновых излучений.

    Для организации стационарных пасек земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным и лесным законодательством Российской Федерации из расчета десять — пятьдесят квадратных метров на пчелиную семью.

    Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, наиболее благоприятных для размещения кочевых пасек, предоставляют их гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским, земельным и лесным законодательством.

    Пасеки размещаются у источников медосбора одна от другой на расстоянии, обеспечивающем продуктивное содержание пчелиных семей и эффективное опыление энтомофильных сельскохозяйственных растений.

    Не допускается установка пасек на пути лета пчел другой, ранее размещенной, пасеки к источникам медосбора.

    Территория пасеки (ульи с пчелиными семьями):

  • огораживается сплошным забором высотой не менее чем два метра;
  • размещается на расстоянии не менее десяти метров от границ земельного участка.
  • Граждане и юридические лица размещают ульи с пчелами на расстоянии не менее 250 метров от учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, учреждений дошкольного воспитания, учреждений культуры, других общественных мест, дорог и скотопрогонов.

    Порядок размещения ульев с пчелиными семьями в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях устанавливается их учредительными документами.

    Кочевые пасеки размещаются одна от другой на расстоянии не ближе полутора километров и двух километров от стационарных пасек. Размещение кочевых пасек и установка ловушек роев на пути лета пчел другой пасеки к месту медосбора не допускается.

    Статья 7. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области пчеловодства

    Споры, возникающие между гражданами, юридическими лицами при осуществлении деятельности в области пчеловодства, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона

    Нарушение Закона Ивановской области «О пчеловодстве» влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Ивановской области.

    Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Правительству Ивановской области, органам местного самоуправления привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

    Действующий закон о пчеловодстве

    ГЛАВА III. ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ПЧЕЛОВОДСТВА

    Статья 12. Объект собственности в области пчеловодства

    Объектом собственности в области пчеловодства является пчелиная семья (пчелиный рой) и другое необходимое для осуществления деятельности в области пчеловодства имущество.

    Статья 13. Право на возврат улетевшего пчелиного роя

    Гражданин или юридическое лицо, упустившие пчелиный рой, имеют право на его возврат в случае непрерывного его преследования. В данном случае гражданин или юридическое лицо, упустившие пчелиный рой, имеют право собрать его, если пчелиный рой привился на чужой территории или поселился в чужом пустом улье.

    Статья 14. Право на возмещение стоимости улетевшего пчелиного роя

    Право на возмещение стоимости улетевшего пчелиного роя имеют гражданин или юридическое лицо, упустившие пчелиный рой, в случае непрерывного его преследования, если пчелиный рой залетел в улей с пчелами, находящимися в собственности (владении, пользовании) другого гражданина или юридического лица.
    Возмещение стоимости улетевшего пчелиного роя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 15. Общая собственность на улетевший пчелиный рой

    Общей собственностью разных граждан и (или) юридических лиц являются слетевшиеся пчелиные рои данных граждан и (или) юридических лиц (свальный пчелиный рой) до момента залета свального пчелиного роя в улей с пчелами.
    В случае, если свальный пчелиный рой самостоятельно разделяется на отдельные пчелиные рои, право собственности на каждый такой рой определяется жеребьевкой.
    В противном случае свальный пчелиный рой переходит в собственность предложившего за него наибольшую цену гражданина или юридического лица. Такая цена в равных долях распределяется между гражданами и (или) юридическими лицами — собственниками пчелиного роя и выдастся им.
    В случае, если свальный пчелиный рой залетел в улей с пчелами, возмещение стоимости улетевших пчелиных роев осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

    Читайте так же:  Разведение пчел породы карника отзывы

    Статья 16. Безнадзорный пчелиный рой

    Пчелиный рой, не преследуемый гражданином или юридическим лицом, либо пчелиный рой неизвестного происхождения является безнадзорным.
    Право собственности на безнадзорный пчелиный рой определяется в соответствии с гражданским законодательством.

    Законы о пчеловодстве и нормы права

    Законы о пчеловодстве и нормы права — это то, что в обязательном порядке нужно знать тем, кто собирается заниматься пчеловодством по-серьезному. Так вы сможете избежать множества проблем и знать, как решить спорные ситуации.

    Содержание:

    Законы о пчеловодстве

    Пчеловодство в настоящее время превратилось в настоящий бизнес. А это значит, что эта сфера поддается действую существующих законодательных норм.

    К сожалению, не все пчеловоды являются профессиональными юристами. Как же не потеряться в суровом мире бизнеса?

    Что делать, если вы захотели осуществить продажи меда за границу? Конечно же, необходимо изучить этот вопрос с точки зрения юридических аспектов.

    Но и если у вас нет таких амбициозных целей по развитию своего бизнеса, это не значит, что вы должны оставить в стороне все юридические аспекты. По возможности необходимо ознакомиться с данной темой.

    Если вы являетесь начинающим пчеловодом, то знание законодательных норм позволит вам с самого начала избежать досадных ошибок, характерных для новичков. Возможно, для кого-то подобные сведения будет крайне полезными и помогут принять взвешенное решение, стоит ли заниматься подобным бизнесом или нет.

    Начинающему бизнесмену необходима помощь от государства. С нуля развивать любое дело очень сложно, даже если вы являетесь способным и талантливым человеком.

    И уже на этом этапе начинающего пчеловода могут ждать определенные разочарования. Дело в том, что в нашей стране трудно рассчитывать на получение государственных субсидий, если вы являетесь начинающим владельцем пасечного хозяйства.

    Раньше пчеловодческая отрасль гораздо больше ценилась, в том числе на государственном уровне. За ее развитие могли поощрить, а за ущерб, причиненный подобному хозяйству могли наказать. Однако времена меняются, и сейчас положение в отрасли изменилось.

    В 90-е годы существовавшая ранее система правил была разрушена. В 1998 году состоялась попытка восстановления существующих норм по отношению к пчеловодству, однако она не привела к принятию такого закона.

    Был представлен проект нового закона о пчеловодстве, однако, к сожалению, он не был принят и не вступил в свою законную силу. Однако в нем содержались требования, которые могли бы регулировать данную сферу и пошли бы на пользу владельцам пасечных хозяйств. Содержание закона доступно широкой аудитории и с ним при желании можно ознакомиться.

    Право в РФ

    В нашей стране пчеловодческий бизнес ориентируется на требования отечественного законодательства. Однако у нас до сих пор нет полноценного закона, регулирующего подобную отрасль сельского хозяйства.

    Давайте попробуем ознакомиться с требованиями, которые содержались в проекте закона, который призван был регулировать данную сферу. Из него можно узнать достаточное количество интересной и полезной информации, которая поможет легче ориентироваться в основных понятиях данной отрасли.

    Прежде всего, необходимо понимать, что пасечное хозяйство могут вести как юридические, так и физические лица. Они могут отличаться по размерам своей территории: от самых маленьких до по-настоящему огромных, работающих в промышленном масштабе.

    Статус владельца пасечного хозяйства не должен влиять на численность особей, которые проживают в ульях на его территории. Не ограничено и количество пчелиных семей. Бывают исключительные случаи, но все они должны быть определены в индивидуальном порядке при взаимодействии с профессиональным юристом.

    Чем могут быть обусловлены налагающиеся ограничения на количество пчелиных семей на территории пасечного хозяйства? Как правило, это должно быть обусловлено особенностями агроклиматических условий территории, а также приспособленности местности для ведения подобного бизнеса.

    Налагаться такие ограничения могут органами местного самоуправления. Однако такие решения должны быть обоснованы. Приниматься они должны на основании данных об условиях содержания крылатых работников пасечного хозяйства, их медоносности, а также заключений о соответствии их условий проживания установленным ветеринарно-санитарным требованиям.

    Зачастую улья устанавливают не индивидуальные фермеры, которые не зависят не от кого, а те люди, которые входят в состав профессиональных объединений. Например, зачастую деятельность по добыче меда происходит на территории следующих объединений:

    Даже если ваша деятельность является некоммерческой по характеру, устав подобного объединения может наложить ограничения на количество проживающих на его территории пчелиных семей. И это абсолютно законно, ведь все члены подобного объединения должны быть в курсе норм устава и принять их под свою подпись.

    И физические, и юридические лица должны соблюдать определенные правила при размещении домиков для медоносных насекомых на территории своей пасеки. Земельные участки для разведения пчелиных семей могут находиться как в собственности владельца подобной фермы, так и предоставленными им в аренду или на других условиях.

    Вне зависимости от этого фактора очень важно при разведении и содержании медоносных насекомых соблюдать требуемые ветеринарно-санитарные правила. Прежде всего, речь идет и о так называемых зоотехнических требованиях.

    При этом необходимо следить не только за условиями проживания своих крылатых подопечных, но и за безопасностью жизнедеятельности окружающих людей. Таким образом, пасеки должны располагаться на довольно безопасном расстоянии от следующих объектов:

    • медицинских учреждений;
    • учебных заведений;
    • культурных объектов.

    Такая норма обусловлена тем, что пчелы могут представлять собой некоторую опасность для людей, ведь их укусы являются ядовитыми. Кроме того, на территории таких хозяйств зачастую ведутся работы по обработке отдельных участков и ульев химическими веществами, которые также могут негативным образом влиять на состояние здоровья окружающих людей.

    Существующие требования, определяющие расстояние от места расположения пасеки до различных объектов массового пользования людей, могут варьироваться на различных участках территории нашей страны. Как правило, они устанавливаются органами исполнительной власти, регулирующими данные вопросы на территории субъектов Российской Федерации.

    Существуют также определенные правила, которые регулируют размещение ульев внутри территории пасечного хозяйства. Дело в том, что существуют требования установки пчелиного домика относительно границы земельного участка.

    Минимально возможное расстояние по этому параметру должно составлять 10 метров. В некоторых случаях возможно нарушение это правило, если соблюдается дополнительное условие: установка домиков для медоносных насекомых должна производиться на высоте от двух метров над уровнем поверхности земли.

    Читайте так же:  Пшеница с медом рецепт
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Возможны и такие варианты, когда нарушение минимального расстояния компенсируется тем, что ульи отделены от окружающего мира с помощью следующих приспособлений:

    • строений;
    • зданий;
    • забором без наличия отверстий;
    • кустарником.

    При этом их высота также должна составлять не менее двух метров. Это обусловлено не прихотью чиновников, а исключительно требованиями техники безопасности.

    Новые нормы

    В законодательстве могут происходить некоторые изменения. И поэтому на рассмотрение высших инстанций постоянно вносятся новые проекты законодательных актов, которые должны быть направлены на регулирование деятельности владельцев пасечных участков.

    Новый проект закона в данной сфере призван, прежде всего, урегулировать вопросы организации и ведения пасечного участка. Проект разрабатывается для того, чтобы узаконить основные понятия, существующие в данной сфере.

    Кроме того, должны быть установлены принципы, на которые необходимо будет ориентироваться как начинающим, так и опытным пчеловодам при ведении подобного вида деятельности.

    К основным понятиям, требующим расшифровки, относятся следующие термины:

    • пасека;
    • пчеловодство;
    • пчелиный рой;
    • пчелиная семья;
    • улей.

    Конечно же, нельзя сказать, что этим списком ограничиваются все нужные термины. Ведь чем четче прописаны законы того или иного бизнеса, тем легче в нем ориентироваться профессионалу.

    Полномочия местных органов власти — это еще один важный аспект, который должен быть обязательно освящен в законе, регулирующем бизнес по разведению медоносных насекомых. Это позволит избежать спорных вопросов и конфликтов.

    Для удобства должен быть приведен полный перечень возможных пород, разрешенных для разведения. Естественно, этот список может варьироваться в зависимости от региона, что обусловлено естественными факторами окружающей среды.

    Порядок создания профессиональных организаций для владельцев пасечных хозяйств — это еще один важный вопрос, требующий подробного освещения. Кроме того, должны быть четко прописаны функции подобных объединений, а также требования, предъявляемые к их членам.

    На самом деле, потребность принять законодательный акт, регулирующий сферу пчеловодческой деятельности, назрела достаточно давно. Однако до сих пор он не был принят.

    Отсутствие законодательного акта может вызвать возникновение множества спорных моментов в процессе организации пасечного участка и реализации продукции. Однако можно найти и плюсы, которые могут проявляться в отсутствии общепринятого закона.

    Ведь зачастую наличие законодательных требований не учитывают некоторые важные нюансы подобной деятельности, ведь подобные правила принимаются не непосредственно пчеловодами, а чиновниками, далекими от конкретной сферы деятельности. Поэтому не всегда нормы права облегчают жизнь предпринимателей, иногда действие подобных норм действуют ровно наоборот.

    Как вести пчеловодческий бизнес

    Пчеловодческий бизнес должен ориентироваться на существующие законодательные акты. Если в нашей стране нет законов, регулирующих данную конкретную сферу деятельности, можно пользоваться правилами, которые косвенно можно отнести к вашей деятельности.

    Предоставление земельных наделов для начинающих пчеловодов — это еще один важный аспект подобной предпринимательской деятельности. Могут ли начинающие предприниматели рассчитывать на помощь от государства в виде субсидий и льготных условий кредитования.

    Это действительно так, и обусловлено это действием различных федеральных и региональных целевых программ. Однако при этом важно ориентироваться на существующие законодательные нормы и полностью соответствовать их требованиям.

    Что же делать, когда нет отдельного закона для сферы пчеловодства? Предоставление земельных участков регулируется, прежде всего, Земельным и Лесным кодексами.

    Существуют определенные нюансы, которые было бы полезно знать как начинающим, так и опытным пчеловодам. Дело в том, что пчелиные семьи вправе быть зарегистрированы в одном месте, а сама пасека может располагаться совсем в другом месте. Это оправдано нормами следующих документов:

    • Гражданским кодексом;
    • Земельным кодексом;
    • Лесным кодексом.

    Особенно часто это происходит в том случае, когда пчеловод не имеет собственного земельного участка, а вынужден брать его в аренду у других людей. Кроме того, можно использовать чужие земельные участки непосредственно в период непосредственного цветения интересующих вас источников медосбора, а в остальное время вести хозяйство на территории другого постоянного места.

    Помимо стационарных пасек, многие фермеры заводят себе так называемые кочевые пасеки. Здесь существуют также определенные правила размещения подобных подсобных хозяйств. Например, такое место не должно препятствовать процессам лета пчел, живущих на соседних подобных участках.

    Пчеловод обязан следить за тем, чтобы содержание своих крылатых медоносных насекомых велось в оптимальных условиях. у них должно быть достаточное количество ресурсов для питания, которые позволяли бы им обладать достаточной энергией для построения сильных пчелиных семей, активного размножения и сбора пыльцы для производства меда.

    Кочевые хозяйства должны быть зарегистрированы точно также, как и стационарные фермерские участки. На их территории также должны соблюдаться все необходимые ветеринарно-санитарные нормы.

    У пасечного хозяйства, ведущего свою деятельность официально, должен существовать специальный ветеринарно-санитарный паспорт. Он должен предъявляться по требованию органов муниципального управления. Если ваше хозяйство относится к каким-либо объединениям некоммерческого характера, то оно должно соответствовать не только общим нормам, но и правилам, закрепленным в учредительных документах данного объединения.

    Закон о пчеловодстве: описание, изменения

    Во времена СССР пчеловодству и производству мёда уделялась значительное внимание. Однако в современной России пчеловодство, как отрасль сельского хозяйства, не регулируется и не охраняется на федеральном уровне. С целью урегулирования социальных и экономических взаимосвязей в указанной сфере, была выдвинута инициатива о разработке соответствующего закона.

    Основные положения закона о пчеловодстве

    Нормативный акт, о котором пойдёт речь, ещё не подписан Президентом Российской Федерации и не вступил в силу. Все данные предоставлены исключительно в целях ознакомления с рассматриваемым законопроектом.

    Проект Федерального закона N 861659-6 «О пчеловодстве» предложен депутатами Госдумы
    Г.А. Зюгановым, А.П. Тарнаевым, О.А. Лебедевым, К.К. Тайсаевым. Новый закон о пчеловодстве в России регламентирует совокупность социально-экономических и юридических отношений в сфере пчеловодства, производства мёда и развития соответствующего вида сельского хозяйства.

    В составе преимущественной терминологии ФЗ о разведении пчёл встречаются следующие термины (ст. 2):

    • Пчеловодство — сельскохозяйственная отрасль, специализирующаяся на разведении и эксплуатации медоносных пчёл;
    • Энтомофильные растения — растения, которые опыляются насекомыми;
    • Пасека — система ульев, своего рода пчелиная ферма;
    • Улей — искусственное место проживания для пчелиной семьи;
    • Пчелиная семья — колония насекомых, включающая в себя одну королеву-матку, трутней и рабочих пчёл;
    • Продукт пчеловодства — мёд, воск, прополис и иная продукция;
    • Медосбор — сбор насекомыми нектара с растений.

    Принципы регламентации производящего пчеловодства планируются следующие:

    • Рациональная эксплуатация пчёл с целью сохранения естественного прироста их численности;
    • Обеспечение гарантированного права частных лиц на занятие личным пчеловодством;
    • Содействие отрасли пчеловодства на Федеральном уровне;
    • Обязательное членство в СРО (Саморегулируемой Организации) лиц, занимающихся разведением данных насекомых.
    Читайте так же:  Технология продукции пчеловодства

    Согласно ст. 5 рассматриваемого Федерального закона, объекты государственной власти наделяются следующими полномочиями в сфере пчеловодства:

    • Проектирование и введение в силу единой федеральной политики в отношении пчеловодства;
    • Введение новых Федеральных законов, регулирующих положение пчеловодства;
    • Определение правил для пчеловодов;
    • Прямое наблюдение и ведение реестра СРО в области пчеловодства;
    • Мониторинг количества пасек и пчелиных семейств на территории Российской Федерации;
    • Организация научных исследований с целью повышения интенсивности размножения и сохранности данного вида насекомых;
    • Создание паспорта пасеки.

    Саморегулируемая Организация в сфере пчелопроизводства

    Согласно статье 7 проектируемого Федерального закона, СРО пчеловодов представляет собой организацию, существующую на добровольной и некоммерческой основах. Главная цель СРО — регламентирование деятельности свободных пчеловодов согласно постановлениям данного нормативного акта, Конституции Российской Федерации и межличностных корпоративно-этических отношений.

    СРО пчеловодов включается в Федеральный реестр Саморегулируемых Организаций. Включение в государственный реестр определяет статус некоммерческой организации как Саморегулируемой.

    Для регистрации сообщества пчеловодов и пасечников как СРО необходимо соблюдение следующих норм:

    • Членство общим числом не менее 300 частных и юридических лиц;
    • Образование коллегиального совета или другого органа внутреннего управления делами сообщества;
    • Соответствие нормативам настоящего закона о пчеловодческой деятельности;
    • Разработка официального сайта, отвечающего требованиям, обозначенным в положениях Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
    • Наличие собственной лаборатории для проведения аналитических исследований в области пчеловодческой деятельности;
    • Присутствие в сообществе как минимум двух квалифицированных врачей-ветеринаров;
    • Присутствие как минимум трёх граждан с высшим биологическим образованием, специализирующихся на насекомых.

    Функциями пчеловодческой СРО являются:

    • Определение стандартов собственной деятельности;
    • Определение кочевых карт пчелиных колоний;
    • Ведение пасечного паспорта и другой документации;
    • Предоставление в уполномоченные Федеральные органы сведений о регулярной проверке количественного прироста пчелиных семей;
    • Создание собственного кодекса и свода правил по принятию пчеловодов в членство;
    • Приём и исключение физических и юридических лиц из членства, ревизия их деятельности с ведением подробной отчётности;
    • Обеспечения входящих в членство пчеловодов своевременной информации, предоставление им юридической и социальной защиты.

    Каждый пчеловод может одновременно состоять в членстве только одной организации вышеупомянутого типа. При совершении неправомерных деяний в сфере пчеловодства, лицо несёт ответственность, определяемую Законодательством Российской Федерации.

    Все конфликты, возникающие внутри СРО, должны своевременно пресекаться руководящими органами. Переквалификация подобной организации невозможна, упразднение проводится в рамках нормативов, установленных Федеральным законом о СРО.

    Скачать текст закона о пчеловодстве

    В положения в данный момент не действующего закона о пчеловодческом промысле в России целесообразно вникнуть для ознакомления. Подробный текст проекта Федерального закона N 861659-6 «О пчеловодстве» можно скачать по ссылке:

    Изменения в законе о пчеловодстве РФ

    На данный момент закон о разведении пчёл на территории РФ не был подписан Президентом Российской Федерации. Более того, 20 апреля 2017 Государственной Думой Федерального Собрания РФ было вынесено постановление об отклонении рассматриваемого законопроекта. Документ скреплён личной подписью Председателя Госдумы Федерального Собрания, В.В. Володиным.

    Данный отказ предположительно связан с отсутствием на данный момент бюджетных возможностей для введения подобного нормативного акта. Но, учитывая стремительный рост пчеловодства и производства мёда на территории России, принятие закона о пчёлах в ближайшие годы возможно и экономически обоснованно.

    Скачать постановление Госдумы об отклонении проекта рассматриваемого нормативного акта о пчеловодстве в России можно по ссылке:

    Действующий закон о пчеловодстве

    Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан
    22 июня 1995 года.
    Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан
    14 июля 1995 года.

    Пчеловодство — одна из отраслей сельскохозяйственного производства, способствующая повышению урожайности энтомофильных культур, производящая ценные пищевые и лечебные продукты для человека и сырье для промышленности. Пчелы, пчелосемьи, пасеки как составная часть общественного богатства нуждаются в постоянном воспроизводстве, охране и защите.

    Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Задача законодательства о пчеловодстве
    Задачами законодательства Республики Башкортостан о пчеловодстве являются правовое регулирование отношений в области производства продуктов пчеловодства, охраны, использования и воспроизводства пчел, эффективного применения их для опыления сельскохозяйственных культур и всей опыляемой флоры, создание условий для повышения продуктивности пчеловодства, а также растениеводства, обеспечение гарантий соблюдения прав интересов граждан и юридических лиц, занимающихся пчеловодством.

    Статья 2. Законодательство о пчеловодстве
    Законодательство Республики Башкортостан о пчеловодстве состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных актов, а также правовых норм, определенных международными договорами. В случаях, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

    Раздел II ЗАНЯТИЕ ПЧЕЛОВОДСТВОМ
    Статья 3. Право пчеловождения и нормы содержания пчелиных семей
    Правом содержания пчел могут пользоваться все граждане Республики Башкортостан, желающие заниматься пчеловодством, имеющие необходимые знания, опыт практической работы с пчелами или специальную подготовку. Численность пчелосемей в личных пасеках не ограничивается.

    Статья 4. Налоговое обложение доходов пчеловодов
    Не облагаются республиканскими и местными налогами:
    доходы и прибыль от пчеловодства, получаемые предприятиями всех форм собственности и индивидуальными владельцами пчелосемей, а также от изготовления пчеловодного инвентаря, оборудования, ульев и вощины, поставляемые Агентству по пчеловодству Республики Башкортостан для нужд республики; Агентство по пчеловодству Республики Башкортостан и его подразделения.

    Раздел III РАЗВИТИЕ ПЧЕЛОВОДСТВА
    Статья 5. Участие государства в развитии пчеловодства

    Органы государственной власти содействуют всем категориям хозяйств в развитии и
    достижении высокой продуктивности пчеловодства, учитывают их предложения по охране пчеловодства, рациональному использованию пчелосемей.

    Статья 8. Охрана среды обитания и деятельности, условий размножения, мест кочевок и путей миграции пчел
    Предприятия, учреждения, организации, фермерские хозяйства и граждане, осуществляя строительство и реконструкцию различных объектов, внедрение новых технологических процессов, работы по мелиорации, хозяйственному использованию земель, многолетних насаждений и лесных массивов и другую деятельность, влияющую на состояние пчел, обязаны обеспечивать мероприятия по сохранению среды их обитания, неприкосновенность участков и растений, представляющих особую ценность для сохранения и жизнедеятельности пчел.

    Статья 9. Охрана пчел от применения в сельском и лесном хозяйствах средств химизации
    1. Применение средств химизации в сельском и лесном хозяйствах разрешается только согласно их перечню, утвержденному в установленном порядке, при строгом соблюдении правил охраны пчел.
    2. Запрещается применение пестицидов для обработки полей, полезащитных лесных полос и древесно-кустарниковых насаждений во время цветения медоносных растений.
    3. Сельскохозяйственные предприятия и организации, применяющие химические средства для обработки медоносных растений, обязаны за 5 дней до начала- работы письменно или через местную печать предупредить об этом предприятия, учреждения, организации и пчеловодов, имеющих пасеки в радиусе до 7 км от обрабатываемых участков, сообщить о применяемом препарате, его токсичности и сроках изоляции.

    Читайте так же:  Пампушки с медом рецепт

    Статья 10. Охрана пчел при проведении лесохозяйственных работ
    1. Запрещается рубка нектароносной липы, клена, ивы, акации, а также заготовка ивового корья в радиусе до 3 км от мест размещения стационарных пасек и населенных пунктов, имеющих пчелосемьи, кроме случаев улучшения санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.
    2. Деревья с дуплами, как свободные, так и занятые пчелосемьями, находящиеся на учете
    лесхозов, которые отвечают за их охрану, сохраняются. Отбор меда из гнезд пчелиных семей, живущих в лесах, допускается без изъятия и уничтожения пчел и спиливания деревьев с дуплами, занятыми пчелами, при условии оставления в их жилищах необходимых кормовых запасов.

    Статья 11. Учет численности пчелосемей
    1. Органы местной власти проводят ежегодный учет численности пчелосемей во всех категориях хозяйств.
    2. Органы Государственного страхования Республики Башкортостан проводят страхование семей пчел, принадлежащих колхозам, совхозам, фермерским хозяйствам, пчеловодческим кооперативам, другим предприятиям, организациям и отдельным гражданам в порядке, установленном законодательством.
    Статья 12. Реализация продукции пчеловодства
    Реализация меда и других продуктов пчеловодства осуществляется владельцами пчел по своему усмотрению по договорной цене. За реализацию фальсифицированной пчело-продукции виновные привлекаются к ответственности в установленном законодательством порядке.

    Статья 18. О едином Дне пчеловодов Республики Башкортостан
    Установить единый День пчеловода Республики Башкортостан — второе воскресенье августа.

    РАЗДЕЛ VIII О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
    «О ПЧЕЛОВОДСТВЕ»
    Статья 19. О порядке введения в действие Закона Республики Башкортостан «О пчеловодстве»

    1. Ввести в действие Закон Республики Башкортостан «О пчеловодстве» со дня его опубликования.
    2. Кабинету Министров Республики Башкортостан в трехмесячный срок после принятия Закона Республики Башкортостан привести решения Кабинета Министров Республики Башкортостан в соответствие с Законом Республики Башкортостан «О пчеловодстве». Обеспечить пересмотр и отмену государственными комитетами, министерствами, ведомствами Республики Башкортостан их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.
    3. Установить, что с введением в действие Закона Республики Башкортостан «О пчеловодстве» действующие нормативные акты применяются лишь в части, не противоречащей данному Закону.

    Президент Республики Башкортостан М. РАХИМОВ

    Пчеловодам нужны правовые знания

    В первой части статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правовых нарушениях (КоАП РФ) содержится норма, в соответствии с которой за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил предусмотрена административная ответственность.

    В настоящее время существуют (подчеркиваю существуют, а не действуют, причины этого будут указаны ниже) Ветеринарно-санитарные правила для специализированных пчелохозяйств, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 4 декабря 1974 г., Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел, утвержденные этим же управлением 15 декабря 1976 г. (взамен Правил от 23 апреля 1970 г.). Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ 17 августа 1998 г. утверждена действующая Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел. До середины 2013 г. существовала Инструкция по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и на дачных участках, утвержденная 17 июня 2002 г. Федеральным государственным учреждением (ФГУ) «Инспекция по пчеловодству» Министерства сельского хозяйства (МСХ) РФ.

    Суды при разрешении споров, связанных с пчеловодством, на все перечисленные инструкции и правила ссылаются как на действующие. Если соотнести эти инструкции и правила с нормами административного законодательства, возникает мысль о возможности быть привлеченным к ответственности за то, что ульи на пасеке расставлены без соблюдения расстояний, предписанных в названных нормативно-правовых актах. В своих решениях суды указывают даже на нарушение расстояния в несколько сантиметров. Это может показаться абсурдом, но и инструкции с правилами давно не отвечают нынешнему положению пчеловодства в стране. Даже незаконная сама по себе инструкция от 17 июня 2002 г. действовала более десяти лет, и суды руководствовались ею. Конечно, это характеризует недостаточно внимательное отношение МСХ РФ к нормативно-правовым актам по пчеловодству.

    Согласно основным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в России насчитывалось всего 3 727 800 пчелиных семей, из которых 3 461 000 находились в личных подсобных хозяйствах граждан, то есть абсолютное большинство. В нашей стране пчеловодством занимаются в основном граждане в личных подсобных хозяйствах и на дачных участках площадью, как правило, 6 соток, на которых стоят и строения. Может ли пчеловод выполнить требования о размещении ульев на расстоянии 3-3,5 м друг от друга и 10 м между рядами? Ученые-пчеловоды давно высказали по данному вопросу совсем другую точку зрения. Является ли она нарушением ветеринарно-санитарных правил? Если признать, что указанная точка зрения вступает в противоречие с инструкциями и правилами, то всю работу ученых в этой части надо считать ошибочной? К сожалению, они не высказывают своего мнения об этих документах.

    Работая над настоящей статьей, я по телефону связался с Е.К.Еськовым, деканом факультета «Экология и охотоведение», на котором обучаются студенты и по специальности «Пчеловодство», Российского государственного аграрного заочного университета. Хотел выяснить, получают ли будущие специалисты хотя бы элементарные правовые знания по пчеловодству. К сожалению, беседа с Е.К.Еськовым не состоялась. К моей радости, со мной согласилась поговорить М.Д.Еськова, имеющая прямое отношение к подготовке пчеловодов. Я задал вопрос: как она относится к Ветеринарному уставу СССР, утвержденному Советом Министров СССР в 1967 г. и введенному в действие с 1 января 1968 г., к разработанным в его исполнение инструкциям и правилам, к Закону РФ «О ветеринарии», к Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел от 1998 г.? М.Д.Еськова ответила, что они признают эти документы действующими, но правовому обучению пчеловодов уделяется недостаточное внимание.

    Побеседовала со мной по телефону и Н.В.Максименко, представитель кафедры пчеловодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Она согласилась с тем, что студенты наряду с профессиональными знаниями должны получать хотя бы элементарные сведения, регулирующие правовые отношения в области пчеловодства, что пока не делается.

    Интересно проследить: когда и в каких условиях появились правила, утвержденные в 1974 и 1976 гг., и почему их нельзя признать действующими? 22 декабря 1967 г. Совет Министров СССР постановлением №1142 утвердил Ветеринарный устав СССР. Он введен в действие 1 января 1968 г., то есть более 45 лет назад.

    В этом уставе (статья 6) отмечалось, что МСХ СССР в пределах своей компетенции издает во исполнение Ветеринарного устава СССР приказы, инструкции и дает указания по вопросам ветеринарии. Конкретно издавать инструкции и правила было поручено Главному управлению ветеринарии МСХ СССР (статья 7), что оно и сделало.

    Как видим, названные правила являлись подзаконными актами и издавались в данном случае во исполнение Ветеринарного устава СССР. В настоящее время ни СССР, ни МСХ СССР, ни Главного управления ветеринарии МСХ СССР уже нет. Не действует и Ветеринарный устав СССР, а правила по его исполнению из-за правового невежества признают действующими. Трудно поверить, чтобы в Министерстве сельского хозяйства РФ этого не понимали. А если понимают, почему их не отменяют, тем более что 14 мая 1993 г. принят Закон РФ №4979-1 «О ветеринарии» и в его исполнение в 1998 г. утверждена другая инструкция.

    Читайте так же:  Рецепт имбирь корица мед

    24 октября 1990 г. был принят Закон РСФСР №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». В статье 4 этого закона записано, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. 14 мая 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ введен в действие Закон РФ «О ветеринарии». В статье 3 данного постановления записано, что Ветеринарный устав СССР 1968 г. с момента введения в действие Закона РФ «О ветеринарии» на территории РФ не применяется. Если устав не применяется, то могут ли применяться какие-либо правила и другие подзаконные акты, изданные в его исполнение? Нет, конечно.

    История по применению указанных правил напомнила мне один забавный случай. В студенческие годы я проходил практику в прокуратуре. С помощником прокурора района мы пошли в суд поддерживать государственное обвинение по уголовному делу. Подсудимым был молодой мужчина, обвиняемый в злостном хулиганстве. При произнесении обвинительной речи помощник прокурора — государственный обвинитель — так вошла в роль, что, давая характеристику подсудимому, произнесла: «Такой молодой и здоровый мужчина, а не работает. Во время войны с фронта приходили люди без рук, без ног, без головы, но работали. ». В зале судебного заседания на мгновение установилась мертвая тишина, а потом раздался буквально взрыв хохота.

    Так и с уставом (головой) — нет его, а подзаконными актами в его исполнение (руками, ногами) пользуются и признают действующими даже суды. Например, судья Инзенского районного суда (Ульяновская обл.) в своем решении от 19 октября 2011 г. по гражданскому делу по иску к пчеловоду о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда руководствовался Ветеринарно-санитарными правилами 1976 г. и инструкцией 2002 г. Ульяновский областной суд в своем кассационном определении от 22 ноября 2011 г. инструкцию тоже признал действующей, однако на правила не сослался. В решении районного суда от 4 апреля 2012 г. об отказе в передаче дела для рассмотрения в Президиум Ульяновского областного суда указано, что инструкция 2002 г. утверждена Департаментом животноводства и племенного дела МСХ РФ, в то время как она утверждена ФГУ «Инспекция по пчеловодству». Кстати, эта инспекция ликвидирована распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. №539-р «О ликвидации федеральных государственных учреждений». Некоторые положения инструкции 2002 г. так очевидно противоречили федеральным законам и другим нормативно-правовым актам, что руководствоваться ею было никак нельзя.

    Следующий пример вообще похож на анекдот. Судья Павловского городского суда Нижегородской области по гражданскому делу №2-123 по иску соседа к пчеловоду Нефедовой при вынесении решения от 14 мая 2005 г. руководствовался не имеющим юридической силы проектом закона «О пчеловодстве». Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, рассматривая дело по кассационной жалобе Нефедовой, в своем определении от 1 июля 2005 г. проект закона «О пчеловодстве» тоже признала действующим.

    Недостаточное внимание правовому обеспечению пчеловодства подтверждает и такой пример. В феврале 2014 г. в Российском государственном аграрном заочном университете под руководством заместителя Председателя Правительства Московской области, министра сельского хозяйства и продовольствия области В.Барсукова прошел семинар-совещание по вопросам состояния и перспектив развития отрасли пчеловодства в Подмосковье.

    Факт проведения такого совещания, безусловно, заслуживает положительной оценки, но, к сожалению, на нем ни слова не было сказано о правовом обеспечении пчеловодства в Подмосковье. В решении, принятом по итогам данного совещания, также не упоминается об этом, хотя в Московской области нет закона о пчеловодстве. Ничего не сказано и об обращении в МСХ РФ с предложением о внесении в нормативно-правовые акты по пчеловодству необходимых изменений и приведении их в соответствие с действующими федеральными нормативно-правовыми актами.

    В настоящее время в состав России принята Республика Крым, имеющая развитое пчеловодство. Неужели в МСХ РФ будут рекомендовать пчеловодам Крыма руководствоваться не имеющими юридической силы или устаревшими нормативно-правовыми актами?

    Что касается закона о пчеловодстве Московской области. Уже после семинара-совещания заместитель министра сельского хозяйства Ю.Гулин сообщил, что принимаются меры по разработке и принятию такого закона.

    Возвратимся к правовым нарушениям, предусмотренным статьей 10.6 КоАП РФ. Надо иметь в виду следующее. В статье 1 Закона РФ «О ветеринарии» перечислены задачи ветеринарии, а в статье 18 — обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан — владельцев (в рассматриваемом случае пчел) и производителей продуктов животноводства. Так, они должны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней пчел; соблюдать правила, обеспечивающие безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов пчеловодства; своевременно и полно проводить мероприятия по ликвидации очагов заразных болезней пчел; выполнять нормы и правила по охране территории РФ от заноса заразных болезней пчел из-за рубежа; принимать меры по изоляции пчел, подозреваемых в заболевании, до прибытия специалистов в области ветеринарии и др. Если пчеловод не выполняет эти обязанности, его могут привлечь к административной ответственности.

    Сейчас во многих субъектах РФ созданы общественные организации пчеловодов. Время от времени они собираются для обсуждения каких-либо вопросов. Было бы очень полезно приглашать на эти встречи юристов, чтобы они освещали правовые вопросы, связанные с пчеловодством.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сегодня хозяин пасеки должен не только хорошо разбираться в пчеловодстве, но и знать свои права и обязанности, изложенные в действующих нормативно-правовых актах. Полезно иметь хотя бы минимум юридических знаний по тем областям законодательства, которые прямо или косвенно относятся к пчеловодству.

    Старший советник юстиции
    Н.АСТАФЬЕВ,
    ж-л «Пчеловодство» №7, 2014 г.

    Действующий закон о пчеловодстве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here