Фз о пчеловодстве действующий

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "фз о пчеловодстве действующий". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Фз о пчеловодстве действующий

ГЛАВА V. ОХРАНА МЕДОНОСНЫХ ПЧЕЛ

Статья 21. Организация охраны медоносных пчел, зоотехнической и ветеринарно-санитарный контроль в области пчеловодства

Организация охраны медоносных пчел осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Контроль за соблюдением зоотехнических и ветеринарно-санитарных норм и правил содержания медоносных пчел осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Основные требования к охране медоносных пчел

Основными требованиями к охране медоносных пчел являются: обеспечение научно обоснованного зоотехнического обслуживания, использования и воспроизводства медоносных пчел; охрана естественной среды обитания медоносных пчел, кочевок и путей миграции медоносных пчел; обеспечение ветеринарно — санитарного обслуживания медоносных пчел.

Статья 23. Обеспечение охраны медоносных пчел

Охрана медоносных пчел обеспечивается посредством: соблюдения гражданами и юридическими лицами зоотехнических и ветеринарно-санитарных норм и правил содержания медоносных пчел и размещения ульев с пчелиными семьями у источников медосбора; выполнения гражданами и юридическими лицами требований охраны окружающей природной среды, кочевок и путей миграции медоносных пчел; охраны ульев с пчелиными семьями от разорения; предотвращения отравления медоносных пчел пестицидами и агрохимикатами; предупреждения болезней медоносных пчел, их лечения, борьбы с вредителями пчелиных семей; содействия беспрепятственной перевозке пчелиных семей; организации научных исследований в области охраны медоносных пчел; рекламы пчеловодства в средствах массовой информации, воспитания в гражданах бережного отношения к пчелам, в том числе поощрения деятельности по охране медоносных пчел; оказания государственной поддержки пчеловодства.

Статья 24. Предотвращение отравления медоносных пчел пестицидами и агрохимикатами

Применение пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Применение пестицидов и агрохимикатов для обработки полей, лугов, лесов, защитных лесных полос и насаждений в период цветения источников медосбора осуществляется в порядке, установленном частью второй статьи 29 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Охрана медоносных пчел при осуществлении лесопользования

Деятельность лесопользователей определяется в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.
Мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, осуществляются с учетом требований, обеспечивающих эффективное осуществление деятельности в области пчеловодства.
Не допускается рубка деревьев и кустарников (лип, кленов, ив, акаций и других) — источников медосбора, а также заготовка коры, снятой с ив, на территориях, расположенных ближе чем на расстоянии три километра от мест размещения стационарных пасек, за исключением случаев улучшения санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

Статья 26. Охрана медоносных пчел в условиях естественной среды их обитания

Деятельность по использованию полезных свойств медоносных пчел в условиях естественной среды их обитания, получению продуктов пчеловодства в условиях естественной среды обитания медоносных пчел осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о животном мире.
Не допускается разорение дупел и других мест поселения пчелиных семей в условиях естественной среды их обитания.
В случае, если пчелиная семья в условиях естественной среды ее обитания осложняет жизнедеятельность человека, переселение или уничтожение при невозможности переселения такой пчелиной семьи проводится при участии специалистов в области пчеловодства или пчеловодов.

Статья 27. Предупреждение болезней медоносных пчел, их лечение, борьба с вредителями пчелиных семей

Предупреждение болезней медоносных пчел, их лечение, борьба с вредителями пчелиных семей, а также производство вощины проводится в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица осуществляют мероприятия по предупреждению болезней медоносных пчел, их лечению, борьбе с вредителями пчелиных семей.
Граждане и юридические лица для осуществления мероприятий по предупреждению болезней медоносных пчел, их лечению, борьбе с вредителями пчелиных семей могут привлекать физических и юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности в области ветеринарии, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица обязаны иметь ветеринарно-санитарные паспорта пасек. Выдача и ведение ветеринарно-санитарных паспортов пасек осуществляются в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 28. Разведение в использование наиболее ценных популяций медоносных пчел и пород медоносных пчел

Деятельность граждан и юридических лиц по разведению и использованию наиболее ценных в племенном отношении популяций медоносных пчел и пород медоносных пчел, а также по улучшению популяций медоносных пчел и пород медоносных пчел осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о племенном животноводстве.
В целях обеспечения граждан и юридических лиц наиболее ценными в племенном отношении популяциями медоносных пчел и породами медоносных пчел, а также улучшения племенной ценности популяций медоносных пчел и пород медоносных пчел на определенных территориях (ареалах их естественного обитания) создаются племенные репродукторы (селекционные пасеки).
Вокруг племенных репродукторов (селекционных пасек) устанавливаются защитные участки с радиусом не менее чем пятнадцать — двадцать километров, на территории которых запрещается ввоз пчелиных семей или пчелиных маток других популяций медоносных пчел и пород медоносных пчел, а также пчелиных семей или пчелиных маток неизвестного происхождения.

Статья 29. Оповещение граждан и юридических лиц о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел

Граждане и юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, а также о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел. Оповещение граждан и юридических лиц о состоянии окружающей природной среды, а также о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел. осуществляется через средства массовой информации.
Граждане и юридические лица, применяющие пестициды и (или) агрохимикаты для обработки сельскохозяйственных и лесных растений, обязаны не позднее чем за трое суток до начала такой обработки персонально в письменной форме или через средства массовой информации предупредить граждан и юридических лиц, имеющих пасеки, находящиеся на расстоянии менее чем пять километров от обрабатываемых сельскохозяйственных и лесных растений. При этом указываются дата обработки сельскохозяйственных и лесных растений. способ их обработки, уровень токсичности применяемых пестицидов и (или) агрохимикатов.

Статья 30. Содействие перевозке пчелиных семей

Перевозка пчелиных семей должна осуществляться по маршрутам, согласованным с соответствующими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Для предотвращения гибели пчелиных семей от перегрева улья и резкого повышения влажности воздуха в улье не допускается задержка осуществляющих перевозку пчелиных семей транспортных средств уполномоченными на то органами на срок более чем пятнадцать минут, если данная задержка не связана с проведением контроля за соблюдением правил перевозки пчелиных семей и (или) техническим состоянием транспортных средств.
При необходимости соответствующие специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие в беспрепятственной перевозке пчелиных семей.
Прицепы, платформы, павильоны и передвижные будки, оборудованные под кочевые пасеки, относятся к технологическому сельскохозяйственному оборудованию.

Читайте так же:  Маньчжурский орех на меду рецепт

Закон о пчеловодстве в России (2019 г.)

В настоящее время (2019 год) в России единый Федеральный закон о пчеловодстве не принят.

В 2015 — 2017 годах в Государственную Думу РФ вносились на рассмотрение проекты законов о пчеловодстве в России, при рассмотрении которых приняты решения об их отклонении.

В частности, законопроектом N 869166-6 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/869166-6) (в действующей редакции) предлагалось установить гражданам и юридическим лицам России правовые основы для выполнения условий содержания медоносных пчёл в населённых пунктах и использования для опыления энтомофильных культур, как основной функции пчеловодства, охраны медоносных пчёл, а так же производства продуктов пчеловодства и создания условий для повышения эффективности отрасли пчеловодства.

Так же данный проект Федерального закона не только устанавливает взаимоотношения пчеловодов, растениеводов и всех заинтересованных физических и юридических лиц в осуществлении деятельности в области пчеловодства, регламентируя основы регулирования органами местного самоуправления, количество пчелосемей в населённых пунктах и расстояния до селитебных зон, размещения стационарных и кочевых пасек для опыления энтомофильных культур и получения продуктов пчеловодства, но и создаёт меры по охране медоносных пчёл и источников кормовой базы для пчёл. Это связано с тем, что с каждым годом количество медоносных пчёл сокращается, что отрицательно влияет на существование и воспроизводство объектов растительного и животного мира, на эффективность отраслей сельского хозяйства, на самозанятость, самообеспечение и самодостаточность сельских жителей Российской Федерации.

Основные понятия, содержащиеся в проекте закона

Статья 2 проекта закона о пчеловодстве содержала следующие основные понятия:

Правовые нормы в сфере пчеловодства

Правила содержания медоносных пчел в настоящее время регламентированы Законом Российской Федерации «О ветеринарии», приказом Минсельхоза России от 19.05.2016 N 194 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства» (зарегистрирован в Минюсте России 04.08.2016 N 43124), а также региональными законами субъектов РФ.

Подробнее о правовых нормах содержания пчел можно прочитать в статье по ссылке.

Во многих субъектах России приняты региональные законы о пчеловодстве, регламентирующие деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений, производству продуктов пчеловодства, охране медоносных пчел, обеспечению защиты прав и интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством.

Фз о пчеловодстве действующий

ГЛАВА III. ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ПЧЕЛОВОДСТВА

Статья 12. Объект собственности в области пчеловодства

Объектом собственности в области пчеловодства является пчелиная семья (пчелиный рой) и другое необходимое для осуществления деятельности в области пчеловодства имущество.

Статья 13. Право на возврат улетевшего пчелиного роя

Гражданин или юридическое лицо, упустившие пчелиный рой, имеют право на его возврат в случае непрерывного его преследования. В данном случае гражданин или юридическое лицо, упустившие пчелиный рой, имеют право собрать его, если пчелиный рой привился на чужой территории или поселился в чужом пустом улье.

Статья 14. Право на возмещение стоимости улетевшего пчелиного роя

Право на возмещение стоимости улетевшего пчелиного роя имеют гражданин или юридическое лицо, упустившие пчелиный рой, в случае непрерывного его преследования, если пчелиный рой залетел в улей с пчелами, находящимися в собственности (владении, пользовании) другого гражданина или юридического лица.
Возмещение стоимости улетевшего пчелиного роя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Общая собственность на улетевший пчелиный рой

Общей собственностью разных граждан и (или) юридических лиц являются слетевшиеся пчелиные рои данных граждан и (или) юридических лиц (свальный пчелиный рой) до момента залета свального пчелиного роя в улей с пчелами.
В случае, если свальный пчелиный рой самостоятельно разделяется на отдельные пчелиные рои, право собственности на каждый такой рой определяется жеребьевкой.
В противном случае свальный пчелиный рой переходит в собственность предложившего за него наибольшую цену гражданина или юридического лица. Такая цена в равных долях распределяется между гражданами и (или) юридическими лицами — собственниками пчелиного роя и выдастся им.
В случае, если свальный пчелиный рой залетел в улей с пчелами, возмещение стоимости улетевших пчелиных роев осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Безнадзорный пчелиный рой

Пчелиный рой, не преследуемый гражданином или юридическим лицом, либо пчелиный рой неизвестного происхождения является безнадзорным.
Право собственности на безнадзорный пчелиный рой определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Фз о пчеловодстве действующий

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЧЕЛОВОДСТВЕ

Принят Государственной Думой 20 ноября 1998 года
Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области пчеловодства, а также охраны медоносных пчел.

Статья 3. Правовое регулирование в области пчеловодства

Правовое регулирование в области пчеловодства осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон о пчеловодстве: описание, изменения

Во времена СССР пчеловодству и производству мёда уделялась значительное внимание. Однако в современной России пчеловодство, как отрасль сельского хозяйства, не регулируется и не охраняется на федеральном уровне. С целью урегулирования социальных и экономических взаимосвязей в указанной сфере, была выдвинута инициатива о разработке соответствующего закона.

Основные положения закона о пчеловодстве

Нормативный акт, о котором пойдёт речь, ещё не подписан Президентом Российской Федерации и не вступил в силу. Все данные предоставлены исключительно в целях ознакомления с рассматриваемым законопроектом.

Проект Федерального закона N 861659-6 «О пчеловодстве» предложен депутатами Госдумы
Г.А. Зюгановым, А.П. Тарнаевым, О.А. Лебедевым, К.К. Тайсаевым. Новый закон о пчеловодстве в России регламентирует совокупность социально-экономических и юридических отношений в сфере пчеловодства, производства мёда и развития соответствующего вида сельского хозяйства.

В составе преимущественной терминологии ФЗ о разведении пчёл встречаются следующие термины (ст. 2):

  • Пчеловодство — сельскохозяйственная отрасль, специализирующаяся на разведении и эксплуатации медоносных пчёл;
  • Энтомофильные растения — растения, которые опыляются насекомыми;
  • Пасека — система ульев, своего рода пчелиная ферма;
  • Улей — искусственное место проживания для пчелиной семьи;
  • Пчелиная семья — колония насекомых, включающая в себя одну королеву-матку, трутней и рабочих пчёл;
  • Продукт пчеловодства — мёд, воск, прополис и иная продукция;
  • Медосбор — сбор насекомыми нектара с растений.

Принципы регламентации производящего пчеловодства планируются следующие:

  • Рациональная эксплуатация пчёл с целью сохранения естественного прироста их численности;
  • Обеспечение гарантированного права частных лиц на занятие личным пчеловодством;
  • Содействие отрасли пчеловодства на Федеральном уровне;
  • Обязательное членство в СРО (Саморегулируемой Организации) лиц, занимающихся разведением данных насекомых.

Согласно ст. 5 рассматриваемого Федерального закона, объекты государственной власти наделяются следующими полномочиями в сфере пчеловодства:

  • Проектирование и введение в силу единой федеральной политики в отношении пчеловодства;
  • Введение новых Федеральных законов, регулирующих положение пчеловодства;
  • Определение правил для пчеловодов;
  • Прямое наблюдение и ведение реестра СРО в области пчеловодства;
  • Мониторинг количества пасек и пчелиных семейств на территории Российской Федерации;
  • Организация научных исследований с целью повышения интенсивности размножения и сохранности данного вида насекомых;
  • Создание паспорта пасеки.
Читайте так же:  Рецепт овсяной каши с медом

Саморегулируемая Организация в сфере пчелопроизводства

Согласно статье 7 проектируемого Федерального закона, СРО пчеловодов представляет собой организацию, существующую на добровольной и некоммерческой основах. Главная цель СРО — регламентирование деятельности свободных пчеловодов согласно постановлениям данного нормативного акта, Конституции Российской Федерации и межличностных корпоративно-этических отношений.

СРО пчеловодов включается в Федеральный реестр Саморегулируемых Организаций. Включение в государственный реестр определяет статус некоммерческой организации как Саморегулируемой.

Для регистрации сообщества пчеловодов и пасечников как СРО необходимо соблюдение следующих норм:

  • Членство общим числом не менее 300 частных и юридических лиц;
  • Образование коллегиального совета или другого органа внутреннего управления делами сообщества;
  • Соответствие нормативам настоящего закона о пчеловодческой деятельности;
  • Разработка официального сайта, отвечающего требованиям, обозначенным в положениях Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Наличие собственной лаборатории для проведения аналитических исследований в области пчеловодческой деятельности;
  • Присутствие в сообществе как минимум двух квалифицированных врачей-ветеринаров;
  • Присутствие как минимум трёх граждан с высшим биологическим образованием, специализирующихся на насекомых.

Функциями пчеловодческой СРО являются:

  • Определение стандартов собственной деятельности;
  • Определение кочевых карт пчелиных колоний;
  • Ведение пасечного паспорта и другой документации;
  • Предоставление в уполномоченные Федеральные органы сведений о регулярной проверке количественного прироста пчелиных семей;
  • Создание собственного кодекса и свода правил по принятию пчеловодов в членство;
  • Приём и исключение физических и юридических лиц из членства, ревизия их деятельности с ведением подробной отчётности;
  • Обеспечения входящих в членство пчеловодов своевременной информации, предоставление им юридической и социальной защиты.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый пчеловод может одновременно состоять в членстве только одной организации вышеупомянутого типа. При совершении неправомерных деяний в сфере пчеловодства, лицо несёт ответственность, определяемую Законодательством Российской Федерации.

Все конфликты, возникающие внутри СРО, должны своевременно пресекаться руководящими органами. Переквалификация подобной организации невозможна, упразднение проводится в рамках нормативов, установленных Федеральным законом о СРО.

Скачать текст закона о пчеловодстве

В положения в данный момент не действующего закона о пчеловодческом промысле в России целесообразно вникнуть для ознакомления. Подробный текст проекта Федерального закона N 861659-6 «О пчеловодстве» можно скачать по ссылке:

Изменения в законе о пчеловодстве РФ

На данный момент закон о разведении пчёл на территории РФ не был подписан Президентом Российской Федерации. Более того, 20 апреля 2017 Государственной Думой Федерального Собрания РФ было вынесено постановление об отклонении рассматриваемого законопроекта. Документ скреплён личной подписью Председателя Госдумы Федерального Собрания, В.В. Володиным.

Данный отказ предположительно связан с отсутствием на данный момент бюджетных возможностей для введения подобного нормативного акта. Но, учитывая стремительный рост пчеловодства и производства мёда на территории России, принятие закона о пчёлах в ближайшие годы возможно и экономически обоснованно.

Скачать постановление Госдумы об отклонении проекта рассматриваемого нормативного акта о пчеловодстве в России можно по ссылке:

Пчелы в законе: проект ФЗ «О пчеловодстве» внесен в Госдуму

Пчеловодство в России перестанет быть нерегулируемым кустарным производством. Проект Федерального закона «О пчеловодстве» впервые вынесен на рассмотрение Государственной думы. Опираясь на конкретные юридические документы, субъекты Российской Федерации, в том числе и Приморский край, смогут изменить ситуацию в отрасли. Эксперты считают, что принятие законодательного акта поможет развить традиционный для россиян промысел до масштабов серьезного производства.

Сегодня пчеловодство как отрасль сельского хозяйства развивается стихийно и несистемно. Исправлять положение будут на государственном уровне. На рассмотрение в Государственную Думу направлен проект нового для России Федерального закона «О пчеловодстве». Документ создан для того, чтобы установить общие принципы правового регулирования в отрасли, организации и осуществления пчеловодства, а также обеспечить охрану пчел.

В проекте закона говорится об учреждении специального ведомства по вопросам отрасли, принятии госпрограммы развития пчеловодства, выделении земли людям, желающим заняться пасеками, и даже организации госзакупок меда. Предусмотрены в документе и льготы для пчеловодов, в первую очередь налоговые, а также предоставление целевых субсидий для развития бизнеса. Инициаторы юридического акта (партия КПРФ и лично господин Зюганов) предлагают на государственном уровне утвердить льготное кредитование, возмещение расходов на ветеринарно-санитарное обеспечение пчеловодства и упростить процедуры оформления бумаг на выделение земли под пасеки и паспортов к ним. Если закон будет принят, отрасль ожидают серьезные изменения по многим позициям.

По словам приморских участников рынка и законодателей, такой федеральный закон необходим. В Приморье, как и во многих регионах страны, есть краевой закон о пчеловодстве, но из-за отсутствия федерального норматива он исполняется «процентов на 70%».

– Приморский отраслевой закон работает процентов на 70, – заявил «Приморской газете» депутат краевого парламента Владимир Беспалов. – Не из-за того, что он не полон или не продуман. Он выстроен качественно, но без фундамента – отсутствие норм федерального права дает недобросовестным исполнителям прекрасную возможность для лазеек. Базовый закон «О пчеловодстве» необходим и ожидаем. Иначе порядка не навести.

Между тем регламент отрасли нужен. Прежде всего, говорят участники рынка, необходим государственный контроль за качеством меда и здоровьем пчел. Требуется более тщательный учет количества пчелосемей – не секрет, что многие пчеловоды-любители вообще не оформляют документы на свои пасеки. В проекте документа все эти моменты учтены. Отдельной строкой в нем прописаны правила осуществления пчеловодства, которые «обязательны для исполнения физическими лицами, юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в данной области».

Отдельные статьи посвящены особенностям и правилам осуществления пчеловодства, государственной поддержке его развития, паспортам пасеки, – документам, которые должна будет получить каждая пасека, вне зависимости от количества ульев.

Паспорт пасеки, например, будет включать в себя информацию о ее владельце, сведения о количестве пчелиных семей, сведения об эпизоотическом благополучии территории по болезням пчел, на которой располагается пасека, и многое другое.

Специальные параграфы регламентируют общественный и государственный контроль в области пчеловодства и ответственность за совершение правонарушений. Предусмотрена программа мероприятий по охране пчел, в частности, охрана естественной среды обитания пчелиных семей и даже содействие беспрепятственной перевозке пчелиных семей к местам «пропитания». Обеспечение мобильности пасек особенно важно для нашего края, говорят специалисты.

– Специфика пчеловодства в Приморье – это таежный, кочующий «образ жизни» пасек, зависящий от кормовой базы пчелы, – заявил «Приморской газете» член Союза пчеловодов Рамиль Еникеев. – С исчезновением колхозов и сокращением посевных площадей исчезли, за редким исключением, поля с медоносными растениями: гречихой, розовым клевером, подсолнечником и другими. Поэтому пасечники передвигаются в основном по тайге, следя за цветением медоносных дикоросов.

Читайте так же:  Рецепт алоэ с медом и кагором пропорции

Закон поможет решить и проблему сбыта продукции путем введения госзакупок. Своевременно продать собранный душистый урожай – проблема для пчеловодов из глубинки.

Российские эксперты убеждены, что Приморье – единственный регион, в котором можно собирать органический мед (без добавления сахара) в промышленных масштабах. Реальная цифра – 50 тыс. тонн в год.

– Приморский мед по многим показателям уникален, – заявил «Приморской газете» технолог по производству и переработке продуктов пчеловодства Вячеслав Дайнеко. – Например, липовый мед – единственный в своем роде монохромный, то есть собранный из одного источника. Аралиевый обладает повышенными иммуновосстанавливающими свойствами. Но главное – ваш мед органический, потому будет востребован на самых пресыщенных рынках. Башкирия, которая законодательно вывела пчеловодство в отдельную сельскохозяйственную отрасль несколько лет назад, уже сделала этот продукт своим брендом, хотя производит его в гораздо меньшем количестве. У вашего края все впереди.

Пчеловодство в нормах, правилах и законах

У 200-400 тысяч российских пчеловодов (точную цифру не знает никто) находятся 3,5 миллиона пчелиных семей (десятая часть всех пчелосемей в мире) . Они держат пчёл на приусадебных, дачных и садовых участках, в лесах, полях и горах и даже на балконах. Некоторые имеют в хозяйстве 10 семей, у некоторых пасеки в 1000 пчелосемей. Как для них регулируется содержание пчёл? Пчеловодство в нормах, правилах и законах.

Нормативы и правила в пчеловодстве

Закон № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» разрешает держать пчёл при соблюдении градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Для пчеловодства такие нормы и правила содержания и разведения пчёл существуют, правда некоторым нормам уже за 30 лет и нынешнее их исполнение иногда не совсем корректное:

    • «Ветеринарно-санитарные правила содержания пчёл», утверждённые Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР аж 15 декабря 1976 года.
    • «Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчёл», утверждённая Руководителем Департамента ветеринарии В.М.Авиловым 17 августа 1998 года под №13-4-2/1362.

Посмотреть полный текст инструкции в формате PDF.

  • «Инструкция по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках», утверждённая директором ФГУ «Инспекция по пчеловодству» (Пчелопром) Е.М.Ульяничевым 17 июня 2002 года (отменена Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 269) .

Согласно правилам и инструкциям расстояние между ульями на пасеке должно быть не менее 3-3,5 метров, а между рядами ульев — не менее 10 метров. При площади участка в 50 соток можно разместить 100-150 ульев соблюдая эти нормы. Проблема в том, что не у всех пчеловодов есть 50 соток, обычно это 6 садовых соток или 10-15 дачных. На садовом участке в 6 соток по вышеуказанным правилам можно разместить максимум 18-20 ульев (это без учёта каких-либо построек на участке) . На практике же пчеловоды размещают на 10-15 сотках участка (с омшаником, пасечным домиком, мастерской и т.п.) всю пасеку в 100-150 семей и даже больше.

При рассмотрении поступившей жалобы на пчеловода (например, от соседей) будут учитывать именно эти правила и нормы, так как других просто нет. Вот вам один нехороший пример из Ульяновской области:

Вот тоже нехороший пример из Нижегородской области. А вот случай с ярославским пчеловодом можно рассмотреть с двух точек зрения — с той, что описан и такой: держал мужик пчёл несколько лет и всё было у него нормально, пока пчёлы не ужалили соседа… И стал пчеловод без бумажки «какашкой», простите за выражение. Таких примеров по всей нашей великой стране можно собрать десятки.

Законы о пчеловодстве

Рассмотрим региональные законы о пчеловодстве, так как федеральный закон не был принят. Наш местный Закон Республики Башкортостан «О пчеловодстве» от 31 июля 1995 года № 6-з (с изменениями на 20 июня 2011 года) ещё более-менее смотрит в сторону пчеловода, не то что другие. В частности, согласно этому закону можно бесплатно получить участок на территории лесного фонда всем владельцам пчелосемей для размещения стационарных и кочевых пасек сроком на 5 лет и более с правом возведения на них необходимых временных построек. Правда придётся побегать оформляя всё это, как показывает практика может уйти не один год.

В других местных законах встречались просто ужасные требования. Так, по закону Воронежской области «О пчеловодстве», летки ульев должны быть направлены на середину участка, а на сотке можно разместить только два улья; по закону Нижегородской области вообще 1 семья на сотку. Требования эти уже отменили, но осадок и недоумение у пасечников, думаю, остался…

P.S. (от 12 мая 2016 года) . Прошло три с половиной года с момента написания статьи «Пчеловодство в нормах, правилах и законах». Почему-то не указал некоторые нормативные правовые акты, не менее важные и более противоречивые, чем указанные выше правила содержания пчёл. Дополняю статью.

В каждом субъекте Российской Федерации существуют градостроительные регламенты. Например, в Башкирии это Приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 10 августа 2015 г. № 219 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан» (с изменениями и дополнениями). Где есть вот такой абзац:

2.2.10.13. Размещение пасек и отдельных ульев в жилых зонах запрещается. Разрешается устройство пасек и ульев на территории сельских населенных пунктов на расстоянии не ближе чем 10 метров от границы земельного участка. Пасеки должны быть огорожены плотными живыми изгородями из древесных и кустарниковых культур или сплошным деревянным забором высотой не менее 2 м.

К слову, ранее существовало Постановление от 13 мая 2008 г. № 153, которое уже не действует. Там был вот такой абзац:

2.2.111. Размещение пасек и отдельных ульев в жилых зонах запрещается. Разрешается устройство пасек и ульев на территории сельских населенных пунктов на расстоянии не менее 100 метров от ближайшего расположенного жилого дома. Пасеки должны быть огорожены плотными живыми изгородями из древесных и кустарниковых культур или сплошным деревянным забором высотой не менее 2 м.

Данный пункт о «100 метрах от дома» испортил жизнь многим пчеловодам России. Как и нынешние «10 метров от участка» для пчеловодов Башкирии не сулят ничего хорошего, если участок небольшой. Но стоит помнить, что эти приказы и постановления периодически меняются. Так что, не сегодня-завтра, между десятью метрами и двухметровым забором вместо «точки» появится союз «либо», как в градостроительных нормах Брянской области…

Следующий документ — это Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях (с изменениями на 11 июля 2014 года). Где есть целая статья о нарушениях требований в области пчеловодства. В других регионах тоже есть подобное. Вот короткая версия:

Глава 7. Административные правонарушения в сельском хозяйстве

Статья 7.1. Нарушение требований в области пчеловодства

Читайте так же:  Сенна чернослив мед рецепт

1. Нарушение установленных законом требований по обеспечению безопасности людей при размещении ульев с пчелиными семьями.

2. Размещение ульев с пчелиными семьями без соблюдения зоотехнических норм и правил содержания медоносных пчел.

3. Рубка нектароносной липы, клена, ивы, акации, а также заготовка коры, снятой с ив, в радиусе до трех километров от мест размещения стационарных пасек и населенных пунктов, имеющих пчелиные семьи.

4. Изъятие, уничтожение пчел или неоставление для них необходимых кормовых запасов, допущенные при отборе меда из гнезд пчелиных семей, живущих в лесах (бортях), а равно спиливание в лесах деревьев с дуплами, занятыми пчелами (бортями).

5. Несообщение за пять дней до применения химических средств в письменной форме или через местные средства массовой информации физическим лицам, организациям, имеющим пасеки в радиусе до семи километров от обрабатываемых химическими средствами участков, о применяемом препарате, его токсичности и сроках изоляции пчелиных семей.

6. Ввоз пчелиных семей или пчелиных маток без согласования на территорию защитного участка радиусом 20 километров от границ территории племенного репродуктора (селекционной пасеки) или специализированного заказника.

Штрафы предусмотрены разные: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей, на должностных лиц — от 8000 до 40000 рублей, на юридических лиц — от 14000 до 200000 рублей. В зависимости от нарушений.

Изучая статистику переходов с различных сайтов на данную статью прихожу к выводу, что правилами содержания пчелосемей интересуются не только пчеловоды, но и их соседи по участку (понятно по каким причинам) . Можно ли наказать пасечника? Нерадивого пчеловода можно и нужно, но лучше попытаться поговорить по-человечески. Если же пчеловод подходит к делу ответственно и по совести, да ещё и свежим душистым медком угощает, то и проблем с соседями не возникает…

Стоит учитывать и такой факт, как личность человека (хоть пчеловода, хоть его соседа) . Все люди разные, кто-то строго следует правилам и принимает во внимание возможные, доставляемые другим людям, неудобства; кто-то делает так, как считает нужным и совсем не задумывается об окружающих. Есть люди, которые ездят так, как считают нужным, но при этом нарушают правила дорожного движения (специально или необдуманно) , не задумываясь о том, что могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие и покалечить чью-то жизнь. Точно так же, есть и такие же пчеловоды (или его соседи) .

Понравился блог? Оказался полезным? Поделись с друзьями:

Получать новые статьи на электронную почту? Легко и просто!

Пчеловодам нужны правовые знания

В первой части статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правовых нарушениях (КоАП РФ) содержится норма, в соответствии с которой за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил предусмотрена административная ответственность.

В настоящее время существуют (подчеркиваю существуют, а не действуют, причины этого будут указаны ниже) Ветеринарно-санитарные правила для специализированных пчелохозяйств, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 4 декабря 1974 г., Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел, утвержденные этим же управлением 15 декабря 1976 г. (взамен Правил от 23 апреля 1970 г.). Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ 17 августа 1998 г. утверждена действующая Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел. До середины 2013 г. существовала Инструкция по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и на дачных участках, утвержденная 17 июня 2002 г. Федеральным государственным учреждением (ФГУ) «Инспекция по пчеловодству» Министерства сельского хозяйства (МСХ) РФ.

Суды при разрешении споров, связанных с пчеловодством, на все перечисленные инструкции и правила ссылаются как на действующие. Если соотнести эти инструкции и правила с нормами административного законодательства, возникает мысль о возможности быть привлеченным к ответственности за то, что ульи на пасеке расставлены без соблюдения расстояний, предписанных в названных нормативно-правовых актах. В своих решениях суды указывают даже на нарушение расстояния в несколько сантиметров. Это может показаться абсурдом, но и инструкции с правилами давно не отвечают нынешнему положению пчеловодства в стране. Даже незаконная сама по себе инструкция от 17 июня 2002 г. действовала более десяти лет, и суды руководствовались ею. Конечно, это характеризует недостаточно внимательное отношение МСХ РФ к нормативно-правовым актам по пчеловодству.

Согласно основным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в России насчитывалось всего 3 727 800 пчелиных семей, из которых 3 461 000 находились в личных подсобных хозяйствах граждан, то есть абсолютное большинство. В нашей стране пчеловодством занимаются в основном граждане в личных подсобных хозяйствах и на дачных участках площадью, как правило, 6 соток, на которых стоят и строения. Может ли пчеловод выполнить требования о размещении ульев на расстоянии 3-3,5 м друг от друга и 10 м между рядами? Ученые-пчеловоды давно высказали по данному вопросу совсем другую точку зрения. Является ли она нарушением ветеринарно-санитарных правил? Если признать, что указанная точка зрения вступает в противоречие с инструкциями и правилами, то всю работу ученых в этой части надо считать ошибочной? К сожалению, они не высказывают своего мнения об этих документах.

Работая над настоящей статьей, я по телефону связался с Е.К.Еськовым, деканом факультета «Экология и охотоведение», на котором обучаются студенты и по специальности «Пчеловодство», Российского государственного аграрного заочного университета. Хотел выяснить, получают ли будущие специалисты хотя бы элементарные правовые знания по пчеловодству. К сожалению, беседа с Е.К.Еськовым не состоялась. К моей радости, со мной согласилась поговорить М.Д.Еськова, имеющая прямое отношение к подготовке пчеловодов. Я задал вопрос: как она относится к Ветеринарному уставу СССР, утвержденному Советом Министров СССР в 1967 г. и введенному в действие с 1 января 1968 г., к разработанным в его исполнение инструкциям и правилам, к Закону РФ «О ветеринарии», к Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел от 1998 г.? М.Д.Еськова ответила, что они признают эти документы действующими, но правовому обучению пчеловодов уделяется недостаточное внимание.

Побеседовала со мной по телефону и Н.В.Максименко, представитель кафедры пчеловодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Она согласилась с тем, что студенты наряду с профессиональными знаниями должны получать хотя бы элементарные сведения, регулирующие правовые отношения в области пчеловодства, что пока не делается.

Интересно проследить: когда и в каких условиях появились правила, утвержденные в 1974 и 1976 гг., и почему их нельзя признать действующими? 22 декабря 1967 г. Совет Министров СССР постановлением №1142 утвердил Ветеринарный устав СССР. Он введен в действие 1 января 1968 г., то есть более 45 лет назад.

В этом уставе (статья 6) отмечалось, что МСХ СССР в пределах своей компетенции издает во исполнение Ветеринарного устава СССР приказы, инструкции и дает указания по вопросам ветеринарии. Конкретно издавать инструкции и правила было поручено Главному управлению ветеринарии МСХ СССР (статья 7), что оно и сделало.

Читайте так же:  Пчеловодство днр в контакте

Как видим, названные правила являлись подзаконными актами и издавались в данном случае во исполнение Ветеринарного устава СССР. В настоящее время ни СССР, ни МСХ СССР, ни Главного управления ветеринарии МСХ СССР уже нет. Не действует и Ветеринарный устав СССР, а правила по его исполнению из-за правового невежества признают действующими. Трудно поверить, чтобы в Министерстве сельского хозяйства РФ этого не понимали. А если понимают, почему их не отменяют, тем более что 14 мая 1993 г. принят Закон РФ №4979-1 «О ветеринарии» и в его исполнение в 1998 г. утверждена другая инструкция.

24 октября 1990 г. был принят Закон РСФСР №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». В статье 4 этого закона записано, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. 14 мая 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ введен в действие Закон РФ «О ветеринарии». В статье 3 данного постановления записано, что Ветеринарный устав СССР 1968 г. с момента введения в действие Закона РФ «О ветеринарии» на территории РФ не применяется. Если устав не применяется, то могут ли применяться какие-либо правила и другие подзаконные акты, изданные в его исполнение? Нет, конечно.

История по применению указанных правил напомнила мне один забавный случай. В студенческие годы я проходил практику в прокуратуре. С помощником прокурора района мы пошли в суд поддерживать государственное обвинение по уголовному делу. Подсудимым был молодой мужчина, обвиняемый в злостном хулиганстве. При произнесении обвинительной речи помощник прокурора — государственный обвинитель — так вошла в роль, что, давая характеристику подсудимому, произнесла: «Такой молодой и здоровый мужчина, а не работает. Во время войны с фронта приходили люди без рук, без ног, без головы, но работали. ». В зале судебного заседания на мгновение установилась мертвая тишина, а потом раздался буквально взрыв хохота.

Так и с уставом (головой) — нет его, а подзаконными актами в его исполнение (руками, ногами) пользуются и признают действующими даже суды. Например, судья Инзенского районного суда (Ульяновская обл.) в своем решении от 19 октября 2011 г. по гражданскому делу по иску к пчеловоду о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда руководствовался Ветеринарно-санитарными правилами 1976 г. и инструкцией 2002 г. Ульяновский областной суд в своем кассационном определении от 22 ноября 2011 г. инструкцию тоже признал действующей, однако на правила не сослался. В решении районного суда от 4 апреля 2012 г. об отказе в передаче дела для рассмотрения в Президиум Ульяновского областного суда указано, что инструкция 2002 г. утверждена Департаментом животноводства и племенного дела МСХ РФ, в то время как она утверждена ФГУ «Инспекция по пчеловодству». Кстати, эта инспекция ликвидирована распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. №539-р «О ликвидации федеральных государственных учреждений». Некоторые положения инструкции 2002 г. так очевидно противоречили федеральным законам и другим нормативно-правовым актам, что руководствоваться ею было никак нельзя.

Следующий пример вообще похож на анекдот. Судья Павловского городского суда Нижегородской области по гражданскому делу №2-123 по иску соседа к пчеловоду Нефедовой при вынесении решения от 14 мая 2005 г. руководствовался не имеющим юридической силы проектом закона «О пчеловодстве». Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, рассматривая дело по кассационной жалобе Нефедовой, в своем определении от 1 июля 2005 г. проект закона «О пчеловодстве» тоже признала действующим.

Недостаточное внимание правовому обеспечению пчеловодства подтверждает и такой пример. В феврале 2014 г. в Российском государственном аграрном заочном университете под руководством заместителя Председателя Правительства Московской области, министра сельского хозяйства и продовольствия области В.Барсукова прошел семинар-совещание по вопросам состояния и перспектив развития отрасли пчеловодства в Подмосковье.

Факт проведения такого совещания, безусловно, заслуживает положительной оценки, но, к сожалению, на нем ни слова не было сказано о правовом обеспечении пчеловодства в Подмосковье. В решении, принятом по итогам данного совещания, также не упоминается об этом, хотя в Московской области нет закона о пчеловодстве. Ничего не сказано и об обращении в МСХ РФ с предложением о внесении в нормативно-правовые акты по пчеловодству необходимых изменений и приведении их в соответствие с действующими федеральными нормативно-правовыми актами.

В настоящее время в состав России принята Республика Крым, имеющая развитое пчеловодство. Неужели в МСХ РФ будут рекомендовать пчеловодам Крыма руководствоваться не имеющими юридической силы или устаревшими нормативно-правовыми актами?

Что касается закона о пчеловодстве Московской области. Уже после семинара-совещания заместитель министра сельского хозяйства Ю.Гулин сообщил, что принимаются меры по разработке и принятию такого закона.

Возвратимся к правовым нарушениям, предусмотренным статьей 10.6 КоАП РФ. Надо иметь в виду следующее. В статье 1 Закона РФ «О ветеринарии» перечислены задачи ветеринарии, а в статье 18 — обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан — владельцев (в рассматриваемом случае пчел) и производителей продуктов животноводства. Так, они должны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней пчел; соблюдать правила, обеспечивающие безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов пчеловодства; своевременно и полно проводить мероприятия по ликвидации очагов заразных болезней пчел; выполнять нормы и правила по охране территории РФ от заноса заразных болезней пчел из-за рубежа; принимать меры по изоляции пчел, подозреваемых в заболевании, до прибытия специалистов в области ветеринарии и др. Если пчеловод не выполняет эти обязанности, его могут привлечь к административной ответственности.

Сейчас во многих субъектах РФ созданы общественные организации пчеловодов. Время от времени они собираются для обсуждения каких-либо вопросов. Было бы очень полезно приглашать на эти встречи юристов, чтобы они освещали правовые вопросы, связанные с пчеловодством.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сегодня хозяин пасеки должен не только хорошо разбираться в пчеловодстве, но и знать свои права и обязанности, изложенные в действующих нормативно-правовых актах. Полезно иметь хотя бы минимум юридических знаний по тем областям законодательства, которые прямо или косвенно относятся к пчеловодству.

Старший советник юстиции
Н.АСТАФЬЕВ,
ж-л «Пчеловодство» №7, 2014 г.

Фз о пчеловодстве действующий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here