Икона зосима и савватий покровители пчеловодства

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "икона зосима и савватий покровители пчеловодства". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Зосима и Савватий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, Преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл на Соловки с Преподобным Германом в 1429 г. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года Преподобный Савватий отошел в вечность.

Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам в 1436 г. и в 1452 г. община выбирает Зосиму игуменом. Бог благословил место их поселения видением Преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к Преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался Преподобный Зосима 17 апреля 1478 года.

Торжество перенесения мощей Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским (+1569). Мощи Преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.

Зосима

В народе смешивают Зосиму-пчельника, мученика раннего христианства с Зосимой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом.

Зосим-Пчельник

В Поволжье ходило с пчельника на пчельник изустное повествование о том, как Бог Саваоф передал пчел под защиту святых Зосимы и Савватия. Народная молва гласила:

Согласно другому преданию, святой Зосима вместе со святым Савватием отправились в путешествие на Афон, откуда в набалдашнике своего посоха святой привез пчелиную матку и положил начало пчеловодству на Руси.

Святые — покровители пчеловодства

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

С пчеловодством, этой древнейшей отраслью, связаны имена не только видных ученых, врачей, поэтов, но и многих святых. В греческой мифологии широкую известность получил Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены. В античной, а позднее во всей средневековой литературе, Аристей считался основоположником скотоводства, охоты, вино- и маслоделия, пчеловодства и вообще всего сельского хозяйства, защитником от всяческих напастей и болезней людей, растений, животных, в том числе и пчел. Аристей научил людей пчеловодству, а пчелу считал священнейшим существом, далеким от всего земного.

Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков — Амброзиус (Амбросий, Амвросий). Амброзиус — Валериус Аурелиус (339—397) родился в Трире, обучался юриспруденции, в 370 г. был назначен наместником Верхней Италии с резиденцией в Майланде (Милане). С 07.12.374 года был епископом этого города. Сочетая светскую деятельность королевского чиновника с ревностным служением церкви, своими проповедями и трудами был признан выдающимся церковным деятелем. Иконография этого святого обширна, по большей части это скульптурные изображения, в свойственной для католической церкви манере. Изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Это послужило предзнаменованием будущего величия и красноречия святого. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

Иоанн Златоуст, имеется его изображение также с атрибутом пчеловодства — ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству.

Святой Рохус (1295—1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, це- лителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святой двоице — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой. 2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Читайте так же:  Пчеловодство летки

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий по преданию завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Однако документальных данных на этот счет не имеется. Образа с изображением этих святых встречались на каждом пчельнике.

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима:

Хата, садик и прудок—

И угодника Зосимы

Над калиткой образок.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Милосердный Спас всяку душу спасает, Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Икона зосима и савватий покровители пчеловодства

К сожалению, лот который Вы запрашиваете удален или не существует. Обычно это происходит потому, что торги по нему завершены и закончились неудачно. Возможно, данный лот выставлен на повторные торги.

Попробуйте начать с главной страницы нашего аукциона или воспользоваться поиском.

Хотите узнать больше про интернет-аукцион?

Как работает аукцион?
Зачем регистрироваться?

Как покупать?
Как продавать?

Зосима и Савватий – покровители пчеловодов

Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. С пчеловодством связано множество имён известных учёных, врачей, поэтов и даже святых. На Руси покровителями пчеловодства принято считать святых Зосиму и Савватия.

Савватий Соловецкий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.

Зосима, игумен Соловецкий

Чествование покровителей пчеловодов

Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму:

  • 30 апреля – Зосима-пчельник;
  • 10 октября – Савватий-пчельник.

Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.

«Зосимой» называли в старину улей с иконой святых, который была на каждой пасеке. К этой иконе пчеловоды возносили молитвы о помощи в содержании пчел. Сейчас эта традиция стала забываться, и редко на какой пасеке можно встретить икону покровителей пчеловодства. Купить такую икону для своей пасеки вы можете в нашем интернет-магазине, просто перейдя по этой ссылке.

Икона зосима и савватий покровители пчеловодства

Подвижники поставили крест и келью на горе, которую назвали Секирной, прожили там шесть лет. Герман затем уехал на Онегу, а Савватий, предчувствуюя свою кончину, поехал искать священника на побережье, где и скончался, получив причастие от игумена Нафанаила. Игумен и купец Иоанн погребли преподобного при часовне на реке Выг.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера. Он отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватии, Соловецких островах. В 1436 году они отправляются на острова, где образуется община, которая выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1456 году он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Умер Зосима в 1478 году.

В 1547 году Зосима и Савватий канонизированы и причислены к лику святых. На рубеже ХV — ХV1 века было созадно Житие Зосимы и Савватия Соловецких (от греческого hagios — «святой», grapho — «пишу»). История его написания дошла в составе самого Жития: в «Слове о сотворении жития начальник Соловецких Зосимы и Савватия». Первым основателем записей был Досифей, инок монастыря, затем его труд был дополнен и литературно обработан Спиридоном-Саввой, по настоянию Новгородского архиепископа Геннадия. В последствии Житие видоизменялось и дополнялось чудесами. Заботясь об увековечении памяти основателей обители, старцы обратились к сербскому писателю-проповеднику Льву Филологу с просьбой о создании похвальных слов о Зосиме и Савватии. Для этого была организована поездка на Афон (или в Сербию) монаха Богдана между 1533-1538 годами, которая завершилась удачно: Соловецкий монастырь получил тексты похвальных слов святым.

Читайте так же:  Золотой ус с медом рецепты
*** Так, из событий монастырской жизни наиболее известным является эпизод на пиру у боярыни Марфы Борецкой в Великом Новгороде, где Зосима увидел 6 бояр, сидящих без голов, что явилось предсказанием казней, учиненных Иваном III после похода на Новгород в 1471, и бед, угрожающих семье хозяйки дома.

Житийные тексты сопровождаются посмертными чудесами, в которых главным действующим лицом выступает Зосима, помогающий попавшим в беду и монахам монастыря, и жителям Беломорского побережья. Житие является одним из ранних источников, освещающих начальную историю Соловецкого монастыря и освоения Беломорья, где нашли реальное отражение суровые условия быта этого края.

Кому молятся пчеловоды?

Большой улей на монастырской пасеке

С давних времен разведение пчел у разных народов считалось делом богоугодным. Не случайно в храмах перед иконами во время Богослужений горят восковые свечи. Отцы Церкви считали, что использование именно пчелиного воска для изготовления церковных свечей имеет глубоко символическое значение. Архиепископ Симеон Солунский еще в XV столетии писал: «Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения».

В дни сочельников — Рождественского и Богоявленского — православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво, а на поминальных трапезах кутью и коливо. В состав этих кушаний традиционно входит мёд.

Как и у моряков, лекарей, купцов, воинов, ремесленников, у пасечников были свои святые покровители.

Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков — Амброзиус (339-397). Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. Традиционно святой изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

Изображение Иоанна Златоуста с ульем, аллегорически подчеркивает величие и красноречие святого.

Святой Рохус (1295-1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а, скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, целителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

Любопытно, что религиозные пчеловоды из Сербии до сих пор делают ульи в виде маленьких монастырей и церквей.

В России и в Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

Преподобные Зосима и Савватий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом.

Видео (кликните для воспроизведения).

В народе считают, что именно Зосима и Савватий научили людей правильно содержать свою пасеку, хотя документальные данные на этот счет отсутствуют. Однако именно при жизни этих святых, в пятнадцатом столетии крылатые труженицы начали «приручаться». Поэтому не удивительно, что на иконах они изображены с разными орудиями пчеловодов того времени: лестницей, веревкой, даже, топором или ножом.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой.

2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

К осеннему Савватию даже в теплую осень убирали ульи на зиму в погреба или мшанники. Пчеловоды в этот день молились святому о сбережении своего хозяйства. О том же просили молиться Савватию малых детей: считалось, что ребенок до 12 лет безгрешен, а потому его молитва о помощи пчелам — Божьим труженицам — имеет большую силу.
В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с изображением Зосимы и Савватия, а пасечник не помолившись не начинал свою работу.

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима:
Хата, садик и прудок-
И угодника Зосимы
Над калиткой образок.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Читайте так же:  Продукты пчеловодства для повышения иммунитета

По материалам открытых интернет-источников

Зосима и Савватий – покровители пчеловодов

Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. С пчеловодством связано множество имён известных учёных, врачей, поэтов и даже святых. На Руси покровителями пчеловодства принято считать святых Зосиму и Савватия.

Савватий Соловецкий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.

Зосима, игумен Соловецкий

Чествование покровителей пчеловодов

Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму:

  • 30 апреля – Зосима-пчельник;
  • 10 октября – Савватий-пчельник.

Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.

«Зосимой» называли в старину улей с иконой святых, который была на каждой пасеке. К этой иконе пчеловоды возносили молитвы о помощи в содержании пчел. Сейчас эта традиция стала забываться, и редко на какой пасеке можно встретить икону покровителей пчеловодства. Купить такую икону для своей пасеки вы можете в нашем интернет-магазине, просто перейдя по этой ссылке.

Икона зосима и савватий покровители пчеловодства

Что делать если дергается глаз

Поиск по сайту:

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА [ стр.3 ]

3. Пчеловодство в Соловецкой Пустыни

В 1671 году пустыни было отведено 40 десятин угодий. В 1763 году кроме двух церквей в пустыни находились жилые и хозяйственные строения: сосновая строительная келья с сенями, кирпичной печью и четырьмя красными окнами, изба, где выпекался хлеб (хлебенная), иеромонашеская келья, баня братская с предбанником, три сосновых сенных сарая с двумя погребами под ними, хлебный амбар сосновый, да десять ульев с пчелами.

В середине XVIII веке монастырю уже принадлежало 249 десятин и прилегающие земли, покрытые лесами. На этих землях, с северной и западной сторон монастыря монахами был разбит большой яблоневый и вишневый сад, и устроен пчельник.

В Х1Х веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб, который сохранился до настоящего времени.

Н.Костомаров (1907 г.) писал, что монахи монастыря были гостеприимны, имена Зосимы и Савватия были самыми почитаемыми. Почему в народном благочестии эти святые считались покровителями пчеловодства? С.А.Розов считал, что объявление их покровителями произошло во времена правления царя Алексея Михайловича. В это время на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства к пасекам привел к тому, что скопление пчел на одном маленьком участке способствовало изменению приемов пчеловождения, увеличения массовой гибели пчел. Это был сложный период в пчеловодстве, период его становления. Поэтому народ искал психологическую поддержку, обращаясь к религии, к образам святых. Возможно, именно этот момент послужил широкому признанию преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства (О.Ф.Гробов).

4. Святые Отцы — покровители пчеловодства в Европе

Пахомий Великий (292 — 348/349 г.) в молодости служил в войсках императора Константина в Египте. В 315 году он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню на 10 лет. В 325 году на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого постепенно возникли еще пять. В одном из пяти настоятелем была его сестра. Пахомий осуществлял общее руководство монастырями. Он впервые сформулировал келлиотский устав (живущий своим трудом) на основе завета апостола Павла «Кто не работает, тот не должен есть». Возможно, что монастыри имели пасеки, так как должны были обеспечивать себя воском для свечей. Праздник дня святого Пахомия отмечается 15(28) мая.

Имя Зосимы православный календарь упоминает девять раз, говоря о разных лицах, живших во П — VП веках. Существует связь между упоминанием в народном месяцеслове даты — 4(17) января, которая связывается с Зосимой (Г.Д.Рыженков 1991 г.) и день преподобного мученика Зосимы (Ш и 1V века), отмечаемая церковью в этот же день.

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, происходило не ранее Х1 — ХП века после разделения церкви на православную и католическую в Х1 веке. Оно происходило самостоятельно в разных странах. У католиков покровителем пчеловодства является святой Амвросий — епископ Медиолана (Милана), живший в 340 — 397 годах.

Читайте так же:  Соя как медонос для пчеловодства

В Праге, на Карловом мосту установлена скульптурная группа «Мадонна со святым Фомой Аквинским святым Домиником». У ног святого Фомы Ангел держит улей с медом. Этот святой является покровителем пчеловодства в Чехии. Чехи называют пчелу vcela потому, что она будто бы сидела на челе (сelo) Распятого Спасителя.

В Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета, а в православной Грузии чтили святого Георгия. По сказаниям кавказских горцев происхождение пчел таково: гром, прогневывавшийся на людей, уничтожил однажды всех пчел за исключением одной, которая была спасена Богородицей и от этого священного насекомого произошли все остальные пчелы.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми проходил постепенно в различных странах. На выбор преподобных Зосимы и Савватия оказал большое влияние расцвет Соловецкого монастыря в конце ХVП века, а также сама возможность содержания пчел в суровых условиях европейского севера. Вероятно, эта идея впервые была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и где какое-то время жил Савватий. Примечательно, что празднование дня памяти святых Зосимы с Савватия совпадает с необходимыми в северных широтах мероприятиями по постановке пчел в зимовники. Этот момент как бы подтверждает тесную связь пчеловождения и почитания святых покровителей пчеловодства.

Икона зосима и савватий покровители пчеловодства

К сожалению, лот который Вы запрашиваете удален или не существует. Обычно это происходит потому, что торги по нему завершены и закончились неудачно. Возможно, данный лот выставлен на повторные торги.

Попробуйте начать с главной страницы нашего аукциона или воспользоваться поиском.

Хотите узнать больше про интернет-аукцион?

Как работает аукцион?
Зачем регистрироваться?

Как покупать?
Как продавать?

Икона зосима и савватий покровители пчеловодства

Другие легенды рассказывают, что Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской), с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П.Рожнова, 1992 г.). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т.Павлевский, 1899 г.). Икона, с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В.Иванов и В.Н.Топров (1982 г.) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой прежитки «языческой эпохи с ее «культами пчелиного бога», подлинное имя которого утрачено» у славян и у русских. Тем не менее, этот образ отождествлен с конкретными людьми, жившими в конкретную историческую эпоху.

Соловецкие пчелы и их покровители — святые Зосима и Савватий

«Без нас поднялись эти острова из моря, без нас налились двумястами рыбными озёрами, без нас заселились глухарями, зайцами, оленями, а лисиц, волков и другого хищного зверя не было тут никогда.»
( Александр Солженицын. 1973. )

По старинному преданию, святые странники Зосима и Савватий принесли пчел на Русь в посохе и тем самым положили начало пчеловодству в нашей стране.

Рязань кланяется Соловецким пчельникам

«В Музее пчелы, что находится в райцентре Рыбное, собрана одна из интереснейших коллекций об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. В музее вам непременно покажут чеканку с ликами монахов Соловецкого монастыря святых Савватия и Зосимы, которые считаются покровителями отечественного пчеловодства. Посетители с интересом осматривают памятники пчеловодства, которыми пользовались наши предки сотни лет назад. Тут уникальные, с затейливой резьбой терема-колоды «царь», «царица», «царевна». С ними соседствуют первый в мире рамочный улей Петра Ивановича Прокоповича, первые медогонки.» (Анатолий Жолобов. Спасибо вам, Савватий и Зосима. Сельская жизнь, Москва, 02.11.2000)

«Суета праздничных церемоний не располагает к знакомству с таким замечательным существом, как пчела. Лучше это сделать в тиши музея института, где собрана одна из крупнейших в мире коллекция экспонатов, рассказывающая об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. Когда войдете в музей, обязательно поприветствуйте святых Савватия и Зосиму, изображенных на медной чеканке. Эти два монаха Соловецкого монастыря считаются покровителями российского пчеловодства.» (Дмитрий Соколов. Пчеловод — звучит современно. Рязанские ведомости, Рязань. 04.10.2000)

Зосима и Савватий Соловецкие — покровители и защитники русских пчёл

«Святой Савватий считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. «Без Бога — ни до порога, а без Зосимы — Савватия — ни до улья». Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.» (Автор не известен. Православие день за днем. Российская книжная газета (приложение к Российской газете), Москва. 12.11.2002)

Зосима-пчельник не Зосима Соловецкий

«Зосима-пчельник. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зосимой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом. Говорили: «На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать», «Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо», «Зосима пчел растит, меду наливает». Примечали: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь. Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника.» (Автор не известен. Народный календарь. Крестьянская Россия, Москва, 28.06.2004)

Поделиться в социальных сетях

Читайте так же:  Муравьиная горка рецепт с медом

Пчела в набалдашнике посоха Соловецкого святого

«30 Апреля. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. «Церковно народный месяцеслов на Руси» И.Калиновского сообщает: «Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму — Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем:

«Ты мед-то лопай, до об Зосиме-Савватии вспоминай.»

В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия. угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения. В других местах еще есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.

Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажными рассадниками сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей». (Русский месяцеслов. Крестьянин, Ростов-на-Дону. 29.04.1999)

Мед дал название соловецкому мылу

Уходовое туалентое мыло для тех, кто любит нежные, чуть сладковытые ароматы. Хорошо подойдет для умывания. Благодаря мацерату розы и меду бережно ухаживает за кожей лица. «Нежное» – это основное слово в описании данного мыла, в состав которого входят омыленные масла кокоса, пальмы, касторки, пальмоядер, стеариновая к-та, оливы, виноградной косточки, подсолнечника, миндаля, хлопка. Приготовлено на отваре липовых цветов, с добавлением их в верхнюю мягко-скрабящую часть мыла, сдобрено мацератом на пудре розы дамасской, медом дальневосточным, украшено бета-каротином и ароматическими экстрактами меда и липы. (Никитина Ольга. Соловецкая косметика. Инт. Юрий Серов. Спец. для онлайн-дайджеста «СоловкиЭнциклопедия», Соловки. 15.11.2017)

Помимо этого.

«Медовый зал (музея в Ярославле. Прим. Ред.) благославляет икона Зосимы и Савватия — соловецких чудотворцев. По легенде, святые странники Зосима и Савватий принесли пчел на Русь в посохе и тем самым положили начало пчеловодству. 30 апреля — Зосима-пчельник. В этот день в церквях служили молебны и приносили медовые соты для освящения.» (Нина Демина. Рой роится — Зосима-Савватий веселится. Золотое кольцо, Ярославль. 28.01.2003)

• Белуха • Гренландский тюлень • Заяц • Лисица • Медведь • Морской заяц • Ондатра • Северный олень • Канадские крысы • Лагерные крысы • Другие животные.

Соловецкий мед. Святые покровители пчеловодства Зосим и Савватий

Пчеловодство стало развиваться с древних времен. Занятие это было распространено повсеместно, люди всегда ценили мед как питательный и целебный продукт. Покровителями пчеловодства на Руси считались основатели Соловецкого монастыря святые Зосим и Савватий.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, а затем Валаамского. В поисках уединения в 1429 году он перебрался на Соловки и основал здесь монастырь. Позже, в 1436 году на Соловки пребыл Зосима, которого в 1452 году монахи выбрали игуменом. Считается, что Зосима и Савватий завезли на Соловки пчел, и стали учить людей как правильно заниматься пчеловодческим хозяйством. Документальных свидетельств об этом не сохранилось, и, тем не менее, в одной из молитв, обращенных к этим святым, повествуется о том, что по велению Божьему, Зосим и Савватий были отправлены в далекие страны, откуда и принесли в набалдашнике посоха пчелиную матку, и начали разводить пчел. Известно, что монастыри, расположенные на севере и северо-востоке древней Руси, не имели развитых хозяйств, поэтому развитие пчеловодства в этом районе имело важное значение.

Между днем почитания святого Зосима (30 апреля) и святого Савватия (10 октября) укладывается практически весь сезон пчеловодства. Раньше именно 30 апреля посреди пасеки ставили накрытый чистой скатертью стол, на который клали хлеб с солью, святую Богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утренней молитвы свечу, а затем молились святым Зосиме и Савватию, и окропляли пасеку освященной водой. 10 октября пчеловоды собирались вместе и пили медовуху, кроме того, в этот день пекли медовое печенье, и угощали всех знакомых продуктами пчеловодства. У всех пчеловодов в доме имелась икона Зосима и Саввтия, заступников пчеловодства.

У католиков тоже есть почитаемый святой, к которому обращаются с молитвами пчеловоды. Епископ города Милан Амвросий своими проповедями и трудами снискал себе славу выдающегося церковного деятеля. Его иконография очень обширна, и часто можно встретить его изображенным с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу его слова. Когда Амвросий был в младенческом возрасте, во время сна к его лицу привился пчелиный рой, но ни одна пчела его не укусила. Это считалось предзнаменование того, что ребенок будет обладать красноречием и будет великим человеком. Само имя святого переводится как «мед». В католической церкви его память отмечают 7 декабря.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во многих монастырях в России занимались и продолжают заниматься пчеловодством. Дело в том, что мед и другие продукты пчеловодства очень ценны во время поста. Мед – сладкий и питательный продукт, к тому же позволяющий лечить многие хвори. Прополис и маточное молоко – природные лекарственные средства. Кроме того, из пчелиного воска готовятся очень хорошие, ароматные свечи, которыми пользуются во время службы в церкви. Вот почему, в народе пчела считается божьей угодницей.

Икона зосима и савватий покровители пчеловодства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here