Музей пчеловодства

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "музей пчеловодства". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Музей пчеловодства

Адрес: 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, пасека
Телефон: (499) 976-33-67
Часы работы: по предварительной договоренности

Сбор музейных предметов по пчеловодству был начат первым профессором животноводства Петровской земледельческой и лесной академии И.Н. Чернопятовым, который с 1865 по 1879 г. наряду с другими дисциплинами читал курс пчеловодства. Для проведения практических занятий он организовал учебно-опытную пасеку (1868), а также создал зоотехнический кабинет, в котором среди более 3 тысяч различных учебных пособий имелся «пчелиный кабинет доктора Польмана, заключающий собрание разных пород пчел, их произведений и врагов, в 131 образцах».

Накоплению музейных экспонатов по пчеловодству во многом способствовал заведующий кафедрой частного животноводства Петровской академии профессор П.Н. Кулешов, который организовал на учебно-опытной пасеке сравнительное изучение ульев разных систем и пропагандировал улучшенные приемы разведения и содержания пчел. В 1887 г. зоотехнический кабинет был оснащен им учебно-наглядными пособиями, включающими коллекции ульев различных систем, пчеловодный инвентарь отечественного и иностранного производства.

Основателем музея пчеловодства был крупнейший естествоиспытатель, академик ВАСХНИЛ (1935), профессор Н.М. Кулагин, заведующий кафедрой зоологии (1894 – 1940), который наряду с другими дисциплинами преподавал пчеловодство и осуществлял руководство учебно-опытной пасекой.

Вопросами пчеловодства он интересовался в течение всей жизни. Еще будучи студентом Московского университета он стал членом отделения пчеловодства Русского общества акклиматизации животных, активно участвовал в организации первой передвижной пчеловодной выставки. Руководил многими съездами пчеловодов, участвовал в работе ряда пчеловодных обществ. Консультировал тысячи пчеловодов России и зарубежных стран. Им опубликованы многочисленные научные труды и научно-популярные брошюры по вопросам пчеловодства.

В течение многих лет он тщательно собирал всевозможные экспонаты по пчеловодству. Для размещения музея на территории пасеки на средства, полученные за прочитанные научно-популярные лекции, он построил два специальных передвижных павильона.

В 1930 г. при переводе пасеки в мясомолочный институт музейные экспонаты и предметы были частично утеряны. Усилиями проф. Н.М. Кулагина пасека и музей были возвращены в ведение академии.

Музей пчеловодства носит имя Н.М. Кулагина. В настоящее время он располагается вместе с кафедрой пчеловодства в отдельном здании, построенном в 1970 г. по проекту проф. Г.А. Аветисяна. Экспозиции музея раскрывают биологические особенности пчел, технику, организацию, экономику пчеловодства, использование пчел для медосбора и для опыления энтомофильных растений. В музее представлены ульи разных систем и конструкций (колоды, дупла, лежаки, даданы, многокорпусные, наблюдательные). Среди экспонатов – первый разборный рамочный улей, изобретенный в 1814 г. выдающимся русским пчеловодом Петром Ивановичем Прокоповичем. Показан различный пчеловодный инвентарь и машины (медогонки, вальцы). Художественно выполнены макеты зимовника, опылительных пасек. Собраны материалы по развитию пчеловодства в России и зарубежных странах.

В музее проводятся учебные занятия при подготовке студентов по зооинженерным и агрономическим специализациям, при повышении квалификации пчеловодов-практиков, при переподготовке преподавателей пчеловодства.

С 1990 г. экспонаты музея используются при проведении сотрудниками кафедры трехмесячных курсов практического пчеловодства, по окончании которых слушатели получают удостоверения государственного образца с правом работы во всех регионах России. За истекшее время удостоверения получили более 1600 человек.

Стало традиционным проведение в Дни открытых дверей и День знания экскурсий для студентов зооинженерного, агрономического, плодоовощного, педагогического и технологического факультетов университета по учебно-опытной пасеке и музею пчеловодства.

Постоянными посетителями музея являются школьники 5-10 классов Тимирязевского района, которые с интересом знакомятся с отраслью пчеловодства, что очень важно для их профориентации. За консультациями и советами часто обращаются пчеловоды-любители.

В музее «Пчеловодство» на ВДНХ гостей познакомят с технологиями производства меда

Первый интерактивный музей «Пчеловодство» откроется 7 октября в павильоне № 28 ВДНХ в рамках Года экологии.

На тематических экскурсиях эксперты расскажут об ульях, устройстве пчелиной семьи и ее пользе для человека и природы. Встречи будут проходить в познавательно-игровой форме. Они рассчитаны на взрослых и детей, программы также доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В зоне «Виртуальная реальность» посетители познакомятся с технологиями производства меда и узнают, как проходит сортировка готовой продукции.

Москвичам и гостям столицы будут показывать научно-документальный фильм, с помощью которого они познакомятся с историей развития пчеловодства в России, жизнью медоносных пчел, а также с открытиями русских ученых, внесших существенный вклад в мировую пчеловодную культуру.

Одним из главных объектов в новом музее станет стеклянный улей с живыми пчелами, благодаря которому гости смогут наблюдать за насекомыми, не беспокоясь об укусах.

В специальной лаборатории гости узнают, является ли натуральным тот или иной мед и соблюдены ли технологии его обработки.

Кроме того, в павильоне организуют пространство со стеллажами в форме сот, где можно будет купить продукцию пчеловодства.

Музей пчеловодства

Музей пчеловодства и учебно-опытная пасека Петровской земледельческой и лесной академии были организованы в 1868 г. по инициативе профессора зоотехнии И.Н. Чернопятова, который в течение последующих 11 лет вел курс пчеловодства. При зоотехническом кабинете Петровской академии был организован учебно-наглядный отдел пчеловодства, на основе его в последующие годы был создан и сам музей кафедры пчеловодства. Экспонаты музея размещались в двух специально выстроенных на территории пасеки зданиях и имели уникальную коллекцию ульев различных систем, пчеловодный инвентарь, машины зарубежного и отечественного производства, тщательно собранные в течение многих лет как в нашей стране, так и за границей.

Музей пчеловодства на ВДНХ

Пчеловод – ​редкая профессия. Авторы проекта Музея пчеловодства на ВДНХ заставили взглянуть на нее с современной точки зрения, задавшись целью популяризировать традиции, известные с древних времен.

Архитекторы Buro 511 Артур и Ксения Кариевы с полноправными участниками проекта дочкой Софи и сыном Михаилом

Читайте так же:  Рецепт алоэ с медом и кагором пропорции

Отрадно, что с обретением старого названия ВДНХ возрождает идеи популяризации достижений, правда уже не народного хозяйства, а скорее государственного. Многим историческим павильонам возвращается не только прежний вид, но и назначение. Не стал исключением и павильон пчеловодства, построенный в 50-е годы прошлого века. Департамент природопользования через генподрядчика обратился в архитектурное бюро Buro 511 с предложением разработать концепцию Музея пчеловодства, главной целью которого стала бы популяризация этой «старомодной» отрасли.

Важное место в проекте было отведено скрытой подсветке. Она не только помогла акцентировать внимание на отдельных элементах экспозиции: ​витринах, стеллажах, стендах,​но и создала ощущение погружения в будущее

По словам Артура Кариева, авторы проекта оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, заказчик хотел получить такой проект музея, который бы перевернул отношение к пчеловодству как к устаревшему производству и заставил взглянуть на отрасль с новой, современной точки зрения. С другой стороны, масса непонятных, позаимствованных из прошлого технических условий могла свести все старания архитекторов на нет. Так, например, оригинальное напольное покрытие, сохранившиеся со времен постройки павильона, пришлось закрыть коммерческим линолеумом. Аналогичная история произошла и с потолком. Архитекторы предлагали все коммуникации для вентиляционного оборудования оставить открытыми, сохранив при этом первоначальную отделку потолка и придав всему музею стильный индустриальный вид. Однако согласно безоговорочному техническому заданию пришлось монтировать потолок грильято.

В зале, посвященном истории пчеловодства, есть две витрины с униформой и рабочими инструментами пчеловода прошлого века и нынешнего

Несмотря на все сложности, концепция музея у авторов проекта все же сложилась. Они представили экспозиционное пространство как своеобразную современную лабораторию пчел. Функционально оно поделено на три зала: исторический, в котором рассказывается об истории развития пчеловодства, биологический, посвященный жизни самой пчелы, и ​дегустационный. При этом традиционным формам архитекторы попытались придать новое звучание, даже невзирая на сухое техническое задание. Согласно последнему, например, требовалось выполнить инсталляцию на тему улья со ста тридцатью элементами. В итоге появился коридор, напоминающий шлюзовое отделение космического корабля. Этот эффект создает мягкий желтоватый свет, исходящий от лайтбоксов с перфорированной в виде сот обрешеткой из фанеры.

Полы в музее пришлось покрыть коммерческим линолеумом, а потолки закрыть конструкцией грильято. Это решение помогло законсервировать сохранившуюся первоначальную отделку павильона

Еще одна идея – ​придать пространству ощущение стерильности, поэтому, помимо ассоциативной желто-черной цветовой гаммы, основной акцент был сделан на белом, в особенности в первой части музея. Стены, витрины-пирамиды, бар, дегустационные авторские столы – ​все белого цвета. Кстати, последние – ​не обычные столы. Их столешницы представляют собой встроенные экраны с интерактивным меню меда. Достаточно нажать рукой на желаемый пункт в меню, и на стеллаже, находящемся по соседству, загорится сота с выбранным образцом меда. Надо заметить, что современная подача «методического» материала потребовала разработки очень серьезного электрического проекта. В залах предусмотрены (помимо огромного количества прямой и скрытой подсветки витрин и стеллажей) демонстрационные тач-панели. В биологическом зале смонтирован огромный экран, составленный из шестнадцати медиапанелей, погружающий посетителя музея в увлекательный фильм, посвященный жизни пчелы. Есть в экспозиции и настоящий улей с живыми пчелами, закрытый стеклянным колпаком, авторство проекта которого тоже принадлежит архитекторам Buro 511. Можно с уверенностью сказать, что создатели музея пчеловодства справились со своей задачей на все сто процентов, сделав ставку на современный дизайн и технологии.

Все витрины в музее выполнены в виде прямоугольных пирамид черного или белого цвета

В зале, посвященном жизни пчелы, установлены две модели насекомого с функциями аниматроника

В дегустационном зале стеллажи для баночек с разными сортами меда решены в виде сотовых ячеек, каждая из которых имеет автономную подсветку, соединенную с интерактивными экранами столов

Музей-выставка НИИ пчеловодства

Музей-выставка пчеловодства является подразделением НИИ Пчеловодства. Экспозиция музея представлена разделами: история бортничества на Руси, биология пчелиной семьи, технология содержания и разведения пчелиных семей, материально-техническая база пчеловодства и иностранного пчеловодства. В залах музея демонстрируются ульи разных конструкций, пасечный инвентарь и оборудование, естественные постройки пчел, гербарии и семена медоносов. В музее представлены колоды «Царь», «Царица», «Царевна», которые принадлежали царю Алексею Михайловичу (XVII век), улей «церковь», улей «колокольня» и много других уникальных экспонатов ХIX века.
Мы приглашаем Вас принять участие в уникальной программе «Азбука пчелы»:

• Пройти экскурсию в музее НИИ пчеловодства, во время которой Вы узнаете об истории пчеловодства на Руси, познакомитесь с деятельностью изобретателя первого в мире рамочного улья П.И. Прокоповича, увидите старинные колоды, ульи, медогонки, приоткроете «окошко» в мир коллективного способа жизнедеятельности пчелиной семьи, представленный на фото и видео, узнаете о способах получения продуктов пчеловодства и их пользе, увидите оборудование, используемое пчеловодами, а также узнаете историю института и основные направления его деятельности.
• Насладиться дегустацией различных сортов меда, вкуснейших медовых композиций с ароматным чаем, во время которой специалисты института расскажут об оздоровительных особенностях продуктов пчеловодства, а также предложат и другую продукцию ООО «Азбука пчелы», которая создана на экологически чистой основе.
• Посетить пасеку и познакомиться с реальными буднями пчеловода, осмотрев ульи и соты (сезон май-сентябрь). .
• Посетить увлекательный мастер-класс по изготовлению свечей- катанок из вощины.
После окончания программы мы предлагаем гостям приобрести мед и продукцию пчеловодства

Интерактивный музей «Пчеловодство»

Интерактивный музей «Пчеловодство» появился на ВДНХ. Открытие обновленного музея «Пчеловодство» состоялось 07.10.2017 года в Москве на территории ВДНХ в павильоне №28, носящем аналогичное название. Главной особенностью объекта, открытого в Год экологии в стране, является его интерактивный формат. Сам павильон появился на выставке в далеком 1954-м году. Его строительство велось на основе проекта, созданного Освальдом Стапраном, который также работал в группе авторов над столичной гостиницей «Москва». Первоначально он носил имя «Главхлеб», а затем в период 1959-1961гг был переименован в «Хлебопекарная промышленность». Нынешнее название «Пчеловодство» закрепилось за ним только в первой половине 70-х годов. Необходимо отметить, что довольно длительное время он был недоступен для посетителей, так как его закрывали на затянувшуюся реконструкцию.

Читайте так же:  Рецепт муравейника с медом в домашних условиях

Тематика павильона практически всегда была – пчеловодство. Теперь же он может предложить посетителям новый музей, построенный на мультимедийный принципах, и полностью соответствующий лучшим мировым стандартам. Одним из элементов нового музея является научно-историческая экспозиция, действующая на постоянной основе. Здесь можно увидеть витрины и стенды с многочисленными экспонатами. Расположенные в залах манекены позволят познакомиться с основным рабочим костюмом бортников за последние 300 лет, от типичного облика начала 18-го века, до самых современных разработок.

На витринах за стеклом можно наблюдать исторические предметы, так или иначе связанные с пчеловодством. Например, здесь имеются восковые свечи, Древнерусская утварь для бытового хранения меда и многое другое. Наиболее оригинальная возможность музея – виртуальный тур, позволяющий каждому трансформироваться в пчелу. Человеку предлагается возможность взглянуть глазами миниатюрного насекомого на огромный окружающий мир. Передовые технологии позволяют полностью окунуться в каждодневную жизнь пчел, поучаствовать в сборе пыльцы и последующем производстве из нее настоящего мёда.

Сотрудники музея отмечают, что подобные уникальные интерактивные возможности гостям не способен предложить ни один из музеев, посвященных пчеловодству, во всем мире. В департаменте природопользования столицы объясняют, почему столь серьезный интерес проявляется по отношению к пчеловодству. Сегодня пчелы играют огромную роль в экосистеме земли. Подавляющее большинство людей даже не осознает, что в случае исчезновения пчел, а подобная вероятность существует, под угрозу ставится жизнь всего человечества.

Несмотря на то, что пчелы окружают нас в каждодневной жизни, об особенностях их существования знает только небольшое количество специалистов, занимающихся их изучением. Между тем, пчелы относятся к числу одних из наиболее высокоорганизованных живых существ на планете. Их мир построен на основе многоуровневой системы, где каждая особь занимает строго отведенное ей место.

Важное место в каждом павильоне ВДНХ еще со времен появления выставки занимали помещения торгово-выставочного назначения. Сохранились они и сегодня. Один из залов павильона полностью отведен под эти цели. Выстроенные здесь стеллажи имеют соответствующее оформление в виде пчелиных сот. Ассортимент предлагаемой продукции, имеющей непосредственное отношение к пчеловодческой деятельности, внушает уважение. Здесь представлены десятки сортов меда, прополис, перга, самые разнообразные косметические средства, при производстве которых применяется мед. Расположенные рядом интерактивные панели позволяют каждому желающему получить исчерпывающую информацию о любом из товаров, представленных на стенде.

После обновления павильон предусматривает организацию пространства с учетом интересов посетителей всех возрастных категорий. Например, для маленьких детей предлагаются самые разнообразные тематические игры и костюмы пчел, в которых можно сфотографироваться на память. Для подростковой аудитории в администрации музей предусмотрели увлекательный квест внутри улья, где можно будет наблюдать повседневную жизнь пчел. Смог все посетители музея понаблюдать и за настоящими пчелами. В павильоне появится улей с пчелиной семьей, для которой созданы максимально комфортные климатические условия. Имеется в павильоне и кафе, где посетителям предложат самые разнообразные виды травных чаев и массу сортов ароматного меда.

В процессе проведения реконструкции павильона работы выполнялись с учетом требований «безбарьерного пространства». Например, все без исключение надписи не только выполнены выпуклыми, но и дублируются шрифтом Брайля. Все звуковые сигналы, передаваемые через микрофоны музея, автоматически дублируются на слуховые аппараты, входные группы адаптированы под инвалидные коляски, имеются пандусы и съезды.

Стоит отметить, что в рамках Года экологии столичные власти планируют проведение нескольких мероприятий, посвященных пчеловодству, среди которых экскурсии, позволяющие посетить природные территории города. Например, «Усадьбу пасечника» можно посетить в Измайловском парке, а центр «Царская пасека» располагает тематическим лекторием для проведения широкого спектра познавательных мероприятий. Посетить можно и Коломенское, где собрана внушительная коллекция медоносных растений. Здесь же представлена и небольшая экспозиция, позволяющая познакомиться с пчеловодством в нашей стране.

Музей пчеловодства

В Рыбном можно познакомиться с историей бортничества на Руси и увидеть ульи разных конструкций, включая те, что принадлежали царю Алексею Романову.

Одним из подразделений института является Музей-выставка пчеловодства. Он занимает площадь в 500 квадратных метров, являясь крупнейшим среди аналогичных объектов в мире. Полноценная экскурсия займёт не менее полутора часов. Здесь можно узнать историю пчеловодства на Руси, ознакомиться с жизнью и мировосприятием пчелы, осмотреть старинные и современные ульи и медогонки. Древние методы добычи мёда представлены максимально реалистично. Сотрудники музея воссоздали то, как люди охотились за мёдом диких пчёл, а также как развивалось бортничество, когда делали искусственные дупла и заселяли в них насекомых. Можно увидеть и то, каким образом люди защищали свой мёд от медведей. Отдельные залы покажут, как развивалась конструкторская мысль пчеловодов разных уголков мира, придумывавших дома для пчёл.

Основу исторической части выставки составляют экспонаты, унаследованные от первого музея пчеловодства, ранее действовавшего в Измайлово. В XVII веке измайловские земли представляли собой дворцовое хозяйство царя Алексея Михайловича. Здесь были разбиты сады и оранжереи, выращивались различные травы. В образцово-показательном хозяйстве существовала и пасека. Сахара в те времена не знали, и мёд подавали как лакомство. Главная задача царской пасеки состояла в том, чтобы доказать выгоду содержания пчёл под рукой, разведения их в колодах, чтобы не лазить по деревьям, добывая его в дуплах. Колоды для пчёл украшались резьбой, походили на человеческие дома или другие объекты.

После смерти царя образцово-показательное хозяйство пришло в упадок. Второе рождение земли получили в 1865 году, когда на них начало работу Русское общество акклиматизации животных и растений. Здесь вновь была создана пасека, получившая название «Царской». Она популяризировала ульи других конструкций, и древние колоды передали в созданный здесь же музей. Новые ульи активно возили по городам, устраивая плавучие выставки. Пчеловоды в эти времена были особо активны. Представить свои разработки в царскую пасеку было для них честью, поэтому здесь накопилась существенная коллекция.

Читайте так же:  Пчеловодство 16 рамочный улей

В 1924 году измайловский музей закрыли, а все его экспонаты в 1947 году передали в НИИ пчеловодства, и сейчас в рыбновском музее можно увидеть оригинальные колоды царской пасеки XVII века. Они называются «Царь», «Царица» и «Царевна». Здесь же колоды «Церковь» и «Колокольня», унаследованные от первого музея, а также множество ульев, путешествовавших когда-то в плавучих выставках. В Измайлово уже в наши дни начал действовать эколого-просветительский центр «Царская пасека», где представлены копии колод «Царь», «Царица» и «Царевна». Оригиналы остались в Рыбном.

Не менее интересным будет посещение зала биологии пчелиной семьи, где гостей музея ждёт увлекательный рассказ о жизни этих насекомых. Здесь можно увидеть естественные соты, отстроенные роем, сравнить пчелиный улей с гнёздами осы и шершня. Детально можно изучить соты, в которых живут трутни, а также маточники, где пчёлы выращивают своих королев.

Сотрудники музея помогут изучить и «язык» пчёл. Здесь схематично изображён характер танца «медоносной мухи», которым они указывают точный путь до медосбора. На отдельной картине изображена цветовая палитра зрения пчелы. Она различает жёлтый, синий и белый, поэтому пчеловоды чаще всего используют в работе именно их.

Экскурсия принесёт немало аналогий и с жизнью людей. Так, среднерусские пчёлы признают только одну матку в семье, между тем как кавказские породы позволяют жить нескольким «королевам». Рабочими пчёлами являются только самки, самцы зовутся трутнями и к работам по сбору мёда отношения не имеют.

Куда сходить в Москве на выходных с девушкой, детьми или друзьями

Мы знаем куда сходить в Москве сегодня!

«Музей Меда»: история сладкой жизни

«Музей Меда» располагается в известном московском парке «Кузьминки». На его территории находилась пасека в то время, когда здесь проживал княжеский род Голицыных. Ароматный мед подавали к обеденному столу князей. Сегодня гости и жители столицы могут посетить эти места и узнать много интересного о любимом продукте.

Как развивалось пчеловодство: от каменного века до наших дней

История пчеловодства насчитывает тысячи лет. Историки утверждают, что мед научились получать еще в каменном веке. К этому периоду принадлежит рисунок, который археологи обнаружили в пещере, расположенной рядом с городом Валенсия, который находится в Испании. На изображении показаны окруженные пчелами люди, которые достают соты. В Риме пчеловодство считалось достаточно прибыльным занятием, существует большое количество трудов о том, как изготавливать ульи и лечиться медом.

На Руси мед начали производить с незапамятных времен. До правления Петра I этот продукт был основной сладостью в России. С началом применения различных способов получения сахара, мед утратил свои лидирующие позиции среди сладких лакомств. Но он и в данный момент является аппетитным яством и действенным лечебным ингредиентом.

Необычная экспозиция «Музея Меда»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В саду музея размещена демонстрационная площадка, которая насчитывает около полусотни ульев. Среди обычных конструкций из дерева имеется одна стеклянная. Все заинтересованные люди могут примерить специальную сетку и почувствовать себя настоящим пасечником. Посетителям предлагается увидеть все этапы производства меда – от сбора нектара до разлива готового продукта в банки.

Любознательные гости музея могут посетить экскурсионные программы под названием «Трудолюбивая пчела» и «История пчеловодства на Руси». Здесь также можно просмотреть видеофильм, посвященный пчеловодству, который заинтересует юных посетителей заведения. После показа дети принимают участие в веселых и занимательных играх. Программа завершается распитием чая с душистым медом.

Музей работает в течение всего года, но лучше всего посещать его в теплые месяцы – с мая по сентябрь. Вы можете отыскать заведение по адресу: Москва, ул. Кузьминская 10, м. Кузьминки.

Павильон №28 «Пчеловодство»

Когда построен, кто архитектор

В 1954 году по проекту архитектора Освальда Стапрана.

Изменение названия

До 1959 года — «Главхлеб», в 1959–1961 годах — «Хлебопекарная промышленность», с начала 70-х — «Пчеловодство».

Современное состояние

19 октября 2017 года в обновленном павильоне №28 на ВДНХ открылся музей «Пчеловодство».

В выставочном павильоне Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы организовано несколько основных зон:

  • постоянная научно-историческая экспозиция — в ней представлены одежда, инструменты бортника 300-летней давности и современного пчеловода, а также исторические артефакты, связанные с этим промыслом в Древней Руси, восковые свечи, посуда для хранения меда и др.;
  • торгово-выставочное пространство с широким ассортиментом натуральной продукции пасечников и памятными сувенирами;
  • интерактивно-игровой и мультимедийный залы, где посетители могут принять участие в тематических играх, посмотреть фильмы о жизни пчелы, увидеть макеты пчел.


Экспозиционно-выставочное пространство «Пчеловодство» осуществляет прием одиночных посетителей и экскурсионных групп.

РЕЖИМ РАБОТЫ: будни с 11:00 до 18:00, в выходные с 11:00 до 19:00.

История создания

К открытию ВСХВ 1954 года появляется небольшой торговый павильон «Главхлеб», построенный по проекту архитектора Освальда Cтапрана, одного из соавторов ныне утраченной гостиницы «Москва».

Отсутствие ордерной системы (тип архитектурной композиции, который возник из стоечно-балочной конструкции эллинского зодчества), упрощенно прорисованная решетка парапета со стилизованными колосьями и звездами, а также несимметрично пристроенная веранда кафе говорят нам о том, что архитектор работал по канонам позднего ар-деко (происходит от французского art deco — названия парижской выставки 1925 г. (Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes, русск. — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств). Ар-деко — популярный в 1930-е и 1940-е годы стиль в архитектуре, живописи и моде. Отличительной чертой стиля являются строгие геометрические и этнические формы, богатые орнаменты и роскошные современные материалы, иначе этот стиль называли ребристым.

В здании мы видим большие окна-витрины на фасаде, над которыми находятся лепные розетки. Вход в павильон решен строго по центру основного объема, пространство над дверями украшает эмблема «Главхлеба» СССР с изображением типового завода-автомата (подобные полностью автоматизированные конвейерные заводы по производству хлеба появляются в СССР в 1930-е годы, когда хлебопекарная промышленность только начала зарождаться в стране Cоветов) в пышном обрамлении из различных растений и плодов. Углы здания фиксируют мощные пилоны (от греч. pylon — ворота, вход, массивные столбы, cлужащие опорой арок, перекрытий, мостов и стоящие по сторонам входов или въездов).

Читайте так же:  Орехи с медом рецепт

Для современного человека название павильона звучит несколько странно, однако на территории выставки находилось несколько торговых павильонов, имеющих такие названия, как «Главликерводка», «Главкондитер», «Главконсерв», «Главтабак», «Главхладпром». История «главков» начинается 29 июля 1934 года, когда по распоряжению И.В. Cталина появляется Народный комиссариат пищевой промышленности СССР, регулирующий эту индустрию в СССР. В управлении Наркомата находилось огромное количество разных «главков» с самыми причудливыми названиями: «Главмукомол», «Главжирмасло», «Главфруктовод» и многими другими — вот почему почти все самые важные отрасли пищевой промышленности были представлены на Главной выставке страны.

Этикетка от печенья «Лимонное», произведенного на предприятии «Главхлеба»

История экспозиций

Интересно, что согласно плановому заданию 1949 года в павильоне «Главхлеб» должен был размещаться не только магазин по продаже хлебобулочных изделий, но и цех по производству пончиков и бубликов. Кроме того, в павильоне располагалось кафе с открытой террасой, где и торговали горячими бубликами, калачами (белый хлеб, выпеченный в виде замка с дужкой), пончиками, пирожками и холодным молоком.

До 1959 года павильон носит название «Главхлеб», а в 1959–1961 годах павильон переименовывают в «Хлебопекарную промышленность». В течение примерно 20 последующих лет павильон использовался как площадка для различных тематических выставок, но уже в 1970-е годы в павильоне «Главхлеб» появляется экспозиция, посвященная пчеловодству. Также меняется название на фасаде.

Интересные факты

1. Ранее, в 1939 году, на ВСХВ уже был павильон «Пчеловодство», не сохранившийся до наших времен, — о нем вы можете прочитать в разделе «Несохранившиеся павильоны».

2. Интересно, что мировую известность павильону принесла скандально знаменитая выставка московских художников-авангардистов, проходившая здесь c 19 по 26 февраля 1975 года.

Участники выставки художников-авангардистов, организованной в павильоне «Пчеловодство» в 1975 году.

Сидят: Н. Вечтомов, О. Рабин, Л. Мастеркова, А. Харитонов, Д. Плавинский, В. Яковлев, Э. Штейнберг, А. Тяпушкин, П. Беленок, О. Кандауров.
Стоят: О. Целков, В. Янкилевский, В. Немухин, Э. Дробицкий, А. Юликов, И. Снегур, В.Калинин, В. Пацюков.

В ней участвовали двадцать живописцев, имевших наиболее тесные связи с иностранными дипломатами и журналистами. Инициаторами выставки выступили художники В. Немухин и Д. Плавинский.

Выставка художников-авангардистов в павильоне «Пчеловодство»

Выставка художников-авангардистов в павильоне «Пчеловодство»

Интересно, что выставка была организована по личному одобрению и под патронажем Юрия Андропова. На открытии выставки присутствовали такие известные личности, как актер В. Высоцкий, поэт Е. Евтушенко, режиссер Ю. Любимов, Г. Костаки (крупнейший советский коллекционер, в собрании которого было около 2000 работ художников-авангардистов, большая часть их была передана в дар Государственной Третьяковской галерее).

Несмотря на большой поток посетителей и внимание со стороны творческой элиты Советского Союза выставка получила многочисленные негативные отклики в прессе. Вот один из таких негативных отзывов в статье «Авангард мещанства», опубликованный в газете «Вечерняя Москва» за 10 марта 1975 года. Поразительно, что автор «ругает» произведения искусства, ставшие известными на весь мир, за которые вскоре коллекционеры готовы были выложить сотни тысяч долларов.

«…Общеизвестно: авангардом называется передовая, ведущая часть общества или класса; авангардисты — значит новаторы, первооткрыватели. Что же новаторского видим мы на этот раз? Большинство работ — лишь робкое повторение (мягко выражаясь) тех открытий или экспериментов формального порядка, которые были за последние 75–80 лет в русском и европейском искусстве. Это мое утверждение легко проверить: возьмите альбомы, полистайте, и вы увидите, что нынешние «авангардисты» заимствуют все, что попадается им на глаза. Здесь и «Мир искусства», и абстрактный импрессионизм, начало «поп-арта» и «новая вещественность», «наивные» и «кинестеты» — словом, с миру по нитке — «авангардисту» рубашка.

Известно, что повторение — мать учения, но известно также, что повторение в искусстве — смертельный враг творчества. Хорош авангард, плетущийся в обозе истории!

Ну, а в чем же причина возникновения «авангарда»? По-моему, не следует относить ее только за счет западных влияний. Подобная «общественность интересов» имеет определенную почву. Если истинный художественный поиск — всегда открытие новых сторон жизни, новых характеров, то «авангардисты», как ни парадоксально, плетутся в хвосте, цепляются за все самое ущербное и отжившее, что когда-либо было в искусстве.

Суть подобного рукоделия от искусства уже ясно и исчерпывающе определил М. Горький: «Что им делать в битве жизни?» И вот мы видим, как они тревожно и жалко прячутся от нее, кто куда может — в темные уголки мистицизма, в красивенькие беседки эстетики, построенные ими на скорую руку из краденого материала; печально и безнадежно бродят в лабиринтах метафизики и снова возвращаются на узкие, засоренные хламом вековой лжи тропинки религии, всюду внося с собой клейкую пошлость, исторические стоны души, полной мелкого страха, cвою бездарность, cвое нахальство, и все, до чего они касаются, они осыпают градом красивеньких, но пустых и холодных слов, звенящих фальшиво и жалобно…

Точнее о содержании выставок, которые были показаны, сказать невозможно».

Следующая выставка художников-авангардистов открылась в Доме культуры ВДНХ с 20 по 30 сентября 1975 года, на которой было показано уже 522 работы. Но это совсем другая история.

Открытие Музея пчеловодства!

На любимый пчеловодами праздник Медовый Спас (16 августа) запланировано открытие Музея пчеловодства им. Г. Д. Билаш. Музей представит экспонаты из разных стран, покоряющие своей уникальностью – это 2-х метровые ульи

Читайте так же:  Пастила с медом рецепт

или, к примеру, борть со следами медвежьих когтей, которой насчитывается 300 лет. Также музей оснащен Лабораторией по определению качества мёда и есть два улья со стенкой из стекла, причем улья действующие.

Двухметровые ульи — ульи-реплики памятников мировой архитектуры, переданы Музею пчеловодства основателем и президентом компании «Тенториум» Раилем Хисматуллиным (г. Пермь).

В музее пчеловодства несколько залов.

Поражает собранное разнообразие ульев: похожий на листы книги книжный улей Губера, для двух семей улей Вельса, горизонтальная борть (Непал), также посетители ознакомятся с репродукцией знаменитых ульев с пасеки Николая II — это красивейшие и яркие ульи «Царица», «Царь», «Царевна». Есть множество и других уникальных экспонатов.

Экспозиция зала истории будет больше интересна любителям мёда. Один из экспонатов – точная копия старинного улья, изготовленного в 1779 году! В Музее имеется борть и пчелиная колода, что позволит вам увидеть, как добывали мёд ещё до изобретения ульев.

Диорама «Бортевое хозяйство» ознакомит с нелегким трудом бортевика. Экскурсовод музея пояснит вам разницу между бортью и колодой, покажет приспособления бортевого пчеловодства: лянге – мобильные ступеньки для залезания на дерево, батманы, используемые как тара для мёда, в которых с деревьев спускали мёд, керамы – сыромятные ремни из кожи, предназначенные выполнять страховку пчеловода-бортевика.

В Музее пчеловодства откроются залы промышленного, современного и зарубежного пчеловодства, которые станут интересными как для пасечников и пчеловодов, так и для любого интересующегося пчеловодством и просто любителя мёда.

Еще одним достижением Музея будет Лаборатория по определению качества мёда и наличия пыльцевых зерен в мёде. Это позволит узнать растения, с которых собран мёд. Данное оборудование дает возможность определить ряд болезней пчел.

Зал для фасовки мёда порадует вас современным оборудованием, а также посетители смогут продегустировать свежий мёд.

Для детворы самым интересным станет зал анимации, в котором выставлены два действующих улья со стенкой из стекла. Такие ульи позволят рассмотреть соты и всё внутреннее устройство улья, самих пчел, личинок и мёд. Для пчёл сделан специальный «пчелопровод», по которому они имеют возможность вылетать на улицу и приносить взяток в демонстрационный улей. Получается, как на ладони вся удивительная жизнь пчелосемьи. Деткам и всем посетителям в зале анимации показывают мультфильмы про жизнь пчелосемьи и пчел.

В уголке Г. Д. Билаша, организованного Музеем, находятся вещи и книги, переданные дочерью Григория Даниловича в дар Музею. Вы ознакомитесь с биографией директора НИИ пчеловодства, выдающегося ученого и автора больше 200 научных статей, книг и методических работ, являющегося создателем музея пчеловодства в Рязани. Музею присвоено имя Г. Д. Билаш в память о великом ученом, сделавшем огромный вклад в промышленное производство мёда и науку в целом.

Перед входом в Музей расположен памятник украинскому пчеловоду Прокоповичу Петру Ивановичу, который создал рамочный улей.

В большом конференц-зале музея есть возможность проведения конференций, семинаров и круглых столов.

Приглашаем всех любителей мёда, пчеловодов, пасечников, ценителей природы и просто гостей в новый музей – Музей пчеловодства, который откроется 16 августа 2014 года.

Музей мёда

Уникальная возможность увидеть весь процесс рождения мёда: от строительства пчёлами сот до разлива мёда в банки и, конечно же, попить чаю с ароматным лакомством.

Для владельцев заведений

На юго-востоке Москвы расположился живописный зелёный уголок — парк Кузьминки. Когда-то здесь была усадьба Голицыных, в которой имелась пасека. У князей к чаю всегда был свежий душистый мёд. Эта пасека из 50 ульев сохранилась до сих пор. Сейчас это демонстрационная пасека, которая расположена в саду «Виват, Голицыны!» и составляет основу экспозиции музея мёда — музейно-образовательного центра пчеловодства.

Встречает посетителей памятник пчеле. Далее посетители могут познакомиться с ульями различных конструкций. Это и древние колоды и современные красавцы. Есть здесь улей, который сделал мэр Москвы. В экспозиции музея представлена диорама «Бортничество на Руси». Посетители знакомятся с разнообразным инвентарем пчеловода и продуктами пчеловодства. Для профессионалов-пчеловодов и любителей выпускается газета «Пасека России» и много другой литературы, которая тоже представлена в музее.

Среди ульев демонстрационной пасеки есть один, уникальный, выполненный полностью из стекла. Этот улей привез из Ирландии президент Российского национального союза пчеловодов А. Бутов с европейского конгресса пчеловодов «Апимондия». Посетители могут наблюдать за жизнью пчёл и за их работой.

В музее мёда посетителям предлагается несколько экскурсионных программ, таких, например, как «История пчеловодства на Руси», «Трудолюбивая пчела». Все желающие могут принять участие в мастер-классах, на которых опытные пчеловоды рассказывают о пользе мёда, о лечении мёдом. Для юных посетителей демонстрируется видеофильм «Сказ про медовый запас». Дети и взрослые могут поиграть в «пчелиные», «цветочные» и другие народные игры и, конечно же, посидеть у самовара, попить чай с вкуснейшим мёдом.

Число посетителей музея растет, поэтому экспозиция музея постоянно пополняется новыми экспонатами, создаются новые экскурсионные и образовательные программы. При музее работает Школа практического пчеловодства, где готовят профессиональных пчеловодов. Учащиеся этой школы проходят практику на Кузьминской пасеке и получают дипломы государственного образца.

В музее мёда проводятся народные праздники, фестивали и конкурсы, ярмарки мёда. Издаётся буклет «Пасека в Кузьминках».

В медовой лавке при музее можно приобрести мёд и другие продукты пчеловодства.

Смотрите также:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Музей пчеловодства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here