Новый закон пчеловодства

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "новый закон пчеловодства". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Пчеловодам нужны правовые знания

В первой части статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правовых нарушениях (КоАП РФ) содержится норма, в соответствии с которой за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил предусмотрена административная ответственность.

В настоящее время существуют (подчеркиваю существуют, а не действуют, причины этого будут указаны ниже) Ветеринарно-санитарные правила для специализированных пчелохозяйств, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 4 декабря 1974 г., Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел, утвержденные этим же управлением 15 декабря 1976 г. (взамен Правил от 23 апреля 1970 г.). Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ 17 августа 1998 г. утверждена действующая Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел. До середины 2013 г. существовала Инструкция по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и на дачных участках, утвержденная 17 июня 2002 г. Федеральным государственным учреждением (ФГУ) «Инспекция по пчеловодству» Министерства сельского хозяйства (МСХ) РФ.

Суды при разрешении споров, связанных с пчеловодством, на все перечисленные инструкции и правила ссылаются как на действующие. Если соотнести эти инструкции и правила с нормами административного законодательства, возникает мысль о возможности быть привлеченным к ответственности за то, что ульи на пасеке расставлены без соблюдения расстояний, предписанных в названных нормативно-правовых актах. В своих решениях суды указывают даже на нарушение расстояния в несколько сантиметров. Это может показаться абсурдом, но и инструкции с правилами давно не отвечают нынешнему положению пчеловодства в стране. Даже незаконная сама по себе инструкция от 17 июня 2002 г. действовала более десяти лет, и суды руководствовались ею. Конечно, это характеризует недостаточно внимательное отношение МСХ РФ к нормативно-правовым актам по пчеловодству.

Согласно основным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в России насчитывалось всего 3 727 800 пчелиных семей, из которых 3 461 000 находились в личных подсобных хозяйствах граждан, то есть абсолютное большинство. В нашей стране пчеловодством занимаются в основном граждане в личных подсобных хозяйствах и на дачных участках площадью, как правило, 6 соток, на которых стоят и строения. Может ли пчеловод выполнить требования о размещении ульев на расстоянии 3-3,5 м друг от друга и 10 м между рядами? Ученые-пчеловоды давно высказали по данному вопросу совсем другую точку зрения. Является ли она нарушением ветеринарно-санитарных правил? Если признать, что указанная точка зрения вступает в противоречие с инструкциями и правилами, то всю работу ученых в этой части надо считать ошибочной? К сожалению, они не высказывают своего мнения об этих документах.

Работая над настоящей статьей, я по телефону связался с Е.К.Еськовым, деканом факультета «Экология и охотоведение», на котором обучаются студенты и по специальности «Пчеловодство», Российского государственного аграрного заочного университета. Хотел выяснить, получают ли будущие специалисты хотя бы элементарные правовые знания по пчеловодству. К сожалению, беседа с Е.К.Еськовым не состоялась. К моей радости, со мной согласилась поговорить М.Д.Еськова, имеющая прямое отношение к подготовке пчеловодов. Я задал вопрос: как она относится к Ветеринарному уставу СССР, утвержденному Советом Министров СССР в 1967 г. и введенному в действие с 1 января 1968 г., к разработанным в его исполнение инструкциям и правилам, к Закону РФ «О ветеринарии», к Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел от 1998 г.? М.Д.Еськова ответила, что они признают эти документы действующими, но правовому обучению пчеловодов уделяется недостаточное внимание.

Побеседовала со мной по телефону и Н.В.Максименко, представитель кафедры пчеловодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Она согласилась с тем, что студенты наряду с профессиональными знаниями должны получать хотя бы элементарные сведения, регулирующие правовые отношения в области пчеловодства, что пока не делается.

Интересно проследить: когда и в каких условиях появились правила, утвержденные в 1974 и 1976 гг., и почему их нельзя признать действующими? 22 декабря 1967 г. Совет Министров СССР постановлением №1142 утвердил Ветеринарный устав СССР. Он введен в действие 1 января 1968 г., то есть более 45 лет назад.

В этом уставе (статья 6) отмечалось, что МСХ СССР в пределах своей компетенции издает во исполнение Ветеринарного устава СССР приказы, инструкции и дает указания по вопросам ветеринарии. Конкретно издавать инструкции и правила было поручено Главному управлению ветеринарии МСХ СССР (статья 7), что оно и сделало.

Как видим, названные правила являлись подзаконными актами и издавались в данном случае во исполнение Ветеринарного устава СССР. В настоящее время ни СССР, ни МСХ СССР, ни Главного управления ветеринарии МСХ СССР уже нет. Не действует и Ветеринарный устав СССР, а правила по его исполнению из-за правового невежества признают действующими. Трудно поверить, чтобы в Министерстве сельского хозяйства РФ этого не понимали. А если понимают, почему их не отменяют, тем более что 14 мая 1993 г. принят Закон РФ №4979-1 «О ветеринарии» и в его исполнение в 1998 г. утверждена другая инструкция.

24 октября 1990 г. был принят Закон РСФСР №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». В статье 4 этого закона записано, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. 14 мая 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ введен в действие Закон РФ «О ветеринарии». В статье 3 данного постановления записано, что Ветеринарный устав СССР 1968 г. с момента введения в действие Закона РФ «О ветеринарии» на территории РФ не применяется. Если устав не применяется, то могут ли применяться какие-либо правила и другие подзаконные акты, изданные в его исполнение? Нет, конечно.

Читайте так же:  Баклажаны с медом и соевым соусом рецепт

История по применению указанных правил напомнила мне один забавный случай. В студенческие годы я проходил практику в прокуратуре. С помощником прокурора района мы пошли в суд поддерживать государственное обвинение по уголовному делу. Подсудимым был молодой мужчина, обвиняемый в злостном хулиганстве. При произнесении обвинительной речи помощник прокурора — государственный обвинитель — так вошла в роль, что, давая характеристику подсудимому, произнесла: «Такой молодой и здоровый мужчина, а не работает. Во время войны с фронта приходили люди без рук, без ног, без головы, но работали. ». В зале судебного заседания на мгновение установилась мертвая тишина, а потом раздался буквально взрыв хохота.

Так и с уставом (головой) — нет его, а подзаконными актами в его исполнение (руками, ногами) пользуются и признают действующими даже суды. Например, судья Инзенского районного суда (Ульяновская обл.) в своем решении от 19 октября 2011 г. по гражданскому делу по иску к пчеловоду о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда руководствовался Ветеринарно-санитарными правилами 1976 г. и инструкцией 2002 г. Ульяновский областной суд в своем кассационном определении от 22 ноября 2011 г. инструкцию тоже признал действующей, однако на правила не сослался. В решении районного суда от 4 апреля 2012 г. об отказе в передаче дела для рассмотрения в Президиум Ульяновского областного суда указано, что инструкция 2002 г. утверждена Департаментом животноводства и племенного дела МСХ РФ, в то время как она утверждена ФГУ «Инспекция по пчеловодству». Кстати, эта инспекция ликвидирована распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. №539-р «О ликвидации федеральных государственных учреждений». Некоторые положения инструкции 2002 г. так очевидно противоречили федеральным законам и другим нормативно-правовым актам, что руководствоваться ею было никак нельзя.

Следующий пример вообще похож на анекдот. Судья Павловского городского суда Нижегородской области по гражданскому делу №2-123 по иску соседа к пчеловоду Нефедовой при вынесении решения от 14 мая 2005 г. руководствовался не имеющим юридической силы проектом закона «О пчеловодстве». Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, рассматривая дело по кассационной жалобе Нефедовой, в своем определении от 1 июля 2005 г. проект закона «О пчеловодстве» тоже признала действующим.

Недостаточное внимание правовому обеспечению пчеловодства подтверждает и такой пример. В феврале 2014 г. в Российском государственном аграрном заочном университете под руководством заместителя Председателя Правительства Московской области, министра сельского хозяйства и продовольствия области В.Барсукова прошел семинар-совещание по вопросам состояния и перспектив развития отрасли пчеловодства в Подмосковье.

Факт проведения такого совещания, безусловно, заслуживает положительной оценки, но, к сожалению, на нем ни слова не было сказано о правовом обеспечении пчеловодства в Подмосковье. В решении, принятом по итогам данного совещания, также не упоминается об этом, хотя в Московской области нет закона о пчеловодстве. Ничего не сказано и об обращении в МСХ РФ с предложением о внесении в нормативно-правовые акты по пчеловодству необходимых изменений и приведении их в соответствие с действующими федеральными нормативно-правовыми актами.

В настоящее время в состав России принята Республика Крым, имеющая развитое пчеловодство. Неужели в МСХ РФ будут рекомендовать пчеловодам Крыма руководствоваться не имеющими юридической силы или устаревшими нормативно-правовыми актами?

Что касается закона о пчеловодстве Московской области. Уже после семинара-совещания заместитель министра сельского хозяйства Ю.Гулин сообщил, что принимаются меры по разработке и принятию такого закона.

Возвратимся к правовым нарушениям, предусмотренным статьей 10.6 КоАП РФ. Надо иметь в виду следующее. В статье 1 Закона РФ «О ветеринарии» перечислены задачи ветеринарии, а в статье 18 — обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан — владельцев (в рассматриваемом случае пчел) и производителей продуктов животноводства. Так, они должны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней пчел; соблюдать правила, обеспечивающие безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов пчеловодства; своевременно и полно проводить мероприятия по ликвидации очагов заразных болезней пчел; выполнять нормы и правила по охране территории РФ от заноса заразных болезней пчел из-за рубежа; принимать меры по изоляции пчел, подозреваемых в заболевании, до прибытия специалистов в области ветеринарии и др. Если пчеловод не выполняет эти обязанности, его могут привлечь к административной ответственности.

Сейчас во многих субъектах РФ созданы общественные организации пчеловодов. Время от времени они собираются для обсуждения каких-либо вопросов. Было бы очень полезно приглашать на эти встречи юристов, чтобы они освещали правовые вопросы, связанные с пчеловодством.

Сегодня хозяин пасеки должен не только хорошо разбираться в пчеловодстве, но и знать свои права и обязанности, изложенные в действующих нормативно-правовых актах. Полезно иметь хотя бы минимум юридических знаний по тем областям законодательства, которые прямо или косвенно относятся к пчеловодству.

Старший советник юстиции
Н.АСТАФЬЕВ,
ж-л «Пчеловодство» №7, 2014 г.

Закон о пчеловодстве

Федеральный «Закон о пчеловодстве», который бы гарантированно решал все проблемы и регулировал деятельность пчеловодов, находится в стадии проекта. Ситуация с отсутствием единого Федерального закона, по мнению многих, не совсем правильная. Для развития пчеловодства как отрасли Госдумой еще в 1998 был принят проект закона о пчеловодстве, но закон не был подписан президентом. С тех пор депутаты еще несколько раз предлагали рассмотреть проекты с дополнительными поправками.

Закон о пчеловодстве

По мнению разработчиков проекта, федеральный закон о пчеловодстве должен быть, он будет защищать права пчеловодов России, поможет сохранить чистоту породы и племенной состав, во многом будет способствовать избавления натурального меда от фальсификата, закрепит на федеральном уровне праздник пчеловодов.

Читайте так же:  Лечение коленного сустава продуктами пчеловодства

26 августа 2016 года в Уфе прошло заседание Национальной Ассоциации пчеловодов и Международного комитета по пчеловодству с участием Президента ассоциации «Апимондия» Жиля Ратия, на котором был поддержан предложенный Госдумой РФ проект федерального закона о пчеловодстве.

Новый проект закона о содержании пчел

В проекте Закона о пчеловодстве можно выделить несколько основных пунктов.

Проблемы, которые могут быть решены с принятием закона о пчеловодстве

Первая проблема – власти во многих регионах пытаются препятствовать содержанию пасеки на территории населенных пунктов, устраивают запреты для получения земель для пчеловождения, хотя заброшенных участков, поросших бурьяном, в муниципальном образовании предостаточно.

Существует несколько серьезных проблем, которые могут решиться с принятием закона

Вторая, основная проблема – Россия экспортирует очень мало меда, например, в 2015 году было продано всего около 1 тыс. тонн. На территории РФ развивать крупный пчеловодный бизнес довольно трудно из-за проблем с реализацией, так как крупные торговые сети предпочитают заказывать дешевый фальсифицированный медовый продукт но основе сахара, или, что еще хуже, на основе отходов кондитерской промышленности с ароматизаторами и красителями.

Причем государство пустило эту ситуацию на самотек (по данным КПРФ), в отличие, например, от Казахстана. Там на уровне правительства отдан указ на закупку меда в пчеловодных хозяйствах для военнослужащих, детсадов и школ, спортшкол, больниц – таким образом государство поддерживает пчеловодов.

Как законодательство в регионах поддерживает пчеловодство?

В отдельных областях России приняты местные «Законы о пчеловодстве», регулирующие отношения пчеловодов между собой, решающие правовые аспекты, касающиеся любительских пасек и пчелиного бизнеса.

Алтайский край

По законодательству Республики Алтай все пчеловоды, как предприниматели, так и пчелохозяйства любой формы собственности, не платят в казну края налоги на прибыль от продажи пчелопродуктов, налоги на любые доходы от пчеловождения, включая производство инвентаря, вощины и ульев (при условии поставки оборудования для нужд Алтайского края).

Создаются племенные пчелохозяйства для развития породы среднерусских пчел, а именно для сохранения и размножения местной Горно-Алтайской популяции. Формируются новые учебные пасечные хозяйства для работы с молодежью. Также в законе отмечено, что улетевший рой уже не принадлежит бывшему хозяину, а все права на него имеет поймавший этот рой пчеловод.

По местному законодательству пчеловодам Алтайского края выделяются земли для обустройства пасеки, организуется бесплатное лечение заболеваний пчел. Метеорологи республики обязаны предоставлять пчеловодам сведения о погодных условиях на ближайшее время.

Места обитания пчел, их кочевки и места растущих медоносов строго охраняются от посягательств. Установлен перечень химических соединений, которые можно применять в качестве пестицидов и удобрений на полях Алтайского края, причем сельскохозяйственные предприятия перед применением этих химсоединений обязаны за 5 дней предупредить пасечные хозяйства в радиусе 7 км от участка, который будет обрабатываться. Контроль за соблюдением закона возложен на местные власти.

Интересно, что в законе о пчеловодстве Республики в разделе «Термины и определения» разъяснено, что такое «борти» – это дупла в живых деревьях для заселения улетевших роев.

Поддержка на уровне Республики осуществляется в рамках бюджета, предусмотренного на пчеловодство

Законодательство республики Татарстан предусматривает для пасечных хозяйств и пчеловодов-любителей:

  • проведение мероприятий для профилактики и лечения заболеваний на пасеке;
  • компенсацию расходов пчеловода на лечение опасных болезней;
  • льготы по налогам для пчеловодов республики;
  • льготные кредиты;
  • поощрение инвесторов, вкладывающих деньги в пчеловодство;
  • предоставление лесных угодий для пасек на льготных условиях аренды.

Статья об использовании пчел для опыления лугов и садов регламентирует применение такого способа повышения урожайности на основании договора, составленного в соответствии с гражданским законодательством.

Отдельно в законе оговаривается порядок продажи меда и остальных продуктов пчеловодства:

  • вся продукция соответствует нормам безопасности;
  • наличие санитарного паспорта – это условие обязательно как для крупных пасек, так и для любителей, причем неважно, где реализуется медовая продукция, в Татарстане или за его пределами.

Законодательством определены меры, принимаемые для охраны пчел от болезней, вредителей, уничтожения, разорения, агрохимикатов.

Так же, как в законе Республики Алтай, создаются селекционные пасеки для сохранения породы местных пчел.

СНГ: Беларусь

В Беларуси нет конкретного закона о содержании пчел, а есть Закон о личных подсобных хозяйствах, но там нет отдельного подраздела о пчеловодстве. На личном земельном участке, а также земле, выделенной для строительства частного дома, можно содержать даже довольно большую пасеку.

Согласно законодательству Республики Беларусь, производство, дальнейшая переработка и продажа продуктов пчеловодства не является предпринимательством, а относится к некоммерческой деятельности. В законодательстве Беларуси присутствуют определенные меры поддержки пчеловодов как граждан, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Отдельно в законодательстве Республики Беларусь о пчеловодстве упоминается в законах о ветеринарии, о племенном животноводстве, о безопасности продуктов питания, в законах об охране окружающей среды.

В заключение можно сказать, что федеральный закон о пчеловодстве, который так ждут пчеловоды России и проект которого Государственная дума выносит на рассмотрение в очередной раз, наверное, должен быть. Но законодательство на уровне субъектов РФ более точно отражает ситуацию в каждом конкретном, отдельно взятом регионе, и уже в соответствии с этим осуществляется поддержка пчеловодов и пасечных хозяйств.

Пчеловодство: оборудование и инвентарь

  • Wide (default)
  • Fluid
  • Narrow
  • blue
  • cyan
  • deep
  • default
  • orange
  • purple
  • default
  • left-main
  • left-right-main
  • main-left-right
  • main-left
  • main-only
  • main-right-left
  • main-right
  • right-main-left

Menu Style

  • Mega
  • Css
  • Dropline
  • Split

Закон «О пчеловодстве» Ивановской области

Настоящий Закон принят в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99 N 184-ФЗ (в действующей редакции) в целях регулирования деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел на территории Ивановской области.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Читайте так же:  Эликсир молодости рецепт мед лимон чеснок

Статья 2. Правовое регулирование в сфере пчеловодства

Правовое регулирование в сфере пчеловодства осуществляется законодательством Российской Федерации, законодательством Ивановской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность в области пчеловодства

Граждане и юридические лица, в том числе общественные объединения пчеловодов, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в области пчеловодства.

Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляют деятельность в области пчеловодства для удовлетворения личных нужд.

Статья 4. Количество пчелиных семей

Численность пчелиных семей на пасеках у физических и юридических лиц не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Количество ульев с пчелиными семьями на пасеках в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях устанавливается их учредительными документами.

Статья 5. Регистрация и учет пчелиных семей

Регистрацию пасек, находящихся в собственности юридических и физических лиц, осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ивановской области учреждения государственной ветеринарной службы Ивановской области, контролирующие проведение на пасеках необходимых ветеринарно-санитарных мероприятий.

Собственники пасек должны соблюдать следующие условия (независимо от количества пчелосемей, ведомственной принадлежности и формы собственности):

  • наличие ветеринарно-санитарного паспорта на каждую пасеку, удостоверяющего ее ветеринарно-санитарное благополучие;
  • ежегодное представление в учреждения государственной ветеринарной службы Ивановской области по месту регистрации пчелиных семей ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, результатов лабораторных исследований эпизоотического состояния пчелиных семей, проведенных государственной ветеринарной службой по месту их регистрации, для внесения в ветеринарно-санитарный паспорт пасеки.
  • Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки выдается при условии выполнения ветеринарно-санитарных норм и правил, а также требований, предусмотренных статьей шестой настоящего Закона.

    Статья 6. Требования к размещению и обустройству пасек

    Граждане и юридические лица размещают пасеки (пчелиные семьи) на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании с соблюдением ветеринарно-санитарных норм и правил.

    Пасеки размещают на сухих, освещенных солнцем, защищенных от ветра местах, не ближе 500 метров от шоссейных и железных дорог, пилорам, высоковольтных линий электропередач, на расстоянии не менее одного километра от животноводческих и птицеводческих строений и не ближе 5 километров от предприятий кондитерской и химической промышленности, аэродромов, военных полигонов, радиолокационных, радио- и телевещательных станций и прочих источников микроволновых излучений.

    Для организации стационарных пасек земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным и лесным законодательством Российской Федерации из расчета десять — пятьдесят квадратных метров на пчелиную семью.

    Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, наиболее благоприятных для размещения кочевых пасек, предоставляют их гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским, земельным и лесным законодательством.

    Пасеки размещаются у источников медосбора одна от другой на расстоянии, обеспечивающем продуктивное содержание пчелиных семей и эффективное опыление энтомофильных сельскохозяйственных растений.

    Не допускается установка пасек на пути лета пчел другой, ранее размещенной, пасеки к источникам медосбора.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Территория пасеки (ульи с пчелиными семьями):

  • огораживается сплошным забором высотой не менее чем два метра;
  • размещается на расстоянии не менее десяти метров от границ земельного участка.
  • Граждане и юридические лица размещают ульи с пчелами на расстоянии не менее 250 метров от учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, учреждений дошкольного воспитания, учреждений культуры, других общественных мест, дорог и скотопрогонов.

    Порядок размещения ульев с пчелиными семьями в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях устанавливается их учредительными документами.

    Кочевые пасеки размещаются одна от другой на расстоянии не ближе полутора километров и двух километров от стационарных пасек. Размещение кочевых пасек и установка ловушек роев на пути лета пчел другой пасеки к месту медосбора не допускается.

    Статья 7. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области пчеловодства

    Споры, возникающие между гражданами, юридическими лицами при осуществлении деятельности в области пчеловодства, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона

    Нарушение Закона Ивановской области «О пчеловодстве» влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Ивановской области.

    Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Правительству Ивановской области, органам местного самоуправления привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

    Закон «О пчеловодстве» в Московской области могут принять в 2018 году

    Разработку регионального законопроекта «О пчеловодстве» обсудили в Московской областной думе.

    В заседании рабочей группы приняли участие представители Мособлдумы, министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Главного управления ветеринарии региона, представители пасечников, научного сообщества, бизнеса.

    В новом законопроекте Подмосковья предлагается установить правила размещения пасек, требования к пчеловодам и государственным структурам, порядок предоставления и использования земли под пчеловодство, а также общие требования охраны пчел, окружающей среды и нормы техники безопасности.

    Закон должен установить общие правила, однако есть и конкретные ситуации, которые требуют регулирования в рамках отдельных нормативно-правовых актов.

    «Мы изучали региональные примеры применения аналогичных законов. Все они носят сугубо рамочный характер — чаще всего, просто закрепляют те правила, что уже есть. Нужно сделать закон боле конкретным – выделить ключевые моменты на региональном уровне. Какие-то наработки уже есть» , — отметил Вячеслав Леонов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

    Эксперты высказали свои предложения в ходе заседания. Основная проблема – создание медоносной базы , необходимой для пчеловодов. Решить ее можно, определив земли, которые Правительство области готово предоставить под пчеловодство.

    Сегодня пасечники занимают либо освобождающиеся в ходе строительства железных дорог и ЛЭП земли, либо заброшенные территории. Хуже – когда в пользование отдаются земли, пригодные для сельского хозяйства. Дело в том, что многие медоносные культуры являются сорняками или просто губят землю, на которой можно выращивать сельскохозяйственные растения. К таким можно отнести борщевик – одно из наиболее ядовитых растений – и березовики, которые занимают свободную от пшеницы почву.

    Читайте так же:  Суставит пчелиный яд

    Решением проблемы может стать реестр территорий для создания медоносной базы. Сейчас в законопроекте предлагается отдавать землю в пользование пчеловодам на период цветения медоносных культур, а также не запрещает установку стационарных пасек на собственной территории или получение территории в аренду. Все это актуально для больших предприятий, которых в Московской области немного.

    «Пчеловоды в Подмосковье, в основном, — любители. Профессиональных производств — всего несколько. Например, в Дмитровском. Для медоносной базы они используют свободные территории. В особенности – лесные угодья, где сейчас очень сложно разместить пасеку, или высадить подходящие растения», — рассказал Михаил Ембулаев, руководитель учебно-научного Центра Пчеловодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

    По данным Алексея Короткова, заведующего отделом развития животноводства и племенного дела Управления отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Минсельхоза области , более 10 000 пчелосемей в Московской области принадлежат частникам. Это — только официальные цифры. Сколько находятся в тени – неизвестно. Помочь любителям может разделение сельскохозяйственных и медоносных культур. Так, аграриями не будут уничтожаться растения, пригодные для производства меда, – земли с ними разрешат использовать пчеловодам.

    Частные пчеловоды и небольшие предприятия сталкиваются и с другой проблемой – судебные иски от соседей из-за невыполнимых требований Градостроительного кодекса .

    «К нам поступают предложения граждан, которые просят урегулировать отношения пчеловодов и их соседей. Важно в законе не только защитить граждан от пчеловодов, но и пчеловодов от сетования соседей, очень часто неоправданных», — сказал Алексей Коротков на заседании.

    Он добавил, что основная масса пчелосемей в Подмосковье живет в личных подсобных хозяйствах.

    «По Московской области где-то 15 тысяч пчелосемей. Больше 10 тысяч — это личное подсобное хозяйство», — уточнил Коротков.

    По его словам, официально объемы производства меда в Московской области составляют 250 тонн ежегодно и почти не меняются. «Колеблются иногда от 235 до 250 тонн в год», — отметил Коротков, подчеркнув, что для увеличения производства меда необходима целевая программа.

    Сегодня закон предписывает размещение пасек не менее, чем за 100 метров от чужих земельных участков. Выполнить такой стандарт в Московской области практически невозможно. Как итог, постановление суда — убрать ульи. В законопроекте Мособлдумы предлагается уменьшить это расстояние до 3 метров , но установить барьеры для пчел – высокий забор или не менее, чем двухметровый кустарник.

    Другая категория пчеловодов, нуждающихся в регулировании, — кочевые. Из-за отсутствия четкого законодательства и передвижного характера кочевые пасеки могут нарушать стандарты и требования производства меда, а также правила обращения с частными территориями. Законопроект устанавливает: кочевые пасеки должны размещаться только так, чтобы не мешать стационарным пасекам и полету пчел, обязательно заключая договор с владельцем земли. Также, все кочевые пасеки будут проходить сертификацию.

    Сегодня законопроект находится в стадии разработки. На заседании поступило предложение подготовить к февралю 2018 года поправки, которые рабочая группа рассмотрит на следующем заседании.

    Закон о пчеловодстве в России (2019 г.)

    В настоящее время (2019 год) в России единый Федеральный закон о пчеловодстве не принят.

    В 2015 — 2017 годах в Государственную Думу РФ вносились на рассмотрение проекты законов о пчеловодстве в России, при рассмотрении которых приняты решения об их отклонении.

    В частности, законопроектом N 869166-6 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/869166-6) (в действующей редакции) предлагалось установить гражданам и юридическим лицам России правовые основы для выполнения условий содержания медоносных пчёл в населённых пунктах и использования для опыления энтомофильных культур, как основной функции пчеловодства, охраны медоносных пчёл, а так же производства продуктов пчеловодства и создания условий для повышения эффективности отрасли пчеловодства.

    Так же данный проект Федерального закона не только устанавливает взаимоотношения пчеловодов, растениеводов и всех заинтересованных физических и юридических лиц в осуществлении деятельности в области пчеловодства, регламентируя основы регулирования органами местного самоуправления, количество пчелосемей в населённых пунктах и расстояния до селитебных зон, размещения стационарных и кочевых пасек для опыления энтомофильных культур и получения продуктов пчеловодства, но и создаёт меры по охране медоносных пчёл и источников кормовой базы для пчёл. Это связано с тем, что с каждым годом количество медоносных пчёл сокращается, что отрицательно влияет на существование и воспроизводство объектов растительного и животного мира, на эффективность отраслей сельского хозяйства, на самозанятость, самообеспечение и самодостаточность сельских жителей Российской Федерации.

    Основные понятия, содержащиеся в проекте закона

    Статья 2 проекта закона о пчеловодстве содержала следующие основные понятия:

    Правовые нормы в сфере пчеловодства

    Правила содержания медоносных пчел в настоящее время регламентированы Законом Российской Федерации «О ветеринарии», приказом Минсельхоза России от 19.05.2016 N 194 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства» (зарегистрирован в Минюсте России 04.08.2016 N 43124), а также региональными законами субъектов РФ.

    Подробнее о правовых нормах содержания пчел можно прочитать в статье по ссылке.

    Во многих субъектах России приняты региональные законы о пчеловодстве, регламентирующие деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений, производству продуктов пчеловодства, охране медоносных пчел, обеспечению защиты прав и интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством.

    Закон «О пчеловодстве» в Московской области могут принять в 2018 году

    14 ноября рабочая группа Мособлдумы по законопроекту Московской области «О пчеловодстве» собралась, чтобы обсудить основные положения законодательной инициативы и выслушать новые предложения.

    В феврале 2016 года комитет Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка поддержал принятие федерального законопроекта о пчеловодстве и предложил создание своего – регионального. Сегодня рабочая группа по законопроекту Московской области «О пчеловодстве» собралась впервые, чтобы обсудить основные положения законодательной инициативы и выслушать новые предложения.

    «Мы должны сделать все возможное, чтобы развить в Московской области пчеловодстве. Чтобы наш мед был высокого качества и в большом количестве. Сегодня — только начало нашей работы. Мы должны вместе с учеными и практиками добиться принятия закона о пчеловодстве в 2018 году. Это наша задача», — открыл заседание рабочей группы Сергей Керселян, председатель комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.

    Читайте так же:  Домашняя халва из семечек рецепт с медом

    В малом зале собрались представители пасечников, научного сообщества, бизнеса и Правительства Московской области. На повестке дня – как законодательно урегулировать работу пчеловодов Подмосковья.

    «Как и на федеральном уровне, у нас нет нужного законодательства. В свое время Минсельхоз разработал проект закона, который не приняли. Отрасль без законодательного регулирования не может и не будет развиваться. Мы видим сейчас, как непросто заниматься пчеловодством в Подмосковье. Мы должны исправить эту ситуацию, и, будем надеяться, наша попытка принять закон пройдет успешней», — рассказал Керселян.

    Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют деятельность в сфере пчеловодства. Свой закон «О пчеловодстве» есть, например, в Тульской области. В новом законопроекте Подмосковья предлагается установить правила размещения пасек, требования к пчеловодам и государственным структурам, порядок предоставления и использования земли под пчеловодство, а также общие требования охраны пчел, окружающей среды и нормы техники безопасности.

    «Предлагаемый законопроект составлен грамотно. Я знаком с законами других субъектов Российской Федерации, и он учитывает ряд новых моментов. Законопроект достаточно объективно отражает все стороны вопроса и, самое главное, регулирует отношения между пасечниками, соседями и государственными структурами. Как рамочный закон его можно и нужно принять», — прокомментировал законодательную инициативу Юрий Пошатаев, начальник финансово-экономического управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

    Закон должен установить общие правила, однако есть и конкретные ситуации, которые требуют регулирования в рамках отдельных нормативно-правовых актов.

    «Мы изучали региональные примеры применения аналогичных законов. Все они носят сугубо рамочный характер — чаще всего, просто закрепляют те правила, что уже есть. Нужно сделать закон боле конкретным – выделить ключевые моменты на региональном уровне. Какие-то наработки уже есть», — отметил Вячеслав Леонов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

    Предложения с «конкретикой» эксперты высказали в ходе заседания. Основная проблема – создание медоносной базы, необходимой для пчеловодов. Решить ее можно, определив земли, которые Правительство области готово предоставить под пчеловодство.

    Сегодня пасечники занимают либо освобождающиеся в ходе строительства железных дорог и ЛЭП земли, либо заброшенные территории. Хуже – когда в пользование отдаются земли, пригодные для сельского хозяйства. Дело в том, что многие медоносные культуры являются сорняками или просто губят землю, на которой можно выращивать сельскохозяйственные растения. К таким можно отнести борщевик – одно из наиболее ядовитых растений – и березовики, которые занимают свободную от пшеницы почву.

    Решением проблемы может стать реестр территорий для создания медоносной базы. Сейчас в законопроекте предлагается отдавать землю в пользование пчеловодам на период цветения медоносных культур, а также не запрещает установку стационарных пасек на собственной территории или получение территории в аренду. Впрочем, все это актуально для больших предприятий, которых в Московской области немного.

    «Пчеловоды в Подмосковье, в основном, — любители. Профессиональных производств — всего несколько. Например, в Дмитровском. Для медоносной базы они используют свободные территории. В особенности – лесные угодья, где сейчас очень сложно разместить пасеку или высадить подходящие растения», — рассказал Михаил Ембулаев, руководитель учебно-научного Центра Пчеловодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.


    По данным Алексея Короткова, заведующего отделом развития животноводства и племенного дела Управления отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Минсельхоза области, более 10 000 пчелосемейв Московской области принадлежат частникам. Это — только официальные цифры. Сколько находятся в тени – неизвестно. Помочь любителям может разделение сельскохозяйственных и медоносных культур. Так, аграриями не будут уничтожаться растения, пригодные для производства меда, – земли с ними разрешат использовать пчеловодам.

    Частные пчеловоды и небольшие предприятия сталкиваются и с другой проблемой – судебные иски от соседей из-за невыполнимых требований Градостроительного кодекса. Сегодня закон предписывает размещение пасек не менее, чем за 100 метров от чужих земельных участков. Выполнить такой стандарт в Московской области практически невозможно. Как итог, постановление суда — убрать ульи. В законопроекте Мособлдумы предлагается уменьшить это расстояние до 3 метров, но установить барьеры для пчел – высокий забор или не менее, чем двухметровый кустарник.

    Другая категория пчеловодов, нуждающихся в регулировании, — кочевые. Из-за отсутствия четкого законодательства и передвижного характера кочевые пасеки могут нарушать стандарты и требования производства меда, а также правила обращения с частными территориями. Законопроект устанавливает: кочевые пасеки должны размещаться только так, чтобы не мешать стационарным пасекам и полету пчел, обязательно заключая договор с владельцем земли. Также, все кочевые пасеки будут проходить сертификацию.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сегодня законопроект находится в стадии разработки. Сергей Керселян предложил подготовить к февралю 2018 года поправки, которые рабочая группа рассмотрит на следующем заседании.

    Новый закон пчеловодства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here