Пчеловодство бортничество

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "пчеловодство бортничество". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Бортевое пчеловодство

Борть – так называется дупло в дереве, если в нем обитают пчелы. Оно образуется естественным путем либо его выдалбливают пчеловоды. Для того, чтобы закрепить соты, в борть помещают 2 снозы – жерди, которые перекрещиваются между собой, а для сбора меда делают должеи (узенькие отверстия) и бортевики (длинные палочки с отверстиями). Обычно размер борти составляет метр в длину и 50 сантиметров в ширину.

В одном дереве может располагаться до трех дупел, что совершенно не вредит ему. Самая низкая борть должна находиться на высоте не менее четырех метров, чтобы защитить пчел от хищников. К тому же считается, что мед, собранный с высоких бортей, вкуснее. Самые высокие дупла располагались на высоте 14 метров.

Служат борти в течение 300 лет. В среднем из одного дупла получали 2 ведра меда, а при щедром цветении медоносов – до 50 килограмм.

Что такое бортничество?

Бортевое пчеловодство, или бортничество, – самая старая форма разведения пчел, при которой они поселяются не в привычных нам ульях, а в дуплах. Бортничать – это значит заниматься лесным пчеловодством.

Истоки бортничества

Первые бортники добывали мед из случайно обнаруженных дупел, в которых жили лесные пчелы. Постепенно они научились целенаправленно отыскивать жилища насекомых, чтобы получить вкусную и полезную добычу.

В Древней Руси бортевое пчеловодство получило особенное распространение в X-XVII столетиях, заняв важную роль среди отраслей хозяйства. В это время объемы меда и воска были достаточно большими. Галл, путешествовавший в XI веке по России, отмечал в своих заметках обилие меда и воска. Особенное развитие получило бортничество в лесной местности на берегах Оки и Десны, в Приднепровье и возле Воронежа.

Первые бортники были в некотором роде браконьерами. Занимаясь осенью медосбором, они оставляли пчелиную семью без пищевых запасов, что приводило к гибели насекомых. Поэтому весной бортникам приходилось заселять дупла новыми пчелосемьями, за которыми они нередко направлялись в другую местность.

Подобный способ имел несколько преимуществ. Благодаря каждогоднему обновлению сот значительно замедлялось загнивание борти, а пчелы редко подвергались заболеваниям и не мельчали.

Упадок бортничества

Первые признаки упадка бортничества стали заметны в XVIII веке. В это время царь Петр завез в Россию водку и вина, заменившие традиционную медовуху. На смену воску пришел керосин. К тому же начали рубить леса, освобождая земли под пахоту, что приводило к сокращению ареала обитания пчел. Чтобы спасти своих подопечных от уничтожения, бортники выпиливали из поваленных деревьев колоды с дуплами и переправляли в другую местность.

Получившуюся конструкцию закрепляли на дереве, что оказалось довольно трудоемким занятием. Чтобы упростить работу, люди находили полянку, на которой росли редкие посеченные деревья (именно отсюда произошло слово «пасека») и устанавливали борти на землю. В результате облегчались наблюдение за насекомыми и медосбор.

К тому же бортники стали часть меда оставлять своим подопечным, что обеспечивало сохранение пчелосемьи зимой. Благодаря подобным преобразованиям в середине XIX столетия сложилась пасечная система, заложившая основу для нынешнего пчеловодства. В это время на смену бортничеству пришло колодное пчеловодство.

Современное бортничество

В наши дни бортевое и колодное пчеловодство сохранилось в единственном месте – в заповеднике Шульган-Таш (ранее он назывался Бурзянским), расположенным в Башкирии. Оно служит национальным символом страны, сохраняя свои исторические корни, способствуя бережному отношению к природе, заработкам и сохранению здоровья. Каждый род имеет свои секреты, которые передаются детям.

Сохранение бортевого пчеловодства в Башкортостане объясняется тем, что местное население продолжительное время не строило дома и вело кочевой образ жизни. Еще одна предпосылка для развития бортничества – наличие лесов, нетронутых человеческой рукой. К тому же в стране распространены липы и клены, известные как превосходные медоносы.

Нюансы бортевого пчеловодства

Профессия бортника и ее секреты, включая магические заговоры, передавалась по наследству. Непосвященные люди считали эту профессию опасной и загадочной, а бортников приравнивали к оборотням и называли белками.

Кроме трудоемкости, профессия представляла и серьезную опасность. Известно, что укус ста штук средних пчел (лесные пчелы обладают гораздо большими размерами) может привести к смерти. А в одном дупле обитает свыше 20 тысяч насекомых.

Поэтому, чтобы выжить, люди, занимавшиеся бортничеством, должны были иметь определенные знания об особенностях поведениях пчел и необходимый опыт, а также обладать хорошей физической подготовкой, так как им нужно было взбираться на очень высокие деревья.

Чтобы подняться на дерево, бортники использовали подручные средства: лезиво (специальные веревки), кирам (особый пояс для крепления) или канат, когти, шипы, лестницы. Чтобы обезопасить себя, они постепенно совершенствовали свои инструменты, среди которых центральное место занял небольшой топор с кривым топорищем.

Для изготовления защитных масок использовался конский волос, для сооружения борти – кольцеобразный нож, топорик, долото, одноручный скобель и тесло, а для защиты от хищников – ружье (нередко с промысла возвращались с медвежьей кожей).

Бортникам также приходилось защищать борти от медведей, желающих получить лакомство. С этой целью возле летка привязывали тяжелое бревно. Медведь, чтобы проникнуть в дупло, отталкивал бревно и получал ответный удар. Он начинал безрезультатно «сражаться» с бревном, пока не отступал. Чтобы повысить эффективность защиты, в бревна забивали металлические шипы.

Особенности бортевого меда

Мед, который получают от лесных пчел, — уникален. Он отличается повышенной чистотой и большой ценностью, благодаря чему нашел широкое применение в нетрадиционной медицине. Он насыщен витаминами и минеральными элементами, что обеспечивает его питательную ценность, способствует укреплению защитных сил организма и избавлению от многих болезней. Особенно его употребление рекомендуется при простуде, ангине, гриппе, ОРВИ, пневмонии.

Бортевой мед характеризуется темно-коричневым цветом, терпким привкусом, копченым липовым ароматом и превосходной усвояемостью. Он непрозрачный, очень густой и сильно тягучий. Собирают его вручную, без использования механики.

Мед не проходит откачки, что позволяет сберечь все полезные вещества и ферменты.

Но чтобы он сохранил и в дальнейшем свои свойства, хранить его нужно в посуде из натурального материала, например, в глиняных горшках либо в кедровых бочках.

Подробнее про бортевой мед — в этой статье.

Изготовление борти своими руками

Перед тем, как сделать борть для пчел своими руками, необходимо выбрать живое, здоровое и достаточно высокое дерево, диаметр которого должен быть не меньше 0,8 метра. Лучшими деревьями для борти считаются дубы и ясени. В дереве вырубают дупло и опустошают внутренность. Длина борти должна составлять минимум 0,9 метров, а глубина – до 0,3 метров.

Читайте так же:  Методика пчеловодство

Также делают довжею (окошко) для осмотра борти и медосбора. Высота довжеи соответствует высоте борти, а ширина варьирует в пределах 12-18 сантиметров. После окончания работы окошко закрывают деревянными крышками, которые закрепляют кленовыми клиньями. Ширина крышки равна ширине довжеи, а высота – около 6 сантиметров. Важный нюанс – верхняя крышечка должна быть длиннее за нижнюю.

</p>
<p style=»/>

После изготовления и закрытия окна делают еще одно отверстие – леток. Оно должно размещаться немного выше середины борти под прямым углом к основному окошку.

Имея чертеж, современные инструменты в дополнение к традиционным и необходимые навыки, можно изготовить борть своими руками за один день. Но недостаточно только сделать ее, необходимо обеспечить сохранность на многие годы.

</p>
<p style=»/>

Так, зимой в дупле образуется повышенная влажность, что приводит к загниванию древесины и понижению производительности пчелосемьи. Чтобы предотвратить подобные проблемы, рекомендуется создать вентиляционную систему в виде микроскопических отверстий. Также следует своевременно убирать соты. Их скопление в дупле может стать причиной гибели насекомых.

БОРТНИЧЕСТВО У СЛАВЯН НА РУСИ

Пчеловод — профессия, существующая в мире уже множество веков. По началу пчеловоды обладали крайне скудной информацией о жизни пчелиных семей, а сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель.

Однако шло время и опыт наблюдения за пчелами, передаваемый из поколения в поколение привел к возникновению новой формы пчеловодства — бортничеству. Теперь гнезда пчел перестали разорять. Причем помимо естественных дупел, в некоторых деревьях, с мощными стволами, как правило на высоте около 4 метров (для недосягаемости животным) стали создавать искусственные дупла. А с обратной стороны дупла стали делать отверстие, которое на время закрывалось крышечкой из среза — должеей. Когда наступало время медосбора, крышечку открывали, мед выкачивали, а затем отверстие вновь закрывали. Таким образом пчелиные семьи не погибали, а такие вот дупла с пчелами у славян на Руси стали называть бортями, причем существовала традиция, что борти принадлежат тому, кто их первым обнаруживал, а чтобы не было путаницы на деревьях делали засечки или знаки, указывающие на бортника, которому принадлежат борти. В сущности появление бортничества у славян на Руси было большим шагом в сторону современного пчеловодства.

Пчеловоды-бортники умели не только обходиться с пчелами, понимая их поведение, но и стремились к сохранению и развитию семей, расширению хозяйства. Например, они не вынимали мед у молодых семей, так как знали, что это может привести к их смерти от голода, а во время роения заранее создавали дупла, куда сможет переселиться семья.

Помимо этого бортникам приходилось оберегать хозяйство от естественных врагов: дятлов, куниц, медведей.

Бортничество было весьма распространенным занятием у славян. Руднев Яков Иванович в своей книге «Русская земля. Природа страны, население и его промыслы» изданной в 1898 г. в Санкт-Петербурге писал «По всему Полесью на высоких деревьях вы встретите ульи. Нередко улей или два вместе укреплены между двумя близко стоящими деревьями. Это — борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого занятия древних славян — обитателей лесов. Здешний крестьянин считает грехом ловить рои: «Пчела — Божья тварь, вольная, грех принуждать ее» — говорит он. Пчеловодство издревле составляло здесь значительный промысел: воск вывозился через Днепр в Грецию. Местом кормления пчел служат здесь многочисленные поляны, покрытые вереском. Вереск цветет с 1 августа по 15 сентября. В это время миллионы пчел издают гул, кружась над вереском и собирая пыльцу его.»

Позднее бортники стали открывать пасеки возле дома, а для пчелиных семей создавали аналоги современных разборных ульев. — дуплянки — в кусках дуплистого дерева и колоды- долбленные ульи. Святыми покровителями бортничества у славян на Руси являются святые Зосима и Савватий. К ним обращались с молитвами о помощи при содержании пчел. С их имена связаны народные поговорки о пчеловодстве: «Рой роится — Зосима — Савва — веселится», «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали». Бортники обязательно вешали иконку с изображением святых на пасеке.

Постепенно история бортничества приблизилась к нынешнему времени, когда в работе на пасеке стали использовать разборные ульи. Благодаря использованию разборных ульев пчеловодство, как отрасль, смогло достичь промышленных объемов получения меда. К тому же использование разборных ульев и современной техники позволило более детально исследовать жизнь пчелиной семьи и глубже понять поведение пчел, что дало возможность пчеловоду влиять на него, корректировать нежелательные события.

Но это не значит, что бортничество в своем первоначальном виде совершенно исчезло, и в наше время можно найти любительские пасеки, где пчеловоды используют борти для содержания пчел.

Бортничество и пчеловодство на Руси

Сноски к тексту смотрите в конце страницы.

Русская земля, в ту минуту как открывается её история, представляется нам переполненною бортными лесами (бортями), которые тогда заменяли пасеки и пчельники. [25] Бортничество и пчеловодство были одним из путей колонизации земель, вновь занимаемых русским племенем, и, таким образом, вслед за сохой и топором, рядом с ухожаями [26] и угодьями различных названий, появились и борти, возникали деревни бортничи, населённые пчеловодами. Бортничество было известно в областях новгородской и псковской, в тверской, в землях муромской и рязанской, где особенно славился кадомский мёд (Кадом [27] известен с 1209 года). Вообще поволжские финны (мурома, вязьма, клязьма, Кострома) издавна были хорошими пчеловодами. Затем бортничеством занимались в Смоленске и Полоцке, в областях киевской и галицкой. Длугош говорит про Казимира, что он отнял у татар (1352) Подолию, богатую мёдом и скотом. [28] Польские леса назывались медообильными (silva melliflua). Померания и Силезия считались странами медоносными.

Бортничество составляло одну из важнейших статей промышленности; борть была предметом ценным, и на бортных деревьях вырубали топором знамя — знак собственности; за снятие чужого знамени — «раззнаменить борть» — была установлена пеня. Законы о бортях вошли в Русскую Правду. Бортные ухожья принадлежали народу, князьям и монастырям. «Княжи борти», упоминаемые в Русской Правде, встречаются начиная с XII века во Владимире на Клязьме и Литве. В Московской области, как это видно из душевной грамоты Ивана Даниловича 1328 года, у князей были бортники, купленные и оброчные, которых князья с точностью разделяли между своими наследниками. На бортных землях, отдаваемых из-за оброка, приглашали желающих садиться на житьё в лесу с платою определённого количества мёду. В Московском уезде в XIV и XV веках из поселений в княжеских бортных ухожаях и путях [29] образовался целый бортный стан. Радонежское село со всеми принадлежащими к нему деревнями населено было бортниками; на старейшем пути московских князей стояло село Добрятинское «при добрятинской борти». Князья жаловали монастыри и духовенство бортями и свободой от бортных пошлин. До нас дошли подобные жалованные грамоты князей рязанских, Ростислава Мстиславича смоленского, Всеволода Мстиславича, князей полоцких и так далее.

Читайте так же:  Разведение пчел для начинающих в домашних условиях

На дальнем севере пчеловодство завели, по преданию, святые Зосима и Савватий Соловецкие, и они признаны были распространителями и покровителями бортей и пчёл по всей Русской земле. [30] Подобным образом в муромской земле пчеловодство вошло в легенду о Петре и Февронии Муромских. [31] Обширное занятие пчеловодством вызвало у народа особый молитвенник вроде целого молебна об изобилии и хранении пчёл в ульях пчеловода, и целый ряд поверий о святости пчелы, «божей пташки», [32] и мёда. Искусственное разведение пчёл начинается с XIV века, когда в юго-западной Руси упоминаются пасики, а в северо-восточной — пчелы, то есть ульи.

По словам Флетчера [38] (1588), мёд в значительном количестве шёл из мордвы и Кадома, близ земли черемис, также из областей северской, рязанской, муромской, казанской и смоленской. Флетчер говорит, что в его время, за исключением внутреннего потребления воска ещё вывозили за границу до десяти тысяч пудов, а прежде гораздо больше — до пятидесяти тысяч пудов. По Олеарию (1639), воску вывозилось ежегодно более двадцати центнеров. «Самый лучший мёд, — прибавляет он, — идёт через Псков». В 1476 году мёд в Пскове продавали по 7 пудов за полтину; в 1486 году — по 11 пудов за полтину. В 1575 году в Москве стояли следующие цены на воск: «Воску берковеск по 70 ефимков, станет пуд по семи ефимков (2 рубля 10 алтын 2 деньги), в Брабанех [39] пуд по 3 рубля, в Шпанской [40] пуд по 6 рублей; делают в нём свечи, а с кем сговоришь, имайся за сто берковес: да спросити по колку пуд в круг делают; в Голандской земле воску фунт по 5 стювершей [41] (1 алтын 4 деньги), пуд по 2 рубля; ныне за посмех дешев нет провоска».

Но к XVII веку, когда приготовление медов успело сделаться преступным корчемством, медовой промысел упал, и северо-восточная Русь сама начала получать воск из-за границы. В 1692 году получено было через архангельский порт шесть тонн воска. В этом году в Рязани цены стояли следующие: в Богословском монастыре куплено муромских 200 легинов мёду [42] и шесть пудов патоки по 20 алтын; кадка мёду готового в три пуда стоила 2 рубля; в Москве фунт мёду стоил 4 деньги. Чем дальше шло время, тем более сокращался медовой промысел. Недавно ещё в Чистопольском уезде Казанской губернии ульи считались тысячами, но медоварение уже было неизвестно. Вместо обычного приготовления старинных медов, теперь из мёда тянули водку, и только чуваши, татары и мордва секретно упивались кислым мёдом из негодных вощин, называемым савраско, или воронок. В Белоруссии до последнего времени оставались ценными бортные леса, многие уезды славились пчеловодством и вели обширную торговлю мёдом. Ещё недавно славился медами старинный город Игумен Минской губернии.

Установления эти переходили преемственно в статуты Вислицкий и Литовский. В Вислицком статуте 1347 года, составленном из статутов Великой и Малой Польши, определено было: «А кто кому дерево зрубит со пчелами, имеет заплатить гривну (1 рубль 76 копеек) тому, чiи пчелы, а другую — судове гривну; а хто бортное дерево зрубит без пчел, то полгривны (88 копеек) заплатить, а судове — другую полгривны». По Литовскому статуту борти разделялись на господарские, панские и земянские. Бортники, посещая свои борти, имели право брать с собою только «секиру и пешню, чем борти робити»; имели право надрать «лык на лазиво або лубя на лазын и на иншые потребы борътницкие». [43] Если б дерево опалило огнём, то «было волно им улей з бортью выпустити, а верховье и корень того дерева оставити в пущы тому пану, чия пуща есть».

Владетель пущи, рубя лес, обязан был находящимся в пуще чужим «бортем, а дереву жадное шкоды вчинити». [44] За порчу бортного дерева полагалась «копа грошей»; срубивший или испортивший сосну «пчолницу», хотя бы в то время пчёл в ней не было, платил «полкопы грошей»; за порчу сосны или дуба бортного, в котором пчёлы ещё не бывали, или сосны «кремленой», платили 15 грошей. Статьи Русской Правды о «пчелах нелажоных» повторяются и в Статуте. Кто выдерет «нелажоных пчел», тот платит по Статуту 1529 года полукопу грошей, по Статуту 1588 года — по две копы грошей, а за лажоные — 15 грошей; по Статуту 1588 года, кто в пасеке или в лесу выдрал пчёл или с ульем взял — платит 3 копы грошей; «если бы кого з лицом поймано, такового мают сказати яко злодея на горло; а хто бы свепет в чыем лесе умыслне порубал и мед выбрал, тот мает за то шесть рублей грошей заплатити». [45]

Видео (кликните для воспроизведения).

Московские Судебники 1427 и 1550 годов ни словом не упоминают о бортном и пчелином промысле; о нём упоминается только в прибавлениях к Судебнику 1550 года, заимствованных из Литовского статута. Справедливым оказывается Михалона [46] свидетельство (1550), что москвичи даже хвастались, что они пользуются литовскими законами! В прибавлениях к Судебнику за порчу бортного дерева с пчёлами велено брать 2 рубля, а без пчёл — 25 алтын, а за неделное бортное дерево — 12 алтын 4 деньги. «А кто будет у кого пчелы выдрал неподлаживаючи, а дерево не портил, тому повинен будет платить за всякие пчолы по полутора рубля».

Читайте так же:  Плюсы пчеловодства

Уложение 1649 года, следовавшее за Судебниками, заимствовав из Литовского статута 56 статей, взяло в том числе и статьи о пчёлах. По Уложению, за бортное дерево с пчёлами положено 3 рубля, а без пчёл, в котором дереве наперёд того пчёлы были, полтора рубля; а в котором дереве борть была сделана, а пчёл не бывало, и за то 25 алтын; за кряж невыделаный по 12 алтын 3 деньги, сколько их ни испортит. Кто выдерет пчёл, а бортей не испортит, на том доправить за всякие пчёлы по полутора рубля; за покражу улья — по три рубля за улей, да ещё бить его кнутом; а кто подсечёт дерево с пчёлами и мёд из того дерева выдерет, на том доправить 6 рублей и отдать истцу.

Но с упадком мёдоварения, подорванного кабаками, законы о пчёлах, заимствованные Уложением, не имели никакого значения, и пчеловодство упадало больше и больше. Наконец, по Своду законов, составленному в текущем столетии, «усовершенствование пчеловодства принадлежит к ведомству Министерства государственных имуществ». [47]

Из книги — Иван Гаврилович Прыжов, История кабаков в России в связи с историей русского народа.


Борть — дерево с дуплом, в котором водятся дикие пчёлы; это также живое дерево, в котором выдолблено дупло для роя пчёл. Со временем бортники, сборщики дикого мёда, предки современных пчеловодов, стали привязывать к деревьям готовую борть — выдолбленную колоду, простейший улей, в котором селился рой диких пчёл.

Ухожáй, ухóжье — место для какого-либо промысла, в том числе угодье для бортей, ульев — то есть пчельник, пасека.

Нынешний посёлок городского типа Кáдом в Рязанской области находится недалеко от городища Старого Кадома.

Исследовательская работа на тему: «От бортничества к пчеловодству»

Исследовательская работа на тему:

«От бортничества к пчеловодству»

Вложение Размер
ot_bortnichestva_k_pchelovodstvu.docx 592.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Индерка Сосновоборского района Пензенской области

Областная научно-практическая конференция учащихся-участников краеведческого движения Пензенских школьников

«Люблю тебя, мой край родной!»

Номинация: «Культурное наследие»

Исследовательская работа на тему:

«От бортничества к пчеловодству »

Подготовил: Алтынбаев Ильнур Дамирович

МБОУ СОШ с.Индерка,Сосновоборского района

Руководитель: Алтынбаева ДинараЗиннятовна,учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Индерка, Сосновоборского района

Ознакомиться с историческим народным ремеслом наших предков.

  • изучить данный исторический промысел и исторические факты, связанные с данным промыслом.
  • развить гражданские качества, патриотическое отношение к России и к своему краю;
  • формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
  • провести исследовательскую деятельность: собрать, правильно записывать, классифицировать информацию по данной теме.

Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с библиотечной литературой, работа с материалами СМИ, методы анализа и синтеза.

Продукт проекта: презентация

Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что мой дед и прадед были пчеловодами. Мой дед Гафаров Зиннят по профессии работник торговли, но его любимым занятием всегда было разведение пчёл. Это ремесло перешло ему от его отца Гафарова Исхака, который всю жизнь занимался пчеловодством. В молодости он даже окончил курсы пчеловодов колхозных и совхозных пасек в п. Лунино.(Приложение1) А предки моего прадеда занимались бортничеством. У меня возник интерес, узнать как можно большео том, как разводили пчёл мои предки, о способах разведения пчел в наше время и о продукции пчеловодства. Дедушка согласился помочь мне и даже выделил один улей, чтобы я мог сам под его руководством осуществить задуманную идею и реализовать свои способности. Ведь в дальнейшем дед хочет завещать мне свои 40 ульев с пчёлами, а для этого мне необходимо изучить этот промысел.

Но для начала мне захотелось заглянуть в прошлое и узнать, как появилось данное ремесло.

Бортевое пчеловодство известно с древних времен и относится к старейшей форме содержания пчел, когда они селятся не в привычных глазу современного человека ульях, а в дуплах.( Приложение 2)С давних времен жители нашего села владели этим видом ремесла.

Бортничество – самая первая форма культурного пчеловодства. Этот древний промысел начался с дикой добычи меда из пчелиного гнезда, которое случайно обнаруживалось в дупле дерева. Со временем, лесных пчел человек уже искал осознанно и целенаправленно. Это была настоящая охота со всеми ее правилами, приманкой, выслеживанием.

Эпоха бортничества совпадает по времени с эпохой классового расслоения общества и возникновения частной собственности. В это время возникает право собственности на борть и появляется знак этой собственности — знамя (клеймо), которым владелец борти отмечал право на нее. В среднем Поволжье, то есть в наших краях, бортничество существовало уже на рубеже нашей эры, а к концу X века оно превращается в бортевое пчеловодство, при котором функционирует не только право на борть, но и право на лесную территорию, на которой располагались бортные деревья, определенного лица, иными словами, бортевое пчеловодство возникает одновременно с частной собственностью на землю.
При бортевом пчеловодстве элементы производственного характера играют определяющую роль. Владелец пчел заботится не только об охране своих бортей, но и об отборе меда, о заселении бортей пчелами. Он уже специально подбирает, деревья, пригодные для поделки искусственных дупел — бортей, делает их, заселяет пчелами, способствует их размножению и т. д.

Такое пчеловодство было у волжских болгар в конце X — начале XI вв. Столица болгар город Булгар был в то время одним из крупнейших в восточной Европе торговых центров, в которой товары мусульманского Востока обменивались на болгарские и славянские. В числе наиболее ходовых и распространенных товаров на рынке болгар были мед и воск, пользовавшиеся большим спросом в странах Востока. Наряду со славянскими племенами крупным поставщиком меда и воска в страны мусульманского Востока было болгарское государство. Мед и воск закупались восточными купцами на месте, в Булгаре, и Волжско-Каспийским водным путем доставлялись в Персию и соседние с ней страны. Параллельно с этим и болгарские купцы вели с восточными странами торговлю медом и воском, проникая со своими товарами в глубь азиатского континента, достигая иногда Багдада. Значительная часть продуктов пчеловодства с булгарского рынка шла по Волжско-Балтийскому торговому пути и в страны северо-западной и Западной Европы. В материалах по истории Татарии и исследованиях по археологии России, в раскопках периодов среднего железного века и, в частности, в Гляденовском костище в Пермской области, относящемся к последнему веку до н. в., кроме изображений зверей, птиц, встречаются и изображения пчел.

Читайте так же:  Цветочная пыльца пчеловодство

У татар и местных народов мед был предметом обязательного обихода при брачных обрядах и свадебных пирах. По свидетельству историков, «с самого дня помолвки жених должен почти ежедневно посылать своей невесте подарки, а в день свадьбы обязан непременно послать ей кадку меда и кадку коровьего масла. С окончанием брачных формальностей начинался свадебный пир. Прежде всего подавались на блюдах масло и мед, которые намазывались на хлеб и съедались каждым из присутствующих с торжественным видом. После продолжительного обеда гостям подавали кружку разведенного в воде меда (щербета); каждый из гостей выпивал из кружки по глотку или по два и клал на поднос деньги — по возможности». Пчеловодство у татар считалось священным занятием и многие муллы имели пчел. У чувашей пчеловодство также было очень важной отраслью хозяйства и по значимости шло сразу за земледелием.

В описании быта мордвы говорится так: «Пьет мордва квас и свой национальный напиток из меда — пурэ, представляющий собой род сыченого пива». Пурэ был непременным угощением на девичнике (перед свадьбой) и на свадьбах. Местное население было убеждено в существовании особых хранителей возделанных человеком полей и устроенных им пчельников. Князь Курбский писал о марийской земле времен XVI—XVII веков: «Медов на той земле не вем, где б под солнцем больше было». До начала производства сахара из сахарной свеклы в прошлом веке мед был единственным сладким продуктом у местного населения. Ячменную кашу и овсяный кисель ели в праздники с медовой сытой. Из муки,и меда пекли всевозможные домашние печенья. Из меда и перги приготовляли сладкие и хмельные напитки. Медом поминали умерших.

По мнению Н. И. Воробьева (1967), «пчеловодство — старинное занятие татар, известное еще с булгарских времен, и оно, несомненно, явилось наследством местных финно-угорских предков, у которых использование и разведение пчел началось с весьма отдаленных времен». Мед в значительном количестве шел из Мордвы и Кадома, близ земли Черемис, а также из областей Северской, Рязанской, Муромской, Казанской и Смоленской.

Эти законоположения и любопытное определение ценностей некоторых предметов показывают, что пчелы ценились очень высоко. Не случайно поэтому как в этом своде законов, так и во всех последующих дошедших до нас законоположениях князей киевских, литовских, новгородских, польских, великих князей (царей) московских, Петра I н Екатерины II пчеловодство всемерно охранялось от возможных посягательств, наносящих ему вред или ущерб.

Так, за самовольный захват чужих бортей, срубку или повреждение бортного дерева с пчелами и без пчел виновник обязан был платить большие штрафы. Характерно и то обстоятельство, что даже владелец леса не имел права трогать или нарушать имевшиеся в его лесу, но принадлежавшие другим лицам (бортникам) бортевые деревья с пчелами. Если он срубал свой лес, то и в этом случае бортное дерево должно было остаться нетронутым. По Уложению царя Алексея Михайловича (судебник 1646 г.), за умышленное уничтожение или порчу бортевого дерева с пчелами налагается пеня в 3 руб., а без пчел — 1,5, пеня за приготовленное же бортевое дерево, в котором еще не жили пчелы, — 25 алтын. За покражу или выдранне бортевых пчел без порчи бортей — 1,5 руб., за кражу пчел в доме или в пчельнике, или в лесу улья с пчелами — пеня в 3 рубля и, кроме того, наказание кнутом; за умышленную же подрубку дуплистого дерева с пчелами и выдранне из него меда назначается в пользу истца пеня в рублях.

Первым, кто приказал произвести перепись бортей в казенных лесах, был царь Федор Алексеевич. Пчеловодство для наших предков являлось серьезным источником доходов государственной казны, поэтому русские цари начиная с Петра I проявляют к пчеловодству особое внимание. Так, Петр I подтвердил многие из статей этого Уложения о неприкосновенности бортевых угодий, об отдаче их в оброк и, наконец, сделал распоряжение о новой переписи бортей. Как видно из наставления писцам (1685 г., ст. IV), эта перепись была распространена на мордовские, черемисские, чувашские, вотяцкие деревни, поселки, пустоши и бортные угодья с указанием, «в каких местах они находятся, сколько в них дерев с пчелами и без пчел, и какое у которого бортника на деревьях знамя накладываю». Там же было сказано: «Бортннчьи земля н угодья, которые исстари запустели, отдавать на исток охочим людям из льготы, а льготы давать им на год или два».

В этом указе строго карается укрытие бортей: «В случае открытия утаенных при прежней описи бортей и ульев взыскивать пошлину втрое». Однако все эти меры предпринимались правительством не в целях развития пчеловодства, в целях упорядочения поступлений средств в государственную казну, в связи с чем они и не смогли остановить дальнейшего упадка русского пчеловодства, начавшегося уже в конце XVII века. К концу XVII! века пчеловодство как отрасль народного хозяйства и как источник государственных доходов настолько потеряло свое значение, что Екатерина II вынуждена была отменить с него наложения. В манифесте, изданном в 1775 г., сказано: «. где еще есть сбор с бортевого или пчельного угодья повелеваем впредь оного не сбирать н не платить». Упадку пчеловодства способствовало уничтожение лесов, увеличение населения, развитие винокурения и сахароварения и другие причины.

Постепенно история бортничества приблизилась к нынешнему времени, когда в работе на пасеке стали использовать разборные ульи. Благодаря использованию разборных ульев пчеловодство, как отрасль, смогло достичь промышленных объемов получения меда. К тому же использование разборных ульев и современной техники позволило более детально исследовать жизнь пчелиной семьи и глубже понять поведение пчел, что дало возможность пчеловоду влиять на него, корректировать нежелательные события.Но это не значит, что бортничество в своем первоначальном виде совершенно исчезло, и в наше время можно найти любительские пасеки, где пчеловоды используют борти для содержания пчел.

Таким образом, пчеловодство — одно из древнейших занятий человека, а продуктом жизнедеятельности пчел является мед — ценнейший продукт, который дарит нам её Величество Природа. Пчелиный мед следует рассматривать не только как высококалорийный продукт питания, но и как диетический и лечебный продукт. Ведь ещё тысячи лет назад врачи считали мёд чудодейственным средством, помогающим от многих недугов. С давних времён мёдом лечат простуду, кашель, сердце, желудок. Из мёда делают косметику и много сладостей.Кроме меда пчелы дают нам еще массу не менее полезных продуктов: это и маточное молочко, и пчелиный яд, и прополис и воск, и перга. Благодарное человечество поставило пчеле памятник. И даже не один, а целых три: два в Японии и один в Польше…

Читайте так же:  Техникум пчеловодства

Своё умение управляться с пасекой, дедушка передаёт мне, своему внуку. Надеется, что у него будет достойная замена. Да я и сам интересуюсь этим делом, наверное, по наследству мне передалась любовь к пчёлам. Поэтому постараюсь оправдать надежды деда, ведь я очень люблю и уважаю его.

ЛЮДИ И ПЧЕЛЫ

В. ЕФРЕМОВ. Фото автора.

Посвящается Ришату Галееву, большому энтузиасту и настоящему пчеловоду.

Знаменитый башкирский мед. По своим целебным и вкусовым качествам, а также по уникальному составу микроэлементов этот мед не имеет аналогов в мире.

У дикого бортевого меда неповторимо тонкий аромат и вкус. Такой мед насыщен воском и пергой, богат фруктозой и глюкозой. Особая ценность — в присутствии в его составе ферментов, витаминов, гормонов, двадцати аминокислот, минеральных ароматических веществ.

Своей славой башкирский мед обязан липе. Его так и называют — «липец». Более одной трети территории Башкортостана покрывают липовые леса, в таком значительном масштабе их нет практически на всей территории от Алтая до Карпат. Особенность башкирских лесов еще и в том, что в них помимо обычных видов лекарственных растений (шиповник, душица, зверобой, пустырник, валериана, шалфей, одуванчик, подорожник, ромашка и т.д.) растут очень редкие виды: типчак, горицвет весенний, тимофеевка степная, полынь шелковистая, прострел раскрытый, ковыль волосатик, оносма простейшая, чабрец, овсец пустынный, василистник, астра альпийская.

Как страна меда Башкирия славилась задолго до прихода в эти места тюркских племен — предков современных башкир. В Бирском могильнике, возраст которого ученые определяют примерно в полторы тысячи лет, среди прочей утвари найдено полное снаряжение бортевика — добытчика лесного меда. Наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Бурзянского района, свидетельствуют о том, что в этих местах мед добывали еще первобытные люди.

Именно здесь, в одном из отдаленных горных районов Башкирии — Бурзянском, и по сей день сохранился древний народный промысел — бортевое пчеловодство. Почти совсем угасший в пятидесятых годах прошлого столетия, он начал вновь возрождаться среди местного населения. Есть несколько причин этого возрождения. Главная из них — возросшее понимание людьми ценности натуральных, естественных продуктов, к которым несомненно относится бортевой, или проще — дикий, мед. Вопреки всем прогнозам бортевое пчеловодство стало экономически целесообразным.

ИСКУССТВО БОРТЕВОГО ПЧЕЛОВОДСТВА

Бортью с глубокой древности называли всякое старое дерево, дупло которого обжили дикие пчелы. Башкиры разыскивали дуплистые деревья, в которых находились пчелы, и добывали мед. Однако еще с давних времен начали изготовлять и искусственные борти. Выбирают старые деревья, обычно сосны или лиственницы, ставят на них тамгу — фамильный знак, и на высоте 12 м от земли приступают к устройству борти. Бортевые деревья переходят по наследству из поколения в поколение.

Примерно с середины июля бортевики осматривают борти и собирают мед. Медовые соты не отделяют от перговых. С давних пор подмечено, что мед из них целебен: он повышает жизненный тонус, уменьшает головные боли, облегчает дыхание, даже улучшает зрение.

Дикие башкирские, или бурзянские, бортевые пчелы — популяция среднерусских пчел, отличающаяся чрезвычайной работоспособностью: в течение двух-трех недель цветения липы с раннего утра до позднего вечера работает семья пчел, совершая огромное число вылетов и побивая все рекорды медосборов: во время хорошего медосбора в улей может поступать до 10 кг нектара в день! Неустанно трудится бортевая пчела даже в холодные дождливые дни. Вторая отличительная ее черта — выносливость и морозоустойчивость. В самые морозные уральские зимы научились эти пчелы выживать без помощи человека. Третья черта — особая «злобливость» — качество, которое помогает выживать пчелам в условиях дикой природы, когда в борть норовят залезть и куница и медведь. Четвертая черта — «ройливость», одна пчелиная семья этой популяции за сезон отпускает не менее двух-трех роев, которые заселяют новые дупла и борти. Чем больше в лесу естественных дупел, заселенных пчелами, тем лучше заселяются и борти.

Генофонд уникальной бурзянской бортевой пчелы охраняется в государственном природном заповеднике «Шульган-Таш». Небольшая территория охватывает самое ядро обитания этой пчелы. В штате тринадцать человек с редкой и трудной профессией «бортевик». Вот уже три года подряд на территории заповедника проводится конкурс пчеловодов-бортевиков: они соревнуются в профессиональном мастерстве по изготовлению колод, бортей и бортевых инструментов. Обучение этому искусству ведется с детства и передается по наследству от отца к сыну. Семьи в здешних краях еще остаются многочисленными, и среди детей обязательно находится один или два сына, продолжающих непростое дело отца.

В конкурсе рядом со взрослыми участвуют подростки 14—16 лет. Каждый башкирский род имеет свои особенности и секреты бортничества, особые способы привлечения пчелиных роев в искусственные дупла. В повседневной жизни бортевики из разных деревень не имеют возможности поделиться своим опытом и наглядно продемонстрировать мастерство. Поэтому конкурс всегда вызывает живой интерес среди местного населения.

РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГО РЕМЕСЛА

Идея бортничества очень привлекательна в качестве национального символа башкирского народа с его глубокими историческими корнями, тягой к демонстрации силы, ловкости и удачи. Целесообразность развития этого древнего ремесла заключается еще и в том, что оно будит в людях интерес к естественному пчеловодству, бережному отношению к природе, полезно экономически и позволяет вести здоровый образ жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Узнав вкус знаменитого на весь мир башкирского меда, вы уже не спутаете его ни с каким другим, как лесную землянику нельзя спутать с садовой.

Пчеловодство бортничество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here