Пчеловодство исследовательская работа

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "пчеловодство исследовательская работа". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Исследовательская работа «Тайный мир пчёл»

Номинация «Первые шаги в науке»

Лето – это великолепная пора, когда всё живет и цветёт. Летние каникулы я провожу в Белоруссии, у бабушки Ядвиги и дедушки Владимира. Мы жили на даче, где чистый воздух, много плодовых деревьев, ягодных кустарников, цветочных клумб, а также растений, которые дедушка выращивает специально для пчёл.

Дело в том, что у нас на даче имеются несколько домиков для пчел, то есть улья. Как-то наблюдая за пчелами, я задалась вопросом: «А как устроена их жизнь, есть ли у них семья? И как же у них получается очень вкусный и полезный мёд?» Так у меня появилось желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых. А в этом мне помогали дедушка с бабушкой, отвечая на мои вопросы и с большой осторожностью наблюдать жизнь пчёл в домике.

Цель работы: исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых.

Для наблюдения и изучения материала я определила задачи своего исследования:

1. Узнать, как давно люди занимаются пчеловодством.

2. Исследовать, как устроена жизнь пчёл в улье.

3. Провести наблюдение за труженицей (медоносной) пчелой.

4. Выяснить, какие продукты производят пчёлы.

Для решения поставленных задач я определила пути исследования:

1. Изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернет.

Тема исследования – теоретическая и экспериментальная, основана на изучении и обобщении сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках, а также полученных в результате проведения собственных наблюдений.

Объект исследования: пчела.

Исследовательская работа «Тайный мир пчёл»

Автор: Гаркуша Дарья, 10 лет, 3 класс МОУ Гимназия г. Надыма, ЯНАО. Руководитель: Недосекова О.С. учитель начальных классов высшей категории МОУ Гимназия г. Надыма ЯНАО. Педагогический стаж 38 лет.

    Ольга Сергеевна 12 марта 2013 25021 5

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели,

оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 5 )

Авторизуйтесь на сайте , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Елена Ивановна 15.03.2013 в 12:17

Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Понравилась Ваша работа изобилием познавательного материала, красочных фотографий, лаконично излагаемым текстом! Даша, ты написала в работе, что твои знания помогут твоим одноклассникам больше узнать о мире пчёл. К твоей работе можно было, на мой взгляд, сделать дополнение, например презентация только с фотографиями твоих наблюдений (или плакат, таблицу) и словарь новых слов с толкованием, которые ты узнала в ходе своего исследования. Сначала заинтересовать одноклассников, а потом предложить полный текст своей интересной работы. Я желаю тебе успехов и ставлю 5 баллов!

Елена Валерьевна 15.03.2013 в 22:54

Уважаемые авторы! Цель проекта достигнута, подведены итоги работы. Много нового и интересного узнала Даша о пчелах. К сожалению, большая часть работы реферативная, очень мала практическая часть. В работе указывается на то, что проводилось тестирование среди ребят, но нет ни результатов тестирования, ни самого теста. Желаю вам успехов в конкурсе!

Марина Фёдоровна 19.03.2013 в 13:59

Практически значимая работа! +5 звёзд!

Маргарита Викторовна 20.03.2013 в 23:20

Дарья, ты — смелая девочка, раз решилась наблюдать за жизнью пчел. Ты собрала много информации о пчелах, сделала фотографии. Мне понравилась твоя фраза из работы: «Я была в восторге от своих наблюдений!» Это здорово, что такая серьезная работа приносит тебе удовольствие. Умница!
Даша, Елена Ивановна Ликаренко (Член Экспертного Совета) подарила тебе интересную идею о толковом словаре новых слов.
Желаю удачи в конкурсе!

Татьяна Дудаева 23.03.2013 в 20:57

Даша, работа получилась интересная, мне понравилась цель работы, сформулированная немного забавно: «Исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых.» Задачи ты решила, молодец!

Исследовательская работа на тему «Секреты медоносной пчелы»

Не для кого не секрет, что пчелы – очень трудолюбивые и полезные насекомые. Они — наши постоянные летние спутницы, без которых невозможно представить себе прогулку по парку, лугу или поход в лес..

Но о том, как невероятно умны эти животные, как сложен и, в то же время, безупречен тот порядок, которому четко подчинена жизнь пчелиной семьи, знают далеко не все!

Вложение Размер
proekt_pchely.docx 856.05 КБ

Предварительный просмотр:

Не для кого не секрет, что пчелы – очень трудолюбивые и полезные насекомые. Они — наши постоянные летние спутницы, без которых невозможно представить себе прогулку по парку, лугу или поход в лес..

Но о том, как невероятно умны эти животные, как сложен и, в то же время, безупречен тот порядок, которому четко подчинена жизнь пчелиной семьи, знают далеко не все!

Я заинтересовалась жизнью пчел, когда бабушка с дедушкой занялись пчеловодством. На их приусадебном участке появились пять ульев и с тех пор, навещая бабушку и дедушку, я с удовольствием стала наблюдать за этими неустанными труженицами! У меня появилось множество вопросов: как пчелы находят нектар, как они переносят его в улья, как они умудряются не заблудиться, зачем они делают мед, чем занимаются их малыши, пока не подрастут, и так далее..

То, что я узнала о пчелах, по-настоящему поразило меня, и поэтому именно этим насекомым я решила посвятить свой исследовательский проект.

Цель исследования : установить основные законы жизни пчелиных семей и иерархии в них, собрать информацию о развитии пчеловодства, полезных свойствах и разновидностях меда, рассказать о неизвестных фактах из жизни пчел своим друзьям.

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время в век развития высоких технологий и химической промышленности, люди все чаще стали возвращаться к натуральным природным источникам, в частности к продуктам пчеловодства, а также научились благополучно бороться с множеством болезней с помощью пчел и продуктов пчеловодства.

Читайте так же:  Лекарство с алоэ и медом правильный рецепт

Предметом исследования является жизнедеятельность медоносных пчел.

Объектом исследования является взаимодействие человека и пчел, влияние продуктов пчеловодства на здоровье человека.

Гипотеза исследования заключается в том, что сбор максимально полной информации о пчелах и продуктах их жизнедеятельности позволит с максимальной пользой использовать их для человека.

— узнать о происхождении пчел;

— познакомится с особенностями организации их жизни и иерархией внутри пчелиной семьи;

— изучить уникальные способности пчел;

— изучить историю пчеловодства и его современные принципы;

— изучить свойства меда и его влияния на организм человека;

— познакомиться с основными направлениями апитерапии;

— собрать самые необычные и интересные факты о пчелах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— изучение литературы и Интернет-источников по данной теме;

— наблюдение за пчелами в среде их обитания;

— сбор устной информации;

Первые пчелы появились на нашей Земле около 70 миллионов лет тому назад! Существует 21 тысяча видов этих удивительных насекомых. Самыми интересными для нас являются, конечно, медоносные пчелы. Вот уже 15 тысячелетий люди знают о существовании невероятно вкусного и полезного меда!

Зачем пчелы делают мед?

На самом деле, мед – это, в первую очередь, пища самих пчел. Впрочем, человек тоже нашел ее пригодной (и очень вкусной!) для себя. Чтобы обеспечить существование в осенне-зимний период, пчелки работают, не жалея крылышек, всю весну и лето. Они собирают нектар, попутно оплодотворяя цветы, потом обрабатывают его, и бережно складывают в соты. Когда соты наполняются, их запечатывают воском. Так созревает натуральный мед!

Устройство пчелиной семьи

Пчелиные семьи очень большие и дружные. В них проживает, в среднем, от 15 000 до 80 000 особей! При этом каждая пчела выполняет свое предназначение. Так, например, существуют «уборщицы» , следящие за чистотой в сотах и «кормилицы» , обеспечивающие матку специальным маточным молочком. Есть и «няньки» , кормящие личинки, есть «строители» , возводящие соты.

Сбор нектара тоже происходит по четкой схеме. Каждая пчела знает свои обязанности: кто-то облетает цветы , а кто-то занимается «приемом товара» … Цветочную пыльцу пчелы собирают в специальные «корзиночки», находящиеся у них на задних ножках.

Интересно наблюдать, как некоторые пчелки словно причесывают своих сестер, осторожно приглаживая их ворс щеточками своих ножек. Это «парикмахеры» , следящие за внешним видом членов всей семьи. Не обойтись, конечно, и без «охраны» — пчелок, несущих стражу возле улья.

Мало кто знает, что существуют даже «разведчицы» ! Такие пчелы отвечают за поиск лучших цветов и, в случае необходимости, высматривают и новое место для гнезда семьи. Узнав об этом, у меня сразу возник вопрос: каким образом пчела-разведчица сообщает своим сородичам о новой обнаруженной полянке с душистыми цветами.

Оказалось, что пчелы еще и прекрасные танцовщицы! Только танцуют они не ради веселья, а для того, чтобы рассказать другим рабочим пчелам о найденном источнике пыльцы! Танец пчелы, прилетевшей с нектаром в улей, бывает двух видов: круговой и виляющий. Тут очень важен ритм, количество поворотов, а также скорость бега насекомого. Ведь каждый нюанс пчелиных движений несет в себе определенную информацию для остальных!

Все эти обязанности выполняют рабочие пчелы . Но, главная – это, конечно, пчелиная матка ! Она считается настоящей королевой! Именно матка откладывает яйца (порядка 200 000 в год), благодаря чему, и продолжается род семьи. Ведь пчелы, появившиеся на свет весной, живут всего лишь около 40 дней. Поэтому, очень важно, чтобы на свет постоянно появлялись новые особи. Для матки строятся настоящие королевские апартаменты — отдельные ячейки в сотах. За ней постоянно ухаживают рабочие пчелы и когда она покидает улей, рядом с ней непременно летит «свита» — несколько пчел, отвечающих за корм ее величества!

А, вот трутни – особи мужского пола, не работают наравне с труженицами-пчелами, а лишь отвечают за воспроизведение потомства. Их в семье совсем мало – несколько сотен.

Пчелы очень старательно выполняют свои обязанности, поэтому обычно запасают на зиму мед с избытком. Как раз-таки его излишки и научился добывать человек. А, сама история пчеловодства также необычайно интересна…

Пчеловодство развивалось постепенно. Так, в древности люди не задумывались над разведением пчел, а занимались обыкновенной охотой на мед. Мед, собранный таким способом был, конечно, очень вкусен. Да, только пчелы гибли в больших количествах…

Человек стал думать, как же и лакомство раздобыть, и пчелок не обидеть. И, решил он, что больше не будет ничего ломать, а станет забирать только часть меда. Стали жить пчелы с людьми вполне дружно.

Но, ведь насекомым не прикажешь, где строить «дом», правда? А, ходить по всему лесу, разыскивая семьи «своих» пчел не очень-то и удобно. Тогда решено было вырубать дупла для пчел самостоятельно и располагать их в одном месте! Возникло новое направление деятельности человека, называемое бортничеством («борть» — это и есть дупло). Сам бортник (пчеловод) выбирал приглянувшуюся полянку, ограждал ее, и переносил вырубленные из деревьев гнезда пчел. Некоторые семьи он даже переселял в новые, построенные им самим «дома».

Только после этого возникло пасечное пчеловодство. Пасека – это специальное место, как правило, вблизи жилья человека, где разводят медоносных пчел. Живут насекомые в специальных ульях – искусственных гнездах, сделанных руками человека.

Кочевое пчеловодство в Древнем Египте

Вот уж, действительно, где мед собирали оригинальным способом! Жители Древнего Египта загружали ульи на плоты, и спускали их по Нилу, начиная плаванье с того места, где уже наступал период медосбора. Медленно сплавляясь по реке, ульи перемещались все дальше и дальше… Тем временем пчелы успевали облетать множество цветов, растущих у берега, а потом возвращались на плот. Такая хитрость позволила египетским пчеловодам собирать мед намного дольше. К тому моменту, когда заканчивался медосбор в одной части Нила, он уже начинался в другой части реки!

Пчеловодство на Руси

У нас пчеловодство появилось в X-XI веках и прошло через все этапы развития. Крестьяне занимались бортничеством до XVII века, пока не стали появляться первые пасеки.

Но, в наших краях, как известно, водится еще один любитель меда. Медведь! Именно от него нужно было защищать свое хозяйство нашим предкам. Для незваного гостя сооружали ловушки. Например, если пчелиная семья жила в дупле, то к дереву подвешивали на веревках специальные колотушки или даже бревна. Они мешали медведю взобраться на дерево, он сердился и отталкивал их лапой. Бревна раскачивались от этого еще больше и ударяли воришку по носу. Мишка сваливался на землю, а мед оставался нетронутым.

Читайте так же:  Пчеловодство июль

Кстати, на Руси этот полезный деликатес был единственным подсластителем напитков и кушанья до начала XVIII века, пока у нас не появился сахар…

Пчеловоды – это, несомненно, очень отважные люди. Они работают рядом с десятками тысяч пчел, в то время как мы и от одной-то пчелки спешим удрать! Но, несмотря на свое мужество, пчеловоды должны соблюдать определенные правила безопасности. Например, они используют дымарь – инструмент, испускающий струю дыма. Пчелы его не любят, поэтому быстро отлетают от человека.

Ну а «доспехи» для пчеловодов – это, прежде всего, защитная шляпа с сеткой для лица и специальный костюм из прочной ткани. Вся одежда должна быть светлых тонов – пчелы не любят темные цвета, и могут начать вести себя агрессивно! Конечно, стоит защищать и руки, надевая рукавицы или обычные медицинские перчатки. Но, некоторые профессионалы предпочитают работать без них. Говорят, что подружились с пчелами, и совсем их не боятся!

Хоть, и невозможно знать абсолютно все про пчел, но пчеловоды знают их как никто другой. Пожалуй, это одна из самых интересных профессий!

Белый или желтый? Густой или жидкий?

Как разнообразен ассортимент меда! Какой же выбрать? Во-первых, нужно знать, что абсолютно любой натуральный мед очень полезен для взрослых и детей (если у них нет на него аллергии).

Витамины и полезные вещества, которые содержатся в меде, помогают организму человека справляться со многими болезнями. Чтобы рассказать обо всех его полезных свойствах не хватит и книги!

И, все-таки почему мед такой разный. На самом деле, все зависит от того, с каких цветов пчелы его собирали, каким способом обрабатывали, и вообще, в какой части земного шара расположена пасека. Мед может быть садовым, луговым, степным, горным, полевым… Его могут продавать прямо в запечатанных восковых сотах, а могут предварительно откачать специальным аппаратом (он называется медогонкой) и расфасовать по банкам. Мне довелось лично поучаствовать в этом процессе, это было так интересно.

И, конечно, важно знать какие медоносы использовались пчелами. Например, к самым лучшим сортам относят мед белой акации. Он имеет тонкий аромат, не вызывает аллергии, а на вид почти прозрачный!

Не могу в заключение не упомянуть о лечении человека при помощи продуктов пчеловодства , о так называемой апитерапии . Использование естественных генетических программ, заложенных в этих продуктах, позволяет эффективно восстанавливать не только отдельные органы, но и целые системы организма. Об этом направлении медицины написано огромное количество книг! Я лишь кратко упомяну несколько основных направлений внутри этой науки.

Широко используется в натуральной медицине ужаливание живыми пчелами . Чудо пчелиного яда в том, что это мощнейший катализатор физиологических процессов (он содержит белок, большинство аминокислот, множество витаминов и почти всю таблицу Менделеева!). Пчелиный яд стимулирует нервную систему, разжижает кровь, препятствуя образованию тромбов и снижению риска инфарктов/инсультов, помогает при суставных заболеваниях. Мне особенно интересно было именно это направление апитерапии, потому что с его помощью вот уже 3 года успешно борются с различными болезнями другие мои бабушка и дедушка. Моя бабуля – настоящий смельчак! За один сеанс ей ставят до 18 (!) пчел.

Прополис используется для укрепления иммунитета. Перга (переработанная пчелами цветочная пыльца) – прекрасная биодобавка со множеством витаминов и микроэлементов. И, конечно, мед! Он лечит простуды, заживляет раны, является природным антисептиком. Кроме того, в апитерапии успешно используются цветочная пыльца, маточное молочко, пчелиный подмор, воск.

Жизнь пчел поистине невероятна! Остается только удивляться, откуда каждая пчелка знает свое место в пчелиной семье и четко понимает, что и как она должна делать! Человек, рождаясь на свет, годами учится и постигает премудрости устроения мира.. А в пчел сама Природа вложила своей невидимой рукой все знания, которые им необходимы!

Пчелы абсолютно трудолюбивы и, при этом, совершенно не капризны не в пример нам, детям! Сложно себе даже представить, что было бы, если бы время от времени, устав от работы, они стали бы обижаться друг на друга, завидовать своим собратьям по улью, или просто позволяли бы себе полениться..

Хочется восхищаться и благодарить этих самоотверженных тружениц за ту неоспоримую пользу, что они нам приносят.

  1. Энциклопедия животных. «Маленькие насекомые».
  2. Энциклопедия для детей «Удивительный мир животных. Пчелы».
  3. И. Халифман, А. Степанов «В мире пчел».
  4. «Интересные факты о пчелах», статья Натальи Климовой.
  5. Интернет-источники.

«Исследовательская работа «Пчёлы и деньги»

Выполнил учащийся 10 «А» класса
МБОУ СОШ № 2
г. Нижний Ломов
Кочержов Денис

Руководитель: Буренкова Галина Николаевна,
учитель математики
МБОУ СОШ №2
г. Нижний Ломов

г.Нижний Ломов
2015 г.

Содержание
I. Введение 3-4
II. Теоретическая часть. Что это за продукт мёд? 4-8
2.1 Всё о мёде 4
2.2 Виды мёда 4-5
2.3 Целебные свойства 6-7
2.4 Где применяется мёд 7-8
III. Практическая часть
3.1 Интервью с пчеловодами 9-10
3.2 Математические расчеты расходов, доходов, прибыли 10-11
IV. Выводы 12
V. Список используемой литературы 13

Проблема: Неужели занятие пчеловодством так полезно и выгодно для семьи?
Гипотеза: пчеловодство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, занимающаяся разведением пчел с целью дальнейшего получения меда, воска, маточного молочка, прополиса, подмора и пчелиного яда, но и стабильный вид бизнеса.

Объектом моей исследовательской работы является пасечное хозяйство в нашей семье, семье Кочержовых.

Предмет исследования: Прибыль от продажи меда

Используемые методы:
В экспериментальной части работы применялись следующие методы:
наблюдение,
сравнение,
интервью,
анализ.

III. Практическая часть

Видео (кликните для воспроизведения).

3.1 Интервью с пчеловодами-любителями.

Интервью с пчеловодом-любителем, по-совместительству моим папой, Кочержовым Андреем Геннадьевичем.

Читайте так же:  Суфле из меда с ягодами рецепт

1. Абрамова Г. М. Возрождаем среднерусскую породу пчёл //Пчеловодство. 2002. № 6. 64 с.
2. Аветисян Г. А. Пчеловодство. М.: Колос, 1982. С. 26-33, 77-85.
3. Басов А. П. Роение //Пчеловодство. 1999. № 3. С. 53-55.
4. Безматерных А. С. Пчёлы //Пчеловодство. 2002. № 6. С. 1113
5. Билаш Н. Г., Соловьёва Л. Ф. Особенности текущего пчеловодного сезона //Пчеловодство. 2002. № 6. С. 49-51.
6. Бондарев С. Ромашкин П. Пчелы, мед, пасека. Современное руководство пчеловода// Владис, 2009 г. Твердый переплет, 512 стр.
7. Бузоверзов М. И. Система содержания пчёл в Среднем Поволжье //Пчеловодство. 2001. № 1. С. 38-40.
8. Буренин Н. Л., Котова Г. Н. Справочник по пчеловодству. М.: Колос, 1984. с. 199-213.

Заголовок 1 Заголовок 215

  • 000175e8-4c3dd294
    Размер файла: 100 kB Загрузок: 0

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Пчеловодство исследовательская работа

МКОУ «Головищенская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области

Конкурс

юных исследователей окружающей среды,

посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Номинация

«Зоология и экология беспозвоночных животных»

(Медоносная пчела)

Учебно-исследовательская работа по теме: «Зоология и экология беспозвоночных животных»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание:1. Введение………………………………………………………….2. Основная часть……………………………………………………2.1 Общие сведения………………………………………………….2.2. Строение………………………………………………………….2.3. Питание…………………………………………………………..2.4. Организация пчёл………………………………………………..2.5. Сигнализация пчёл………………………………………………2.6. Роль пчёл в природе…………………………………………….2.7. Продукты пчеловодства…………………………………………2.8. Болезни пчёл и причины их возникновения…………………….

3. Заключение………………………………………………………….4. Список используемой литературы………………………………. Цели и задачи:

— активизация внимания школьников к экологическому состоянию окружающей среды

— формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины; привлечь внимание детей и подростков к актуальным проблемам села, территории места проживания.

— воспитание потребности в защите и охране природных богатств родного края.

1. Введение

«Природа не храм, а мастерская», — утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Для того, чтобы привлечь детей к охране окружающей среды, главное, уметь убедить детей в необходимости её охраны. Так как человек всё больше и больше внедряется в природу: вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы промышленных отходов губят землю. Человек забыл об ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую, безжизненную планету? На основании таких данных в нашей школе также проводиться учебно-исследовательская работа.

Медоносная пчела.

2.1 Общие сведения.
На уроках биологии ( в 7 классе) я узнала, что пчёлы — это насекомые. Насекомые — это маленькие животные с тремя частями тела (голова, грудь, брюшко.) У них имеются, три пары ног-то есть всего шесть. У большинства насекомых есть крылья. Насекомые — хладнокровные существа. Это означает, что их тела такой же температуры, как и температура воздуха вокруг них. Поэтому насекомые не могут быть активными зимой. Этимология — наука, которая изучает насекомых. Насекомые — древние существа. Они появились на Земле задолго до человека — около 300 миллионов лет назад. Научная классификация. Царство: животные. Тип: членистоногие. Класс: насекомые. Существуют около 20 тысяч видов пчёл. Они могут жить на всех континентах, кроме Антарктиды.

При подтверждении заразного заболевания при осмотре пчел специалистом, на пасеку накладывается карантин и применятся меры по лечению выявленного заболевания.

2.9. Методы исследования. Одним из самых распространенных методов является – метод наблюдения за пчелами. В ясный погожий день я наблюдала: как торопливо они вылетают из своего гнезда, как возвращаются, тяжело нагруженные добычей. По пыльцевой обножке я установила, что с ивовых деревьев пыльца светло-желтая, с одуванчика – оранжевая, огненная, с яблони – светло-зелёная, а с клевера – густо-коричневая.

3. Заключение.

Пчеловодство как отрасль сельского хозяйства имеет большое значение благодаря получению ценной продукции – меда, воска, цветочной пыльцы, прополиса (пчелиного клея, обладающего целебными свойствами). Пчелы опылители многих растений. Их разведение способствует увеличению урожая насекомоопыляемых культурных растений: плодовых деревьев и ягодных кустарников, гречихи, подсолнечника. Во время обильного цветения нектароносных растений в пчелиной семье обостряется инстинкт добычи корма. На сбор нектара переключается огромное число пчел. При хорошей погоде одна семья за сутки способна собирать по 20 кг и более нектара. Работа над превращением нектара в мёд продолжается в пчелином гнезде, где при активной деятельности пчел-приёмщиц и вентиляторщиц содержание воды в нектаре уменьшается примерно в 4 раза. Мед сгущается, тяжелеет, становится слаще, усиливается его аромат. В доведенном до готовности меде обнаружено более 400 компонентов. Наполненные таким мёдом ячейки запечатывают воском. За год сильная пчелиная семья потребляет до 100 кг мёда. В отличие от других животных, разводимых человеком. Только медоносные пчелы заготавливают сами себе корм.

Чтобы пчелы были активны, охотно посещали насекомоопыляемые растения. Прежде всего – они должны быть здоровы.

4. Список используемой литературы:

1. «Справочник пчеловода» авторов В.И.Комлацкий, С.В.Логинов, С.В.Свистунов, — Изд. 2-е, исп. – Ростов – на — Дону: ООО «Феникс», 2012
2. Д.И.Трайтак, С.В. Суматохин, — Биология. Животные. Изд. Мнемозина, М. 2011г.

3. Мамаев Б.М., Бордукова Е.А., — Энтомология – М.: Просвещение, 1985г.

Исследовательская работа.Жизнь и поведение медоносной пчелы

ОТДЕЛ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ СВОБОДНЕНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новгородская средняя общеобразовательная школа им. В.Н. Лесина»

Жизнь и поведение
медоносной пчелы

Выполнил Кириченко Денис Николаевич
7 класс
Руководитель Мащенок Татьяна Ивановна
учитель географии и биологии
высшая квалификационная категория

Актуальность. Цель. Задачи
3

Обзор литературы. Биология пчелиной семьи
5

Работа пчелиной семьи
6

Методы и методика
15

Характеристика места исследования
17

Наблюдение за развитием и поведением пчелы
18

Суточная активность насекомых
21

Определение влияния состояния семьи на сбор мёда
23

Введение
Актуальность. Цель. Задачи

Цель работы: изучить жизнь и поведение пчёл

Задачи:
Провести наблюдение за развитием и поведением пчелиной семьи
Определить суточную активность насекомых
Выяснить факторы, влияющие на сбор мёда
Объект исследования: пчела медоносная
Предмет исследования: поведение пчёл
Гипотеза: Погодные условия оказывают большое влияние на сбор мёда (сл.3)

Читайте так же:  Мазь с пчелиным ядом при артрозе

1.2.Обзор литературы. Биология пчелиной семьи.

1.2.1. Строение пчелы

Тело взрослой пчелы состоит из 3-х основных отделов: голова, грудь и брюшко. На голове расположены глаза. Они состоят из двух больших боковых сложных глаз, а между ними три маленьких простых глаза.
Ротовой аппарат состоит из верхних и нижних челюстей, верхней и нижней губы. Он служит для высасывания нектара и образует продолговатую трубку — хоботок.
Очень важным органом являются усики, расположенные на голове пчелы, так как на них размещено множество мелких волосков. Они ответственны за обаяние и осязание.
Грудь пчелы предназначена для несения ножек и крыльев. Полость пчелиной груди занята мышцами, приводящими в движение голову, крылья, ножки и брюшко.
Пчела имеет 4 крыла пару передних и пару задних. Движутся они вверх, вниз, вперед, назад, немного вращаются.
Ножки могут двигаться только взад и вперед. Кроме передвижения они приспособлены для выполнения различных функций. Передними и средними ножками пыльца собирается с тела пчелы, а затем откладывается на щеточках задних ножек, с которых затем поступает на дно пыльцевой корзиночки.
В брюшке находятся органы дыхания, кровообращения, пищеварения, половые органы, а также жалящий аппарат.
(сл.4)

1.2.2. Работа пчелиной семьи

Пчёлы живут не по одиночке, как многие насекомые, а семьёй. Семья может состоять из 70 – 80, а иногда и из 100 тысяч насекомых. Кроме того, в ней воспитываются десятки тысяч детей – личинок и куколок. Вся работа в семье четко распределена.
В состав пчелиной семьи входит: одна матка, трутни, рабочие пчелы.
особь
форма
глаза

матка
круглая
простые глаза, сдвинуты на лоб

рабочая пчела
треугольная
глаза сдвинуты на темя

трутень
большая и круглая
сложные глаза, расположенные близко друг к другу, сдвинуты на лоб

Методика определения ежедневного привеса мёда на контрольном улье. Контрольный улей поставить на весы и вести наблюдения. Во время основного взятка определить ежедневный привес.
Дата

Улей №5
Нормальное состояние
контроль

Метод органолептический. Метод, позволяет определить, существует или нет заметное органолептическое различие или подобие между образцами мёда. В основе метода лежит процедура определение цвета, запаха и вкуса.

2.2. Наблюдения за развитием и поведением пчелиной семьи

2.3. Наблюдение за суточной активностью
Для наблюдения за суточной активностью насекомых были взяты дни 15 июля, 28 июля, 10 августа. В летнее время активность пчелы начинается с восхода солнца с 6 часов, рабочее состояние активизируется с вылетом пчелы-сборщицы, в поисках нектара. С её прилёта в улей начинается активизация для вылетов. Особенно интенсивно собирают нектар в безветренную, солнечную погоду, при оптимальной температуре воздуха 20-24 градуса С.(15 июля ) При температуре превышающую 32 градуса пчёлы переходят в пассивное состояние, по причине переутомления от летнего зноя. Они собираются клубком на лётной доске. (28 июля). В дождливую погоду, как в летний, так и осенний периоды интенсивность вылетов сокращается или вообще не наблюдается. Затяжной период дождей в августе повлиял очень сильно на сбор мёда. Наблюдались осадки ливневого характера с 8 августа, повлёкшие сильнейшее наводнение. (сл. 16)
Дата наблюдений
15 июля
28 июля
10 августа

Метеоусловия
20-24 градуса С, ясно
30-32 градуса С, зной
16 градусов, осадки ливневого характера

Поведение пчёл
Активная работа с 6.00. до 18.30.
Активная работа с 6.00 до 9.00. и с18.00 до 19.30.
Вылет не наблюдался

Цветение медоносов
Липа амурская, клевер белый
Начало цветения леспедецы двуцветной на южных склонах
Цветение леспедецы двуцветной

Таким образом, пики активности насекомых зарегистрированы в утренние часы с 6 до 9 часов и с 18 до 19. 30 часов, что совпадало с прохладой. В самые знойные часы лёт пчёл заметно снижался. Они собирались большим клубком на прилётной доске, стойко перенося зной. Температура воздуха доходила до 32 градусов к 14. 00.
Мои наблюдения показали, что тёплая, безветренная погода при температуре от 200С до 240 С – это идеальные условия для работы пчелы.
Ещё я обратил внимание, что по поведению пчёл можно предсказывать погоду. Пчелиная семья чувствует приближение дождя:
— если пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки, то будет дождь;
— при ясной погоде пчёлы с утра не летят за взятком, а сидят в улье и гудят, жужжат – это верный признак скорого дождя (через 6-8 часов будет дождь);
— если с утра небо затянуто облаками, а пчёлы всё равно вылетают из ульев, следует ожидать улучшения погоды;
Также пчёлы чувствуют хорошую погоду:
— если пчёлы в хорошую погоду рано прекращают лёт за взятком, то завтра будет хороший день.
— если пчёлы рано дружно вылетают за взятком – этому предвещает хороший солнечный день;
— если летом пчёлы вылетают из улья и усаживаются на его стенках – быть сильной жаре. (сл. 17)

Дата
30 июля
31 июля
1 августа
2 августа
3 августа
4 августа
Всего (кг)

За 6 дней разница в приносе мёда составила 10,9 кг. Снижение продуктивности пчёл вошедших в роевое состояние наглядно видно на графике. (сл.21)
В результате данного исследования я убедился, что не только погодные условия (дождь или зной), наличие медоносов, но и состояние пчелиной семьи, влияет на сбор мёда.
Самое приятное, это качка мёда. (сл.22, 23) Зрелый мёд от незрелого отличается тем, что соты зрелого, имеющего определённую влажность, запечатаны. Острым ножом вскрываются соты, рамки ставятся в медогонку, текущий мёд процеживается. Наступает процедура определения цвета, запаха и вкуса. Мы получили цветочный мёд, янтарного цвета, отличного вкуса.
Со слов пчеловодов, количество взятка мёда за лето 2012-2013 года существенно отличается. Знойное и засушливое лето 2012 года повлияло на выброс цветоносов у леспедецы двуцветной. Сбор мёда с одного улика составил до 20-25 кг. Лето 2013 года было дождливым, что значительно снизило продуктивность пчелиных семей до 10-15 кг. ( сл.24) Очень благоприятными были условия лета 2014 года.

Читайте так же:  С чего начать пчеловодство

4.Выводы
Изучив научную литературу, проведя ряд наблюдений, мы пришли к выводу:
1. Жизнь и поведение медоносных пчел целиком зависят от условий, которые складываются в природе, и в первую очередь от погоды и состояния медоносной растительности.
2. Наблюдения показали, что тёплая, безветренная погода при температуре от 200С до 240 С – это идеальные условия для работы пчелы. Пчёлы активны весь день с восхода до заката.
3. Одной из причин, влияющих на сбор мёда, является состояние пчелиной семьи.
(сл.25)
Следовательно, не только погодные условия влияют на сбор мёда, но и состояние медоносов, физиологическое состояние пчелиной семьи.

5. Заключение
Работая по этой теме, мне приходилось читать книги, в результате этого я узнал много нового и интересного об этом волшебном насекомом. Помогая на пасеке, я понял, что разводить пчёл дело непростое оно требует наблюдательности, знаний и умений. Пчеловод должен уметь выращивать, сохранять, размножать семью пчёл. Только так можно стать грамотным пчеловодом.
Немаловажен и тот факт, что содержание пчел — это доход в семейный бюджет. Кто знает, может, когда-нибудь я буду заниматься разведением пчел. Данный материал был рекомендован при изучении раздела зоологии «Насекомые». Проведено заседание объединения «Приамурье моё», где были подведены итоги работы. Есть желание продолжить работу над темой. Рассмотреть вопросы по увеличению продуктивности пчелиной семьи. Определить влияние условий зимовки на сохранность пчелиных семей.
Русский писатель Владимир Солоухин: «Мёд – категория нравственная, но в ряду других вечных ценностей, вместе с золотом, серебром, алмазами мед тоже есть эталон вечной и незыблемой ценности. Более того, он так же исключителен и уникален на земле, как исключительна и уникальна сама пчела». Я присоединяюсь к его словам. (сл.26)

1. Аветисян Г. А. Разведение и содержание пчел, М.: Колос, 1983, с.280
2. Буренин Н. Л. Справочник по пчеловодству. M.: Агропромиздат, 1985, с.274
3. Гробов О. Ф., Смирнов А. М., Попов Е. Т. Болезни и вредители медоносных пчел: Справочник. М.: Агропромиздат, 1987, с 138
4. Еськов Е. К. Поведение медоносных пчел. М.: Колос, 1981, с. 236
5. Зарецкий Н. И. Уход за пчелами. М.: Россельхозиздат, 1981, с.340
6. Крижан В. 1000 вопросов и ответов из пчеловодства. Перевод со словацкого. Алма-Ата: Кайнар, 2006, с 269
7. Морзе Р. А. Вывод пчелиных маток. Перевод с английского. М.: Колос, 1983, с.265
8. Нуждин А. С. Основы пчеловодства. М.: Россельхозиздат, 1982., с.280
9. Полтев В. И., Ненашева Е. В. Болезни и вредители пчел. М.: Колос, 1984, с.234
10. Пельменев В.К. «Справочная книга пчеловода» Хабаровское книжное издательство 2009, с. 284
11. Родионов В. В., Шабаршов И. А. Если вы имеете пчел. М.: Колос, 1983., с.180
12. Сластэнский И. В. Пчелы: мед и другие продукты. Л.: Лениздат, 1987, с 292

Исследовательская работа Удивительный мир пчел

Я добился своей цели — собрал свой первый «урожай» меда.

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
Ивановский Ю.А. «Настольная книга пчеловода»
Киреевский И.Р. «Что нужно знать начинающему пчеловоду»
Мыльников А.М. «Содержание и развитие пчел на приусадебном участке»
1196340226695Суворин А.В. «Умный улей. Рекомендации, советы и ответы на вопросы»
Журнал «Усадьба»

  • WebUrokCom_46ccb911ed2311
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 0

Исследовательская работа «Пчёлы – это интересно и полезно»

Предпросмотр страницы №2

5. Создать информационные буклеты о жизни пчёл.

Гипотезы исследования: пчёлы могу жить только семьями; пчёлы – полезные насекомые.

Предмет исследования: пчела медоносная.

Объект исследования: жизнедеятельность пчелы медоносной.

Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение.

Теоретическая часть.

Медоносные пчёлы – кто они?

Пчёлы — надсемейство летающих насекомых подотряда Стебельчатобрюхие отряда перепончатокрылых, родственное осам и муравьям.

Медоносные пчелы расселились почти по всей нашей планете. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.

Предполагается, что родина этого насекомого — Восток.

П человодство – одно из древнейших занятий человека, это отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением пчёл для получения мёда и других продуктов, а также для опыления растений с целью повышения их урожайности.

Существуют свидетельства в виде наскальных рисунков, на которых изображены древние пасечники за сбором меда. Этим рисункам, как утверждают ученые, более 5000 лет.

Издревле занимались пчеловодством и на Руси. Называлось это бортничеством, а бортью назывался улей в дупле. При общении с пчелами человек пришел к мыс­ли; а не попробовать ли вырубить пчелиную борть из ствола дерева и перенести к дому? Так появи­лись пасеки, состоявшие из древесных колод. Пче­лы мирились с близостью человека и теперь уже «узаконенным» дележом меда. Но называть их жи­вотными домашними — большая натяжка. Поки­нув пасеку, пчелиный рой, как и миллионы лет на­зад, проживает без человеческой опеки. Пчелу пра­вильнее называть прирученным насекомым.

Наука о пчёлах называется апиология. Существует около 20 тысяч видов пчёл.

Самый распространенный и общественный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная – перепончатое насекомое семейства настоящих пчел.

Крылатые труженицы обладают удивительным природоохранным свойством. В отличие от большинства насекомых и животных, пчелы не уничтожают цветы и растения, не вредят им, а, напротив, способствуют их выживанию и развитию. Растения, в свою очередь, щедро одаривают пчел пыльцой и нектаром.

Строение тела пчелы

Пчёлы относятся к членистоногим. Как и все насекомые, пчела имеет тело, которое подразделяется на три основных части:

— голова с ротовыми органами, три отдельных челюсти и язычок, парой усиков – антенн. У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два больших, соединенных спереди;

Видео (кликните для воспроизведения).

грудной или средний отдел, несущий три пары ног, и две пары крыльев;

Пчеловодство исследовательская работа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here