Пчеловодство ковалев

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "пчеловодство ковалев". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Уход за пчелами

Чтобы стать квалифицированным пчеловодом, надо детально изучать жизнь пчел, знать важнейшие медоносные растения, уметь разбираться в устройстве разных типов ульев, пасечных построек и т. д. Все это надо основательно изучить по специальным руководствам. Но для начинающего пчеловода необходимо прежде всего получить начальные, наиболее важные сведения о жизни пчел, их поведении и правилах работы с ними, чему и посвящается данная книга.

Источник:
Ковалев А.М. ‘Уход за пчелами’ — Москва: Сельхозгиз, 1959 — с.247

Уход за пчелами. А. М. Ковалёв

В основу книги А. М. Ковалёва «Уход за пчелами» положено главное правило современного пчеловодства — содержание сильных семей, без чего немыслима высокая продуктивность и доходность пасек. Это не только обеспечивает получение высоких медосборов в данный период, но одновременно улучшает породные свойства пчёл. Для того чтобы книга была доступна начинающему пчеловоду, её первая глава посвящена изложению наиболее общих сведений о жизни пчёл и пасечных работах.

Наряду с описанием сезонных пасечных работ в книге «Уход за пчелами» освещаются методы повышения продуктивности пчеловодства применительно к местным условиям медосбора. Эти сведения выделены в особую главу, в основу которой автором положены собранные им из разных областей страны данные, характеризующие местные условия.

Название: Уход за пчелами
Автор: А. М. Ковалёв
Издательство: Издательство «Сельхозгиз» Москва
Год: 1954
Страниц: 256
Язык: русский
Формат: PDF
Размер: 11,8 Мб

Пчеловодство ковалев

Ускоренное размножение семей на пасеках: способ Ковалева

Осуществляя ускоренное размножение семей, И.А. Ковалев тоже использует их роевое состояние, но не так, как Е.А. Носкова. При формировании отводков И.А. Ковалев использует и роевые маточники, и роевую энергию пчел естественных роев, отходящих от размножаемых семей. Эту работу он проводит по такому плану.

Делит все семьи на две равные группы — размножаемых и продуктивных. Систематически подсиливает размножаемые семьи зрелым расплодом и молодыми пчелами от продуктивных семей, чем ускоряет переход первых в роевое состояние.

В первом рое, полученном от размножаемой семьи, отыскивает матку, которую вместе с небольшим количеством пчел (700—800 г) помещает в подготовленный улей; гнездо для этой семьи составляет из одной рамки с печатным расплодом, одной рамки с отстроенной сушью и двух рамок с искусственной вощиной. При наличии роевой энергии пчелы быстро отстраивают соты на искусственной вощине, а матка быстро засевает их яйцами. Через неделю Ковалев подсиливает отводок 1—2 рамками с печатным расплодом от семей продуктивной группы в дальнейшем по мере надобности, расширяет гнездо путем подстановки рамок с искусственной вощиной. Новая семья развивается быстро, а потому не только обеспечивает себя кормом, но и дает товарную продукцию.

Остальную часть роевых пчел он возвращает в материнскую семью, которая благодаря этому отпускает очень сильный второй рой (с молодой маткой). Этот рой Ковалев делит на 3—4 равные части и размещает их в отдельных или разделенных глухими перегородками на две равные части ульях.

Гнезда для семеек он формирует из 2—3 рамок с расплодом и 1—2 рамок с кормовыми запасами, которые переносит из размножаемой (отроившейся) семьи вместе с покрывающими их пчелами. При этом следит, чтобы в каждое гнездо попал один хороший зрелый маточник, а остальные, если они не нужны, уничтожает.

Каждое сформированное гнездо И.А. Ковалев дополняет двумя рамками с искусственной вощиной и обычным порядком утепляет; ульи, в которых они размещены, относит на предназначенные для них места, за исключением одного, который оставляет на месте отроившейся семьи. Так как в эту семью днем слетят все лётные пчелы из отставленных ульев, то вечером он распределяет роевых пчел только между отставленными семьями. Поэтому, если сформировано 4 отводка, то роевых пчел делят на три равные части; если же 3 отводка, то пополам. Делают это так.

Взвешивают роевню с пчелами и, вычитая из полученного вес роевни, получают чистый вес роя. Его делят на число отводков, между которыми надо распределить роевых пчел, и таким образом узнают, сколько пчел следует дать каждому отводку. Потом роевню подносят к улью и на «сходни» (или на лист фанеры), приставленные к летку, высыпают из нее берестяным черпаком (или деревянной ложкой) понемногу пчел; при этом роевню периодически повторно взвешивают, чтобы знать, сколько пчел пущено и сколько осталось пустить в улей. Точно так же распределяют роевых пчел и между остальными отводками.

Через 10 дней Ковалев осматривает отводки, чтобы определить, приступили ли молодые матки к кладке яиц. Каждую семью с осеменившейся маткой подсиливает двумя рамками зрелого расплода от семей продуктивной группы, после чего отводки развиваются еще быстрее. Хорошо отстраивая соты в подставляемых рамках с искусственной вощиной, они успевают до окончания медосбора заполнить гнездовой корпус.

Следует отметить, что отводки, сформированные таким способом, вообще развиваются очень быстро, так как, получая пчел всех возрастов, они сразу оказываются на положении нормальных семей, имеющих молодых маток. Большое значение при этом имеет и «роевая энергия» пчел: с первого же дня после формирования отводка пчелы хорошо работают и в гнезде по отстройке сотов, и в поле по сбору пыльцы и нектара.

Однако более слабые и более поздние отводки иногда не успевают полностью обеспечить себя кормом на зимовку и весенний период. В таких случаях кормовые запасы их пополняются за счет излишков меда, собранного семьями продуктивной группы.

Следовательно, из каждой семьи размножаемой группы Ковалев формирует 4—5 новых семей: одна из них — с плодной маткой, другая — с неплодной, а остальные — со зрелыми маточниками. Это значит, что пасека его может в один сезон увеличиться в 3 раза. Фактически же она увеличивается больше чем в Зраза, так как, кроме описанного способа размножения семей, Ковалев применяет и обычный способ формирования сборных отводков.

Читайте так же:  Рецепт перца с медом на зиму лечо

© 2014. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Сельская жизнь

Методы пчеловодства: Ковалева, Волоховича, Кашковского и др

  • Современный метод Ковалева
  • Метод Волоховича
  • Метод Кашковского

Главным вопросом пчеловодов является вопрос о том, как увеличить медосбор. Очень много известных пасечников предлагают методы пчеловодства для увеличения взятка. С этой целью используют метод пчеловодства Ковалева, Кашковского, Лонина и Волоховича. У них есть общие черты, но и много отличий.

Современный метод Ковалева

Основные принципы пчеловодства по Ковалеву:

  • за неделю до главного взятка из семьи изымается матка и помещается в клеточку;
  • сверху ульев ставят дополнительные магазины;
  • через неделю ульи поверяют, ведь насекомые, скорее всего, займутся стройкой свищевых маточников (если их обнаружили, то стоит произвести удаление);
  • по мере заполнения магазинов их заменяют пустыми;
  • после 30-40 дней после изоляции королеву выпускают, гнездо сокращают.

Все это делается для того, чтобы во время основного взятка в гнезде не было много печатного расплода. Сокращая яйцекладку, пчеловод все силы насекомых направляет на медосбор.

Метод Волоховича

После публикации статьи этого пчеловода вокруг метода пчеловодства и содержания пчел возникло много споров. На тот момент метод пчеловодства был немного странным.

Данный метод пчеловождения идеален для холодных местностей с сильными ветрами

Особенности способа пчеловодства Волоховича:

  • полная загрузка молодой матки работой: для этого в отводок ставят 7 рамок с разновозрастным расплодом;
  • к взятку и позже получаем очень много насекомых.

Сущность метода пчеловодства заключается в стимуляции маток для кладки яиц. Это происходит благодаря подселению к ней расплода разного возраста. Матка вынуждена быстрее работать. Таким образом, снова увеличивается семья. В зиму все семьи уходят сильными. Облет осуществляется в марте, а потом в апреле. При этом зимой может погибать много насекомых.

Метод Кашковского

Кашковский – известный пчеловод, который разработал прогрессивную систему содержания насекомых и ухода за ними с целью получения огромного урожая. В основе метода пчеловодства лежит такой принцип: прикладывать минимум усилий и получать много меда.

Соответственно, весной вместо полноценного осмотра пчеловод рекомендует бегло осмотреть ульи и не сокращать гнездо, а расширить его, а также добавить 2-3 рамки с пищей.

Касательно смены маток пчеловод опровергает необходимость замены старых маток на новых в клеточках. Он предложил самой семье вырастить и воспитать матку. С этой целью он формировал отводки и дожидался, когда пчелы сделают несколько маточников. Часть из них вырезалась, оставлял пчеловод всего 2-3 маточника. После появления маток насекомые сами выбирали самую лучшую. Это позволяет сохранить генофонд и не смешивать семьи.

Как видите, современные методы содержания пчел разных пасечников существенно отличаются, поэтому хозяин пасеки сам опытным путем выберет необходимый и самый передовой способ содержания насекомых. Во внимание берется климат, тип насекомых и количество времени, потраченного на пасеку.

Уход за пчелами — Ковалев А. М.

Книга: Уход за пчелами
Автор: Ковалев А.М.
Год: 1954
Жанр: Пчеловодство
Издательство: Государственное издательство
Формат: PDF
Страниц: 303
Язык: русский
Размер: 11,54 Мб

Описание: Цель книги «Уход за пчелами» — помочь начинающим и недостаточно квалифицированным пчеловодам овладеть техникой пчеловодства.

В книге по пчеловодству подробно описывается годичный круг пасечных работ. В основу настоящей книги положено главное правило современного передового пчеловодства — содержание сильных семей, без чего немыслима высокая доходность пасек.

Исходя из принципов мичуринского учения, пчеловодам рекомендуется создавать для семей наилучшие условия содержания, что не только обеспечивает получение высоких медосборов в данный период, но одновременно улучшает породные свойства пчел.

Для того чтобы книга была доступна начинающему пчеловоду, ее первая глава посвящена изложению наиболее общих сведений о жизни пчел и пасечных работах.

Пчеловодство по методу А. Ковалева видео

Большинство пчеловодов рано или поздно задаются вопросом: «Как увеличить количество собираемого меда семьями?». Есть разные способы. Один из них – это метод Ковалева:

  • в середине июня (за десять дней до начала главного медосбора) в сильных развитых семьях изолируют маток в специальных клеточках, а в ульи ставятся магазины (один в разрыв, а другой сверху);
  • через 8 дней ульи проверяют на наличие свищевых маточников, а при обнаружении – вырезают их;
  • после наполнения магазинов (в зависимости от силы медосбора) их заменяют на пустые;
  • спустя 30–35 дней после изоляции, матку выпускают из клеточки, магазин из разрыва ставится наверх, а гнездовой корпус отгораживается от медовых решеткой;
  • через 21 день после того, как матка выпущена, семью проверяют,гнездопри необходимости сокращают, а магазины убирают.

Эффективность метода Ковалева широко обсуждается, а его применение в работе – решение каждого пчеловода.

Ковалев А.М. Уход за пчелами

Государственное издательство сельскохозяйственной литературы
Москва — 1954

Наряду с описанием сезонных пасечных работ в книге освещены методы повышения продуктивности пчеловодства применительно к местным условиям медосбора. Эти сведения выделены в особую главу, в основу которой автором положены собранные им из разных областей страны данные, характеризующие местные условия и методы работы передовиков.

Смотрите также

Зарецкий Н.Н. Уход за пчелами

Москва, Россельхозиздат, 1981

В брошюре дано описание основных пасечных работ по уходу за пчелами в различные сезоны года, приемов наращивания сильных семей в различных системах ульев. Большое внимание уделено выбору породы пчел и племенной работы с ними, а также борьбе с варроазтозом.
Брошюра рассчитана на пчеловод.

Учебник пчеловода, Ковалев А.М., 1970

Учебник пчеловода, Ковалев А.М., 1970.

Пчелы, их зрение, обоняние, вкус и язык, Фриш К., 1955

Пчелы, их зрение, обоняние, вкус и язык, Фриш К., 1955.

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ ПЧЕЛ.

Медоносная пчела, обитающая в ульях,— насекомое общественное. В обычных ульях живет около шестидесяти тысяч пчел, но среди них есть только одна вполне развитая самка. Это пчелиная матка (рис. 1, А)—единственная особь в семье, откладывающая яйца. Самцы, пли трутни (рис. 1, В),
по размерам крупнее, но более неуклюжи, несколько бестолковы и ленивы. Все остальные обитатели улья—это рабочие пчелы (рис. 1, Б). В обычных условиях рабочие пчелы неспособны откладывать яйца, так как их яичники малы и недоразвиты; однако в остальном их следует считать самками, так как они обладают инстинктами, свойственными самкам. Рабочие пчелы кормят личинок, строят соты, убирают мусор и вылетают из улья для сбора меда и пыльцы, которыми кормится семья.

Читайте так же:  Торт с медом рецепт простой в духовке

Пчелы, шмели, осы, Короткова О., 2001

Пчелы, шмели, осы, Короткова О., 2001.

В этой книге мы расскажем о «ретивых работницах, начинающих свое дело в ослепительном сиянии солнца и завершающих его во тьме». Так охарактеризовал пчел бельгийский поэт и драматург, лауреат Нобелевской премии 1911г. Морис Метерлинк. Эти замечательные слова можно отнести и к другим представителям семейства пчелиных — шмелям. И пчелы, и шмели — общественные насекомые. Жизнь пчел, этих крылатых тружениц, столь сложна и интересна, что изучение да и просто знакомство с ней можно уподобить утолению жажды из «волшебного колодца».

Чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется. Это говорил великий знаток жизни пчел немецкий естествоиспытатель Карл Фриш. Он узнал так много, изучая поведение пчел, их зрение, обоняние, осязание и «язык» общения, что в 1973г. получил за свои открытия Нобелевскую премию. Давай же заглянем в этот «колодец» и узнаем о некоторых повадках «знакомых незнакомцев» — пчел, шмелей и ос.

Факты о пчелах

Факты о пчелах

В мире насчитывается около 20 тыс. видов пчел. Палеонтология утверждает, что пчелы в таком виде, как они представлены теперь, появились 40 миллионов лет назад.

Медоносная пчела машет крыльями со скоростью 11400 раз в минуту. Именно это создает характерное пчелиное жужжание.

Для получения ложки меда (30 г ) 200 пчел должны собирать нектар в течение дня. Примерно столько же пчел должны заниматься приемом нектара и обработкой его в улье. При этом часть пчел усиленно вентилирует гнездо, чтобы быстрее шло испарение из нектара излишней воды.

Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 6-10 млн. цветков. Сильная семья может собрать в день 5- 10 кг меда (10- 20 кг нектара).

Пчеловодство ковалев

Известный ученый, видный деятель пчеловодства, профессор Ипполит Иванович Кораблев родился в 1871 г. на Смоленщине в семье безземельного крестьянина, служившего у помещика управляющим. Отец по долгу службы ежедневно посещал поля и лес, причем его часто сопровождали сыновья, с детских лет постигавшие азы крестьянской науки. Однажды, обходя лес, они нашли в деревьях два дупла с пчелиными гнездами. Отец вырезал их и принес домой. С того времени маленький Ипполит подолгу просиживал перед колодами, не переставая удивляться четким, размеренным действиям пчелиной семьи. Именно тогда больше всего на свете ему захотелось изучить жизнь этих маленьких трудяг.

В школе маленький Ипполит учился легко и охотно. Обнаружив у мальчика большие способности, учитель посоветовал отправить его в городское училище. Шесть лет Ипполит ходил пешком за несколько верст в училище, показывая при этом отличные успехи в науках и принося домой похвальные грамоты. Закончив училище в 1889 г., он сразу же поступил на Педагогические курсы и через два года успешно сдал выпускные экзамены. Получив свидетельство на звание учителя, Ипполит Иванович начал свою педагогическую деятельность в качестве заведующего Узвозским училищем с уклоном пчеловодства и садоводства в с. Сошно Смоленской губернии. В 1897 г. он был избран «заведующим Узвозским военно-конским участком для наблюдения за правильностью поставки подвод под своз нижних чинов запаса и лошадей по расписанию № 16 для комплектования армии на случай мобилизации». В этих чинах Ипполит Иванович состоял до 1902 г., «был всегда усерден, трудолюбив, добросовестно исполнял свои обязанности при доброй нравственности». За активное участие в первой всеобщей переписи населения страны 1897 г. он был награжден специальной медалью.

Работая в училище, Ипполит Иванович приобрел четыре колоды пчел для практических занятий, но колодное пчеловодство не принесло ему удовлетворения. Рамочные ульи он впервые увидел в 1896 г. на передвижной выставке, устроенной Московским обществом акклиматизации и Измайловской пасекой, которой тогда руководил профессор Н.М.Кулагин. Ипполит Иванович с большим интересом слушал беседы Н.М.Кулагина о пчелах. Вернувшись с выставки домой с несколькими рамками в качестве образца, он собственноручно сделал рамочные ульи и пересадил в них пчел.

С 1898 до 1902 г. Ипполит Иванович обучался в Московском сельскохозяйственном институте. Все свободное от лекций и практических занятий время он уделял пчеловодству, работая под руководством Н.М.Кулагина. По окончании института Ипполита Ивановича зачислили специалистом при Департаменте земледелия и командировали в Полтаву для работы по развитию пчеловодства и шелководства в Полтавской, Черниговской и Харьковской губерниях.

В 1903 г. И.И.Кораблев обследовал состояние пчеловодства на Полтавщине, по результатам которого издал брошюру. Было установлено, что пчеловодство в этих местах велось на низком техническом уровне: господствовали дуплянки, колоды, и роебойная система, при которой ради получения меда уничтожали всю пчелиную семью. Рамочные ульи имели лишь помещики, священники, богатые казаки.

Обследование показало полное отсутствие у «пчеляков» (пчеловодов. — Авт.) знаний по рациональному пчеловодству. Поэтому вся дальнейшая деятельность Ипполита Ивановича была направлена на их распространение: организацию курсов, краткосрочных и длительных в Полтавской, Киевской и Харьковской губерниях, публикацию статей в сельскохозяйственных журналах и календарях, чтению лекций. Им был разработан план развития пчеловодства и шелководства на Украине.

В 1905 г. И.И.Кораблев обследовал состояние пчеловодства и шелководства в Бессарабии и тщательно изучил состояние пчеловодства в центральных областях России, Крыму, на Кавказе и в Средней Азии. Выступая в том же году на Всероссийском съезде пчеловодов в Москве, он сказал: «Не могу промолчать про те страшные тормоза, которые мешают распространению знаний среди народных масс многомиллионных пасынков России, которые разговаривают не на великорусском, а на своем родном языке. Именно поэтому я прошу вас, господа, высказать пожелание, чтобы Императорское Российское общество акклиматизации животных и растений подняло перед правительством вопрос о немедленном предоставлении права проводить занятия и беседы о сельском хозяйстве и его отраслях на родном для населения языке. Господа! За такое решение много миллионов людей скажет вам свое искреннее и горячее спасибо». Съезд принял решение о том, что распространять знания по пчеловодству необходимо на родном языке каждого народа.

Читайте так же:  Пирог с медом и орехами рецепт

В 1907 г. И.И.Кораблев был откомандирован из Полтавы в Умань для преподавания в местном училище пчеловодства и шелководства. Одновременно его оставили в должности специалиста при Департаменте земледелия. Будучи преподавателем, Ипполит Иванович также заведовал шелкостанцией и учебно-опытной пасекой. Он организовал при училище кабинеты пчеловодства и шелководства, а при станции и пасеке — музей. Кроме того, для народных школ было налажено изготовление учебных коллекций, препаратов и пособий по пчеловодству и шелководству. В кабинете пчеловодства специалисты давали консультации по болезням пчел и расплода. При опытной пасеке были созданы мастерские по изготовлению и испытанию новых систем ульев и инвентаря. Так, был изобретен так называемый украинский улей, который используется и сейчас на пасеках Украины. Еще И.И.Кораблев заложил опытный питомник медоносных растений. По результатам своих опытов и наблюдений за ними он написал книгу «Культура главнейших медоносных растений», которая выдержала несколько изданий и получила положительные отзывы в печати.

Особое внимание Ипполит Иванович уделял народным учителям, поскольку считал, что они играют важную роль в развитии определенных отраслей сельского хозяйства. Например, завел учитель рамочные ульи — вскоре и у крестьян появляются такие же; посадил учитель два-три деревца шелковицы, выкормил шелковичных червей — и крестьяне начинают делать то же. Поэтому ежегодно при училище садоводства И.И.Кораблев организовывал полуторамесячные курсы по пчеловодству и шелководству. В иные годы сюда съезжалось до 150 учителей из самых отдаленных губерний. Лучших из них оставляли при пасеке на годичную стажировку, после которой они становились инструкторами.

Постепенно Уманское училище стало центром, куда стекались люди, интересующиеся пчеловодством и шелководством, среди них было немало крестьян. Благодаря полученным знаниям они смогли перейти от колод к рамочным ульям и освоить прогрессивные приемы пчеловождения.

Однако педагогическая и организаторская деятельность И.И.Кораблева этим не ограничивалась. С 1912 по 1917 г. его ежегодно назначали экзаменатором Комиссии по испытанию лиц, желающих получить звание инструктора-пчеловода; привлекали к участию в экспертных комиссиях на всероссийских выставках. Он выступал с докладами на всеславянских съездах пчеловодов в Болгарии (1910 г.) и Сербии (1911 г.). Поездка на очередной съезд в Чехию не состоялась из-за начавшейся Первой мировой войны.

Работа И.И.Кораблева не осталась незамеченной. В феврале 1913 г. «заведывающему пасекой и червоводней Уманского Среднего Училища Садоводства и Земледелия Коллежскому Секретарю Ипполиту Ивановичу Кораблеву» было «предоставлено право ношения на груди Высочайше учрежденной, в память 300-летия Царствования Дома Романовых, светло-бронзовой медали», а в октябре того же года он стал кавалером ордена Святого Станислава третьей степени.

С 1921 г., когда Уманское среднее училище было преобразовано в сельскохозяйственный институт, И.И.Кораблев заведовал кафедрой пчеловодства и шелководства, на которой вел одноименный курс. Наряду с этим Ипполит Иванович развернул огромную работу по подготовке пчеловодов для колхозных пасек. Его содержательные и увлекательные лекции о пчелах с большим интересом слушали студенты и пчеловоды-практики. Почти ежедневно, особенно в воскресные дни, на пасеке Ипполита Ивановича собирались люди из окрестных сел.

В 1932 г. И.И.Кораблев был назначен деканом садового факультета. Когда бывшую при институте шелкостанцию выделили в самостоятельное преприятие, Ипполит Иванович стал по совместительству ее директором и занимал эту должность вплоть до реорганизации станции в Грен-завод на Мелитопольщине. Решением Высшей аттестационной комиссии от 16 февраля 1946 г. И.И.Кораблев был утвержден в звании профессора по кафедре пчеловодства и шелководства Уманского сельскохозяйственного института.

Обладая огромным практическим опытом и эрудицией, И.И.Кораблев написал много книг по пчеловодству. Основная его работа — «Пчеловодство» выдержала несколько изданий.

Скончался И.И.Кораблев в 1951 г. Все знавшие Ипполита Ивановича, вспоминают его с чувством глубокого уважения и признательности. Память о нем увековечена мемориальной доской на стенах Уманской сельскохозяйственной академии.

Пчеловодство выходного дня

Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уход за пчёлами, А. М. Ковалёв

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАСЕЧНЫХ РАБОТАХ

Правильно организованный уход за пчелами требует пери­одических осмотров семей, связанных с более или менее подроб­ной разборкой гнезд. При этом надо иметь в виду, что всякая разборка гнезда нарушает жизнь семьи, расстраивает слаженную работу многотысячной армии пчел и после осмотра им требу­ется значительное время на восстановление нарушенного поряд­ка. Учитывая это, пчеловод должен избегать частых осмотров семей. Каждый осмотр должен пре­следовать строго определенную цель. Ни в коем случае нельзя допускать бесцельного, ненужного копанья в ульях, что нередко делают начинающие пчеловоды. Но нельзя также оставлять пчел без всякого ухода, так как это сделает пасеку бездоходной и даже может привести к гибели пчел.

С какой целью осматривают семьи? Пчеловод открывает ульи и разбирает гнезда для того, чтобы выявить и устранить имею­щиеся недостатки, а также семьям наилучшие условия

для развития и работы. В частности, при осмотрах семей выпол­няют следующее:

1) выясняют общее состояние семей: их силу, кормообеспеченность, количество и качество расплода, санитарное состоя­ние гнезд и т. д.;

2) пополняют кормовые запасы пчел путем постановки в гне­зда резервных рамок с медом и пергой;

3) поддерживают чистоту в ульях, чистят гнезда, сменяют старые соты;

4) принимают меры к улучшению теплового режима семей в холодное время сезона путем сокращения и утепления гнезд;

5) по мере роста семей увеличивают объем гнезд, добавляя запасные соты для яйцекладки матки, а также для размещения прибавляющихся пчел;

6) принимают меры к полному использованию восковыделения пчел для отстройки новых сотов (при наличии взятка);

7) выводят и сменяют маток, формируют новые семьи пчел;

8) создают условия для бесперебойного приноса нектара пу­тем постановки в ульи свободных сотов, усиления вентиляции и своевременного отбора сотов, заполненных медом;

9) заготовляют доброкачественные кормовые запасы на зиму и создают условия для благополучной зимовки пчел.

Как часто надо осматривать семьи? Количество осмотров за сезон должно быть минимальным, но в то же время оно должно полностью обеспечивать создание семьям всех необходимых ус­ловий.

Читайте так же:  Панкейки с медом рецепт моя кофейня

Осмотры семей бывают полные, связанные с разборкой все­го гнезда, и частичные, при которых ограничиваются только отодвиганием нескольких крайних рамок. Надо организовать работу так, чтобы массовые плановые осмотры семей на пасеке с полной разборкой гнезд повторялись не более шести раз за сезон.

Кроме того, пчеловоду приходится несколько раз в течение лета открывать ульи для выполнения работ, связанных с час­тичной разборкой гнезда.

Работы эти следующие:

1) беглый осмотр семей после их выставки из зимовника — без полной разборки гнезда (только раздвигаются рамки);

2) весенняя ревизия — с полной разборкой гнезда;

3) санитарная обработка гнезда — с полной разборкой гнезда;

4) расширение гнезда — в несколько приемов без разборки гнезда (отодвигают только 2—3 крайние рамки);

5) отбор пчел и расплода для отводков — с частичной разбор­кой гнезда;

6) осмотр семей перед постановкой вторых корпусов или ма­газинов — с полной разборкой гнезда;

7) осмотр семей перед главным взятком — с полной разбор­кой гнезда;

8) отбор меда — без разборки гнезда (вынимаются рамки только из магазинов или вторых корпусов);

9) осенняя ревизия семей — с полной разборкой гнезда;

10) сборка гнезд на зиму — с полной разборкой гнезда.

В отдельных семьях приходится дополнительно разбирать гнезда для выполнения таких работ, как подготовка семьи-воспи­тательницы, получение личинок на маточное воспитание, ликви­дация роевого состояния пчел и т. д.

При каких условиях можно осматривать семьи? Расплод пчел очень чувствителен к холоду, поэтому открывать улей и разби­рать гнездо можно только в теплую, по возможности безветрен­ную погоду.

Полный осмотр семьи с разборкой всего гнезда допустим только при температуре воздуха не ниже 14° тепла (в тени). Но если работа не срочная, то с осмотром семей лучше выждать, ко­гда температура воздуха поднимется до 16—18°.

Частичный, поверхностный осмотр семей, когда рамки из улья не вынимают, а только раздвигают, можно выполнять в более холодную погоду, при температуре 12 и даже 10° тепла.

При осмотре семей в очень жаркую погоду нельзя держать рамки с расплодом прямо на солнцепеке.

Не следует осматривать семьи при сильном ветре, так как он раздражает пчел и сушит расплод.

Даже очень мелкий, моросящий дождик, хотя бы и в теплую погоду, делает невозможным осмотр семей: капельки воды, по­падая в ячейки с расплодом, вредят ему. Кроме того, при откры­вании ульев в дождь и вообще в пасмурную погоду пчелы очень раздражаются.

При отсутствии взятка во избежание пчелиного воровства семьи можно осматривать только с утра и к вечеру, когда не бы­вает вылетов пчел. Дневной осмотр семей в такое время возможен только при наличии особых при­способлений, о которых будет сказано во второй главе данной книги.

Вечернюю работу в ульях надо заканчивать до захода солнца, так как с наступлением темноты пчелы осматриваемой семьи массами пол­зут по рукам, забираются в склад­ки халата, проникают под одеж­ду, жалят пчеловода и гибнут сами.

Наиболее подходящее время для полного осмотра семей — теплый, тихий солнечный день, когда есть хотя бы небольшой взяток и большинство летных пчел находится на медосборе.

Надо избегать осматривать семьи во время главного взятка, так как это нарушает лет пчел в самое горячее время, когда дорог каждый час работы. Если осмотры семей в это время неизбежны, то их выполняют в конце дня.

Правила осмотра семей.

Перед тем как идти на пасеку, пчело­вод должен подготовить необходимые принадлежности: разож­женный дымарь, стамеску, рабочий ящик с запасом сухих дре­весных гнилушек и переносный ящик для рамок. Перед осмот­ром семей надо вымыть руки с мылом и надеть чистый халат. Пчеловод должен соблюдать личную гигиену и не допускать, чтобы от него пахло потом, луком и т. д. Следует помнить, что всякие резкие запахи раздражают пчел. Раздражает их также тем­ная, особенно шерстяная одежда. Для защиты лица от ужаления пчеловод надевает на голову сетку. Если пчелы ведут себя спокой­но, то тюль сетки держат откинутым вверх; его опускают на лицо только в том случае, если пчелы начинают беспокоить. С пчелами южных пород можно работать без сетки, так как они незлобивы.

Пчеловод никогда не должен становиться перед летком, на пути лета пчел, так как это также раздражает их. Осматривая семью, надо стоять сбоку улья, выбирая такую его сторону, чтобы лучи солнца не слепили глаз, что особенно важно при работе в сетке.

Приступая к осмотру семьи, слегка подкуривают пчел в ле­ток. Затем снимают крышку улья, удаляют подушку и, припод­няв холстик или деревянные потолочные дощечки, пускают дым сразу поверх всех рамок. После этого снова накрывают гнездо. Предварительное подкуривание заставляет пчел наполнить зо­бики медом, после чего они неспособны активно защищаться. Затем пчеловод начинает с края гнезда постепенно заворачивать холстик и вынимать рамки. Если семья занимает полный корпус, то сначала удаляют две крайние рамки в переносный ящик, а затем уже разбирают гнездо.

Плечики (ушки) рамок обычно приклеены прополисом к фаль­цам улья, и, прежде чем взять рамку, ее надо поддеть стамес­кой и слегка сдвинуть с места. Вынутую рамку держат за пле­чики отвесно, не поворачивая плашмя. Чтобы осмотреть вторую сторону рамки, ей придают такое положение, чтобы верхний бру­сок стоял вертикально, и поворачивают рамку вокруг верхнего бруска, как вокруг оси, пока не покажется ее вторая сторона (рис. 31). При осмотре рамку держат над открытым ульем, иначе можно уронить на землю молодых пчел или даже матку. Нельзя также долго держать на открытом воздухе рамки с расплодом.

В улье не открывают сразу много рамок, а, постепенно заво­рачивая холстик, открывают по 1—2 рамки, а на осмотренную часть гнезда с противоположной стороны надвигают второй хол­стик, так что остаются открытыми только осматриваемые рамки. Если вместо холстика улей закрыт деревянными потолочинами, то при осмотре семьи держат открытой только одну потолочину, над ос­матриваемой частью гнезда, тут же закрывая осмотренные рамки. Каждый раз, прежде чем вынуть рамку, на нее сверху, вдоль улочек, пускают небольшой клуб дыма. При осмотре семьи нельзя злоупотреблять дымом, так как это сильно беспокоит пчел, они волнуются и расползаются по улью.

Читайте так же:  Пчеловодство осенняя подкормка пчел

Если надо удалить с рамки пчел, то их сметают специальной щеткой или веткой. Опытный пчеловод освобождает рамку от пчел путем непосредственного стряхивания их прямо в улей, но для этого требуется навык, чтобы при стряхивании не ударить рамкой об стенку улья.

При работе с пчелами надо избегать резких движений, толч­ков, ударов по улью. Движения должны быть спокойные, плав­ные и точные. Если во время работы пчеловода ужалит пчела, то он должен спокойно поставить рамку в улей, удалить ногтем жало и на это место покурить дымом, чтобы заглушить запах яда.

Осмотрев семью, надо записать данные о ее состоянии, вы­полненных работах и отметить, что предстоит сделать в бу­дущем.

Как в семье найти матку?

Когда необходимо отыскать матку, гнездо разбирают особенно осторожно, не злоупотребляя ды­мом, чтобы пчелы не сбегали с рамок. Если матка уйдет с пче­лами на стенку или дно улья, то ее найти очень трудно; кроме того, матку на стенке улья можно нечаянно придавить рамкой.

Матку надо искать на рамках с расплодом, в первую очередь там, где есть яички. Приступая к отысканию матки, крайние рамки без расплода удаляют в переносный ящик; затем вынимают рамку за рамкой с расплодом, внимательно осматривают их, оты­скивая среди пчел матку. Осмотренные рамки ставят у стенки улья. Важно, чтобы между осмотренными и неосмотренными рам­ками оставалось широкое пространство.

Если с первого раза обнаружить матку не удалось, то про­смотр рамок повторяют. Но следует помнить, что чем дольше ищут матку, тем труднее ее найти, так как пчелы возбуждаются и начинают перебегать с рамки на рамку и расползаться по улью. Если двукратный просмотр гнезда не дал результата, то улей закрывают и дают семье успокоиться, отложив поиски матки, по крайней мере, на полчаса.

В том случае, когда матку надо почему-либо заключить в клеточку, поступают так: обнаружив матку среди пчел на рамке, осторожно берут ее пальцами правой руки за грудку или кры­лышки и пускают в заранее открытую маточную клеточку. Эта операция требует, чтобы обе руки пчеловода были свободны, поэтому ее выполняют вдвоем — один держит рамку, а второй ловит матку и заключает ее в клеточку. Пуская матку в клеточку, надо держать клеточку открытым концом вниз, так, чтобы матка поднималась по ее стенке кверху. Закрывать отверстие клеточки надо очень осторожно, чтобы не прищемить бегающую внутри матку. Если пчеловод работает один, то, обнаружив матку на соте, он накрывает ее колпачком и ставит рамку обратно в улей. Выждав момент, когда матка перейдет с сота на сетку колпачка, пчеловод берет колпачок вместе с маткой и пересаживает ее в кле­точку.

Пчеловодство ковалев

А.М.КОВАЛЕВ (1906–1984). Александр Михайлович известен не только как крупный ученый в области экономики и организации пчеловодства, автор книг по пчеловодству, но и как крупный специалист, работавший на ответственных должностях в Управлении пчеловодства Наркомата земледелия РСФСР.

В НИИ пчеловодства он пришел в 1947 г., имея за плечами большой опыт практической работы с пчелами и организаторской деятельности в отрасли. Здесь А.М.Ковалев работал в должности старшего научного сотрудника, заведующего отделом экономики и организации пчеловодного хозяйства, затем ученым секретарем, а далее заместителем директора по научной работе.

Работая специалистом Управления пчеловодства, он успешно сочетал организационно-производственную и педагогическую работу с исследовательской деятельностью.

В институте в 1958 г. он защитил диссертацию на тему «Влияние природно-экономических условий на состояние и перспективы развития пчеловодства центральных областей РСФСР», за которую ему была присвоена ученая степень кандидата сельскохозяйственных наук.

Основные работы А.М.Ковалева посвящены типизации и классификации медосборных условий, принципам рационального размещения пчел, выявлению закономерностей влияния географических и экономических факторов на уровень развития и формы пчеловодства, совершенствованию организации труда пчеловодов и повышению экономической эффективности содержания пчел на колхозных и совхозных пасеках.

Александр Михайлович — автор методик оценки медопродуктивности различных угодий и составления медового баланса пасеки. Его фундаментальный труд «Медоносные ресурсы и развитие пчеловодства в центральных районах СССР» позволил теоретически обосновать принципы районирования пчеловодства и определить перспективы концентрации и специализации отрасли в зональном разрезе.

А.М.Ковалев разработал схему развития пчеловодства по природно-экономическим районам нашей страны, выявил особенности, влияющие на состояние отрасли и обосновал перспективы ее развития. Он с другими сотрудниками занимался изучением экономики опылительного пчеловодства в хозяйствах Краснодарского края, определил методические принципы расчета рентабельности опылительных пасек.

Александр Михайлович также возглавлял работы, связанные с разработкой новой системы звеньевого обслуживания пасек, существенно повышающей производительность труда пчеловодов. Его научные изыскания были на-правлены на изучение медоносных ресурсов страны.

Перу Александра Михайловича принадлежат около 100 научных и производственных статей, он автор и соавтор более 10 книг. Широко известны его «Справочник пчеловода» (1941), выдержавший четыре издания и переведенный на эстонский, латыш-ский, белорусский и татарский языки, «Уход за пчелами», «Учебник пчеловода».

Много сил А.М.Ковалев отдавал подготовке кадров. Он преподавал в Юматов- ском пчеловодном техникуме, Московской школе пчеловодства, на Высших пчеловодных курсах, в Институте усовершенствования зоотехников-пчеловодов и т.д. Богатый практический опыт, энциклопедические знания, педагогический талант вызывали большой интерес к его лекциям у слушателей. За заслуги в области развития пчеловодства А.М.Ковалеву в 1967 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный зоотехник РСФСР».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Александр Михайлович был неординарной личностью во всем. Сотрудники института старшего поколения помнят его умение увлекательно вести беседу. Будучи блестящим докладчиком и обладая исключительной памятью и эрудицией, он всегда достойно представлял институт, выступая на совещаниях и конференциях по пчеловодству.

Пчеловодство ковалев
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here