Святые пчеловодства

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "святые пчеловодства". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Святые пчеловодства

Подвижники поставили крест и келью на горе, которую назвали Секирной, прожили там шесть лет. Герман затем уехал на Онегу, а Савватий, предчувствуюя свою кончину, поехал искать священника на побережье, где и скончался, получив причастие от игумена Нафанаила. Игумен и купец Иоанн погребли преподобного при часовне на реке Выг.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера. Он отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватии, Соловецких островах. В 1436 году они отправляются на острова, где образуется община, которая выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1456 году он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Умер Зосима в 1478 году.

В 1547 году Зосима и Савватий канонизированы и причислены к лику святых. На рубеже ХV — ХV1 века было созадно Житие Зосимы и Савватия Соловецких (от греческого hagios — «святой», grapho — «пишу»). История его написания дошла в составе самого Жития: в «Слове о сотворении жития начальник Соловецких Зосимы и Савватия». Первым основателем записей был Досифей, инок монастыря, затем его труд был дополнен и литературно обработан Спиридоном-Саввой, по настоянию Новгородского архиепископа Геннадия. В последствии Житие видоизменялось и дополнялось чудесами. Заботясь об увековечении памяти основателей обители, старцы обратились к сербскому писателю-проповеднику Льву Филологу с просьбой о создании похвальных слов о Зосиме и Савватии. Для этого была организована поездка на Афон (или в Сербию) монаха Богдана между 1533-1538 годами, которая завершилась удачно: Соловецкий монастырь получил тексты похвальных слов святым.

*** Так, из событий монастырской жизни наиболее известным является эпизод на пиру у боярыни Марфы Борецкой в Великом Новгороде, где Зосима увидел 6 бояр, сидящих без голов, что явилось предсказанием казней, учиненных Иваном III после похода на Новгород в 1471, и бед, угрожающих семье хозяйки дома.

Житийные тексты сопровождаются посмертными чудесами, в которых главным действующим лицом выступает Зосима, помогающий попавшим в беду и монахам монастыря, и жителям Беломорского побережья. Житие является одним из ранних источников, освещающих начальную историю Соловецкого монастыря и освоения Беломорья, где нашли реальное отражение суровые условия быта этого края.

Святые пчеловодства

Что делать если дергается глаз

Поиск по сайту:

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА [ стр.3 ]

3. Пчеловодство в Соловецкой Пустыни

В 1671 году пустыни было отведено 40 десятин угодий. В 1763 году кроме двух церквей в пустыни находились жилые и хозяйственные строения: сосновая строительная келья с сенями, кирпичной печью и четырьмя красными окнами, изба, где выпекался хлеб (хлебенная), иеромонашеская келья, баня братская с предбанником, три сосновых сенных сарая с двумя погребами под ними, хлебный амбар сосновый, да десять ульев с пчелами.

В середине XVIII веке монастырю уже принадлежало 249 десятин и прилегающие земли, покрытые лесами. На этих землях, с северной и западной сторон монастыря монахами был разбит большой яблоневый и вишневый сад, и устроен пчельник.

В Х1Х веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб, который сохранился до настоящего времени.

Н.Костомаров (1907 г.) писал, что монахи монастыря были гостеприимны, имена Зосимы и Савватия были самыми почитаемыми. Почему в народном благочестии эти святые считались покровителями пчеловодства? С.А.Розов считал, что объявление их покровителями произошло во времена правления царя Алексея Михайловича. В это время на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства к пасекам привел к тому, что скопление пчел на одном маленьком участке способствовало изменению приемов пчеловождения, увеличения массовой гибели пчел. Это был сложный период в пчеловодстве, период его становления. Поэтому народ искал психологическую поддержку, обращаясь к религии, к образам святых. Возможно, именно этот момент послужил широкому признанию преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства (О.Ф.Гробов).

4. Святые Отцы — покровители пчеловодства в Европе

Пахомий Великий (292 — 348/349 г.) в молодости служил в войсках императора Константина в Египте. В 315 году он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню на 10 лет. В 325 году на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого постепенно возникли еще пять. В одном из пяти настоятелем была его сестра. Пахомий осуществлял общее руководство монастырями. Он впервые сформулировал келлиотский устав (живущий своим трудом) на основе завета апостола Павла «Кто не работает, тот не должен есть». Возможно, что монастыри имели пасеки, так как должны были обеспечивать себя воском для свечей. Праздник дня святого Пахомия отмечается 15(28) мая.

Имя Зосимы православный календарь упоминает девять раз, говоря о разных лицах, живших во П — VП веках. Существует связь между упоминанием в народном месяцеслове даты — 4(17) января, которая связывается с Зосимой (Г.Д.Рыженков 1991 г.) и день преподобного мученика Зосимы (Ш и 1V века), отмечаемая церковью в этот же день.

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, происходило не ранее Х1 — ХП века после разделения церкви на православную и католическую в Х1 веке. Оно происходило самостоятельно в разных странах. У католиков покровителем пчеловодства является святой Амвросий — епископ Медиолана (Милана), живший в 340 — 397 годах.

В Праге, на Карловом мосту установлена скульптурная группа «Мадонна со святым Фомой Аквинским святым Домиником». У ног святого Фомы Ангел держит улей с медом. Этот святой является покровителем пчеловодства в Чехии. Чехи называют пчелу vcela потому, что она будто бы сидела на челе (сelo) Распятого Спасителя.

В Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета, а в православной Грузии чтили святого Георгия. По сказаниям кавказских горцев происхождение пчел таково: гром, прогневывавшийся на людей, уничтожил однажды всех пчел за исключением одной, которая была спасена Богородицей и от этого священного насекомого произошли все остальные пчелы.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми проходил постепенно в различных странах. На выбор преподобных Зосимы и Савватия оказал большое влияние расцвет Соловецкого монастыря в конце ХVП века, а также сама возможность содержания пчел в суровых условиях европейского севера. Вероятно, эта идея впервые была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и где какое-то время жил Савватий. Примечательно, что празднование дня памяти святых Зосимы с Савватия совпадает с необходимыми в северных широтах мероприятиями по постановке пчел в зимовники. Этот момент как бы подтверждает тесную связь пчеловождения и почитания святых покровителей пчеловодства.

Мёд и пчёлы в христианской традиции

1. Ранние христиане были убеждены, что молнии никогда не ударяют в улей, так как Илья-громовержец никогда не причиняет вред пчёлам. Человека, ужаленного пчелой, объявляли скрытым грешником. За нанесённый пчёлам ущерб предполагались суровые наказания, а воровство пчелиных колод приравнивалось к святотатству.

2. В христианстве пчела, благодаря своему трудолюбию, стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. О святых, прославившихся своими речами, таких как св. Амвросий и св. Иоанн Златоуст, говорится, что их слова были сладкими, как мёд. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно трудится и остаётся преданной своему улью. Улей, таким образом, является символом сплоченной религиозной общины и означает упорядоченное и благочестивое сообщество. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающую в воздухе пчелу христиане сравнивают с душой, вступающей в Царство Небесное, а тот факт, что пчёлы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.

Читайте так же:  Календарь матковода пчеловодство

3. В Болгарии в день праздника св. Варвары было принято варить кушанье с мёдом и давать детям, чтобы предохранить их от заболевания оспой.

4. В Румынии в день Сорока мучеников было принято выпекать печенье в форме пчелы, на которое ставили свечку. Только после этого все принимались за весенние полевые работы.

5. В Евангелии от Матфея (3:4) при описании жизни Иоанна Предтечи говорится: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищей его были акриды и дикий мёд». (Акриды — это плоды рожкового (хлебного) дерева).

6. Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа и посвящённый памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы. Пчеловоды в день наступления праздника, совершали обряд освящения мёда. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи и выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером, толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках подходили к пасекам и получали «ребячью долю» мёда. После получения мёда они пели:

Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!

7. Христианские святые Зосим и Савватий являются покровителями пчеловодства. К этим святым в старину обращались с молитвами о помощи при содержании пчёл. Многие распространённые в народе заговоры заканчивались фразой: «Божью помощью и преподобного Зосимы». Икона с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:

«Вот и пчельник деда Клима»
Хатка, садик и прудок — И угодника Зосима
Над калиткой образок… » (И.З. Суриков. «Дед Клим»).

Святые — покровители пчеловодства

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

С пчеловодством, этой древнейшей отраслью, связаны имена не только видных ученых, врачей, поэтов, но и многих святых. В греческой мифологии широкую известность получил Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены. В античной, а позднее во всей средневековой литературе, Аристей считался основоположником скотоводства, охоты, вино- и маслоделия, пчеловодства и вообще всего сельского хозяйства, защитником от всяческих напастей и болезней людей, растений, животных, в том числе и пчел. Аристей научил людей пчеловодству, а пчелу считал священнейшим существом, далеким от всего земного.

Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков — Амброзиус (Амбросий, Амвросий). Амброзиус — Валериус Аурелиус (339—397) родился в Трире, обучался юриспруденции, в 370 г. был назначен наместником Верхней Италии с резиденцией в Майланде (Милане). С 07.12.374 года был епископом этого города. Сочетая светскую деятельность королевского чиновника с ревностным служением церкви, своими проповедями и трудами был признан выдающимся церковным деятелем. Иконография этого святого обширна, по большей части это скульптурные изображения, в свойственной для католической церкви манере. Изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Это послужило предзнаменованием будущего величия и красноречия святого. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

Иоанн Златоуст, имеется его изображение также с атрибутом пчеловодства — ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству.

Святой Рохус (1295—1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, це- лителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святой двоице — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой. 2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий по преданию завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Однако документальных данных на этот счет не имеется. Образа с изображением этих святых встречались на каждом пчельнике.

Читайте так же:  Пчеловодство рт

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима:

Хата, садик и прудок—

И угодника Зосимы

Над калиткой образок.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Милосердный Спас всяку душу спасает, Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Зосима и Савватий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, Преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл на Соловки с Преподобным Германом в 1429 г. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года Преподобный Савватий отошел в вечность.

Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам в 1436 г. и в 1452 г. община выбирает Зосиму игуменом. Бог благословил место их поселения видением Преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к Преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался Преподобный Зосима 17 апреля 1478 года.

Торжество перенесения мощей Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским (+1569). Мощи Преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.

Зосима

В народе смешивают Зосиму-пчельника, мученика раннего христианства с Зосимой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом.

Зосим-Пчельник

В Поволжье ходило с пчельника на пчельник изустное повествование о том, как Бог Саваоф передал пчел под защиту святых Зосимы и Савватия. Народная молва гласила:

Согласно другому преданию, святой Зосима вместе со святым Савватием отправились в путешествие на Афон, откуда в набалдашнике своего посоха святой привез пчелиную матку и положил начало пчеловодству на Руси.

ВЕЛЕС (НИКОЛА) КАК ПОКРОВИТЕЛЬ ПЧЕЛОВОДСТВА

Соотнесенность Николы и водяного определяет восприятие Николы как покровителя пчеловодства. Так, в цитировавшейся выше (§ III.2.2) белорусской песне Никола ходит по лесу и сажает пчелиные рои — когда Бог спрашивает его, где он был, Никола отвечает:

— Я по полю ходзиу да росу росиу,
— Я по меже ходзиу, жито родзиу,
— Я по бору ходзиу да рои садзиу.


(Шейн, 1874, с. 99)

Характерны и заговоры пчеловодов с упоминанием Николы: “обращается моя пасека Николиною милостию, железным тыном, каменною стеною от земли до неба; покрывается моя пасека Николиною милостию, чужим пчелам чтобы пролету не было. ” (Назаров, 1911, с. 67); “ходит ко мне сам Исус Христос, носит ко мне златый престол в мою пасеку и садится на златой престол и пущает мою Николину милость в леса и болота и в чистые поля на разные цветы” (там же);

ср. также призывание имени Николы, наряду с именами “пчелиных богов” Зосимы и Савватия, в пчеловодческих заговорах и заклинаниях (Назаров, 1911, с. 59, 61). В легенде о происхождении пчел говорится, что Господь Николе обещал первый рой (Добровольский, I, с. 287); в этой легенде происхождение пчел связывается с именами Николы и Зосимы, причем если Николе не удается принести пчел из Египта, то Зосиме это удается). В Смоленской губернии “микольщина” называется “праздником свечи”, и здесь наблюдается особый обычай “сучить свечу” на Николин день, когда после молитвы Николе едят сотовый мед, жуют соты и выплевывают в чашку с водой; из этого воска выходит затем мирская свеча Николе угоднику (Максимов, XVII, с. 235; Добровольский, 1900, с. 41—51; Шейн, III, с. 182—185). О собирании денег на общую свечу в Николин день говорит Юст Юль в своих записках (Юль, 1900, с. 267).

Эта роль Николы становится понятной, если иметь в виду специальную связь пчел с водяным (И. Сахаров, II, с. 48—49; Потебня, 1865, с. 209—213; Афанасьев, I, с. 381—382; Н. Виноградов, 1904, с. 77; Топоров, 1973, с. 37, примеч. 22; Топоров, 1975, с. 25). проявляющуюся как в космологических представлениях (по русскому поверью пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото), так и в пчеловодческих обрядах (потопление первого роя или лучшего улья, просьба к водяному об успешном размножении пчел и т. п., ср. также обычай ставить пасеку у реки, чтобы водяной охранял пчел). Представление о происхождении водяного от лошади (ср. отсюда обычай держать на пасеке конскую голову — Потебня, 1865, с. 210; Н. Виноградов, 1904, с. 77) явно связано с упомянутым выше обычаем топить лошадь, принося ее в жертву водяному. Характерно, что в некоторых местах такую лошадь предварительно мажут медом (Потебня, 1865, с. 209).

Успенский Б. А. «Филологические разыскания в области славянских древностей.

Святые пчеловодства

Рекомендуем посетить сайт о пчеловодстве apiworld.ru. На сайте публикуются актуальные новости, обзоры и статьи.

Разделы: практическое пчеловодство,аналитика, презентации и анонсы.

Пчеловодство в православии

С принятием в 988 г. на Руси христианства в жизнь людей стали входить церковные праздники. В православном календаре почти каждый день отмечен именем какого-либо святого или важным событием. С такими днями крестьяне и стали связывать различные приметы или предсказания будущей погоды, основанные на длительных наблюдениях. Многие приметы относились к пчелам и занятию пчеловодством, а мед нередко использовали для приготовления обрядовых блюд.

Конечно, надо иметь в виду, что до 1492 г. новый год на Руси начинался 1 марта, с 1492 г. — 1 сентября, с 1700 г. — 1 января. Причем Петр I не только изменил дату наступления нового года, но и повелел вести летоисчисление не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. Сегодня вызывает улыбку указание императора о порядке встречи нового года: «. поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, катать с гор, а взрослым людям пьянства и

мордобоя не учинять, на то других дней хватает». В 1918 г. календарь в нашей стране перенесли на 13 дней вперед, хотя все существовавшие ранее праздники приурочены к исчислению по старому стилю. Ниже приведены даты, когда в народе вспоминают о пчелах или о меде (в скобках — по старому стилю). Но поскольку пчеловодством занимались как в южных, так и в северных регионах России, то некоторые приметы уместны только для тех мест, где они впервые появились.
Читайте так же:  Куркума с медом рецепт

6 января (24 декабря) — заключительный день Рождественского поста. В этот день варили кутью — кашу из смеси пшеницы, гороха, риса или одного из этих злаков.

7 января (25 декабря) — Рождество Христово. Все садились за общий стол и ели из чаши кутью, которую подавали с медом и изюмом. Примечали: на Рождество метель — пчелы будут хорошо роиться.

8 января (26 декабря) — второй день праздника Рождества Христова. Роженицы и бабки-повитухи собирались во время богослужения в церкви перед иконой Божией Матери, называемой «Блаженное чрево». Отслужив молебен, роженицы приглашали повитух «на кашу», приготовленную по определенному рецепту. Также полагалось посетить бабку-повитуху с детьми, которых она в свое время приняла, и оказать ей посильную помощь: воды принести, дров наколоть. После этих хлопот ребята усаживались за стол и хозяйка выставляла горшок каши, обязательно сдобренной медом.

17 января (4 января) — именины Зосимы — покровителя пчеловодов.

18 января (5 января) — Крещенский сочельник. Если снег погнет сучья на деревьях, то будет богатый урожай, пчелы станут сильно роиться.

19 января (6 января) — Крещение. Метель — к сильному роению пчел. Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идет снег, от пчел получится много роев.

4 февраля (22 января) — Тимофей-полузимник. По обычаю, в этот день проверяли пчел в омшанике. Если они в улье жужжат еле слышно, значит хорошо переносят зиму; напротив, беспокойное гудение свидетельствует о неблагополучии в пчелиной семье.

Видео (кликните для воспроизведения).

14 марта (1 марта) — Евдокия. Если лужи воды у порога, пасечники в меду купаться будут.

17 апреля (4 апреля) — Зосима. Выставляли из омшаников ульи с пчелиными семьями.

28 апреля (15 апреля) — Пуд-пчельник. Пчеловоды осматривали пасеки, выставляли своих подопечных для облета. Говорили: «На святого Пуда доставай пчел из-под спуда».

30 апреля (17 апреля) — Зосима Соловецкий, Зосима-пчельник. К этому дню, как и к дню святого Пуда, приурочивали выставку пчел: «На Зосиму-пчельника расставляй ульи из пчельника». Этот святой считается заступником пчеловодов, покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В честь преподобного Зосимы-пчельника существовали молитвы, в одной из которых говорится, как угодники Соловецкие, путешествуя по дальним странам, привезли оттуда, по велению Божию, в набалдашнике посоха пчелиную матку. Пустив ее в Русскую землю, они положили начало пчеловодству. В некоторых местах был обычай кормить пчел просфорой, освещенной накануне Богоявления, будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. На одном из ульев ставили образ святого Зосимы. В народе говорили: «Без Бога — ни до порога, а без Зосимы Савватия — ни до улья»; «Рой роится — Зосима Савватий веселится»; «Пчела знает, где мед брать»; «У кого медок и маслице — у того праздничек». Пчеловоды примечали: на какой хлеб пчела пошла, тот на зерно будет хорош; если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет — вишен не будет; мало убыли в пчелах (по выставке из омшаника) — к урожаю гречихи, и, наоборот, много убыли — гречиха не уродится.

2 июля (19 июня) Зосима, день пасечника. Считалось, что пчела жалит только грешника; без Зосимы Савватия рой пролетит мимо. На Зосиму пчелы медом запасаются. Если они быстро летят к ульям — скоро быть дождю. Пчелы становятся злее, чаще жалят — будет засуха; сидят на стенках улья — к сильной жаре. С того дня, когда пчелы начинают активно заносить мед и заливать соты, наступает главный взяток.

7 июля (24 июня) — Рождество Иоанна Крестителя (Иван Купала). В этот день говорили: «Корми меня на Ивана, сделаю из тебя пана».

9 июля (26 июня) — Тихвинская икона Божией Матери, которая пришла на Русь в 1383 г. Говорили, что на Тихвинскую пчела вылетает за медовым сбором.

2 августа (20 июля) — Пророк Илия (Ильин день). Время обновления стоянки пасеки (при кочевке на разнотравье). Пчеловоды в последний раз меняли место пасеки, чтобы обеспечить наиболее полный запас меда пчелам в зиму, мед летнего медосбора выкачивали. По такому случаю существовало присловье: «Богат, как ильинский сот». В этот день пчелы могли роиться, что для данного времени года редкое явление, но «ильинский рой и не в корысть», потому что поздний и не успевает запастись медом.

14 августа (1 августа) — Медовый Спас, праздник пчеловодов. Заламывали первые медовые соты. Не заломишь соты — соседние пчелы вытаскают весь мед. Полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед, и его разрешалось есть людям. Мед святили в церкви и, по обычаю, раздавали сладкое угощение: «На первый Спас и нищий медку попробует»; «Первый сот — сиротам, вдовам, больным». Пекли пироги с пшенной кашей и медом.

21 сентября (8 сентября) — Рождество Пресвятой Богородицы. Начинали убирать пчел к зиме.

24 сентября (11 сентября) — Федора. Уно¬сили в омшаник ульи с пчелами.

1 октября (18 сентября) — Арина. Продол¬жали убирать ульи.

2 октября (19 сентября) — Зосима и Савватий. Заканчивали убирать ульи. Начинался «лакомый стол», или «пчелиная девятина» — со 2 по 10 октября. Ежедневно утром съедали по чайной ложке меда, запивая теплой водой.

22 декабря (9 декабря) — Анна зимняя (темная). Этот день почитали беременные женщины и пчеловоды.

Н. АСТАФЬЕВ (Пчеловодство №10, 2009 стр. 57)

Святые пчеловодства

Другие легенды рассказывают, что Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской), с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П.Рожнова, 1992 г.). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т.Павлевский, 1899 г.). Икона, с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В.Иванов и В.Н.Топров (1982 г.) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой прежитки «языческой эпохи с ее «культами пчелиного бога», подлинное имя которого утрачено» у славян и у русских. Тем не менее, этот образ отождествлен с конкретными людьми, жившими в конкретную историческую эпоху.

Боги Славян

Добрый день!

Пчелич — божество пчел у славян.

Пасечник, Худ.Крамской И.Н.

ПЧЕЛИЧ — божество пчел у славян, такой небольшой местный божок-покровитель пчел.

РОДОСЛОВНАЯ: Пчелич появился в четвертом младшем роду богов. Они при жизни достигли совершенства и в посмертии стали боженятами. Согласно верованиям славян младшие боги являлись их самыми близкими предками, а старшие были первыми основателями рода. Согласно сохранившимся данным он был внуком Велеса.

ПОКРОВИТЕЛЬ ПЧЕЛОВОДОВ И ПАСЕЧНИКОВ. Пчелич не только над пчелами главным был, он и всем пасечникам помогал.

ИЗ ЛЕГЕНД: На Руси всегда почитали пчел и относились к ним с особым уважением. Им нельзя было причинять вред и тем более убивать, так как это считалось великим грехом. Такое отношение можно объяснить одной из легенд, согласно которой прародителями всех славян являлись богиня красоты и любви – Лада и Небесный пчельник, от вибраций которого Лада породила всех русичей.

Читайте так же:  Чем полезен пчелиный яд для человека

ИМЕНА: Пчелич является богом пчеловодства и имеет несколько имен. Его часто называли Бука, Бучело и помимо хранителя пчел он являлся духом страшных снов. Возможно, именно про него пели колыбельные наши предки, когда отправляли Буку ночью на конюшню кормить животных овсом или сеном, чтобы он дурными снами не нарушал покой детей. Колыбельная была своего рода заговором, отгонявшим беспокойного хранителя.

ДАТА В КАЛЕНДАРЕ: На Руси был свой пчелиный праздник, который отмечали 17 апреля. В этот день Пчеличу приносили требы, которые являлись символом любви и благодарности славян покровителю всех пчеловодов. Еще два дня, в которые приносились жертвы «сладкому богу» — это 27 июня и 3 августа. Требой Пчелича являлся мед.

ЗНАМЕНИЯ — БОРТЕВЫЕ НАСЕЧКИ.

такие насечки бортники ставили на коре, отмечая свои борти.

ПАМЯТНИКИ ПЧЕЛОВОДАМ. Есть в городе Вучково — Закарпатская область Украины и в Докучаевском парке г.Донецка.

Работа с пчелами на гербах г.Нахичивани-на-Дону, г.Тамбова и Земетчинского района Пензинской области

Работа бортника-пасечника и Пчелыча нашла свое отражение и в геральдике.

Герб Пестравского района Самарской области.

Это не только пчелы, по и и ульи, и даже борть.

На гербе с.Бортники, Украина — украинский улей.

.ПЧЕЛОВОДЫ Преподобные Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства и хранителями пчел. На Руси их так и называли – пчельники. Кроме того покровителем производителей меда является и Иоанн Предтеча Готовя себя к великому служению постом и молитвой, он носил грубую одежду и питался лишь диким медом.

ВУЧКОВО. В 2006 г. на территории пчеловодческого хозяйства был установлен памятник карпатской пчеле.

Работа по созданию пасеки чистопородных высокопродуктивных пчёл типа «Вучковский» проводились с 1988 года на высокогорной пасеке в с.Вучковое Межгорского района Закарпатской области.
В процессе работы по созданию пасеки было отобрано несколько десятков неродственных пчелосемей с пасек Межгорского района и Мукачевского племпчелосовхоза. Путём аналитической селекции в 1989 году были выделены пчелиные семьи с повышенной яйценоскостью маток и силой семей соответственно на 44,1 и 66,7% и медовой продуктивностью на 47,3%. От этих семей выводились матки для замены тех, которые не представляли племенной ценности.
Таким образом, в 1993 году была создана пасека чистопородных карпатских пчёл и воплощена в жизнь разработанная в отделе программа селекции пчёл в полузакрытой микропопуляции. Наименьшую изменчивость у пчел имеют экстерьерные признаки и масса маток (Cw-1- 6%), поэтому замеряют соотношение отрезков третьей кубитальной ячейки переднего крыла пчелы.
В результате её реализации было создано ряд неродственных селекционных (генеалогических) групп, которые существуют и в нынешнее время.

ДОКУЧАЕВО. Святые покровители пчеловодства – Зосима и Савватий – изображены в памятнике, открытом протоиереем Никитой Панасюком в Докучаевском парке 22 октября 2010г. города Донецк. Кованные пчёлы, две фигурки медведей – с ульём в руках и с бочонком меда, изготовлены благодаря жителям города. После открытия присутствующих угощали медовыми пряниками, чаем с мёдом. Слова, выбитые на камне: «Пчела – друг человека, обладающая трудолюбием, добропорядочностью, самоотверженностью, чистоплотностью, справедливостью, чувством дружбы, что должно быть не чуждо современному человеку». И правда, должно быть не чуждо…

Статья в стадии разработки

8 thoughts on “ Пчелич — божество пчел у славян. ”

Kакой символ был у пчелича какая руна символизирует пчелича.как приносить требы пчеличу?

Пчелич не был верховным богом, и идолов его на капищах не был. Был он для пасеки примерно тем же, что и Домовой для дома. И требы ему приносились там же — на пасеке, или у дупл-бортей — деревьев с ульями.
Определенной руны и символа у Пчелича не было, а вот сама пчела у славян Любовь символизировала — ибо сочетала она сладость меда с горечью яда.

Хотя — иногда за символы Пчелича, за его руны принимают бортевые насечки — знамения. Но это не верно. Насечки — это всего лишь личный знак данного бортника, а не самого Пчелыча.

Ну и имена у них были. У пчел — Пчелич, у стрекоз — что Стрекозыч, а у бабочек кто?

Пусть у стрекоз будет Главная Стрекозка, а у бабочек — Королева Бабочек, хорошо?

Святые покровители Пчеловодства Зосима и Савватий. Пчеловодство для начинающих.

Святые покровители Пчеловодства Зосима и Савватий. Пчеловодство для начинающих.
http://portalznakomstv.com Портал Знакомств для реальных встреч. Заходи и знакомься
https://vk.com/silanarodarf Сила Народа ВК
https://vk.com/sotmed Союз Пчеловодов Сотовый Мёд
http://вощина.com Вощина Максимум Люкс
https://vk.com/id410834759 Все виды упаковки для продуктов пчеловодства +7 920 809 9904 Роман Антохин.
https://vk.com/id11435532 Все виды рамок для ульев включая рамки для Сотового Мёда тел. +7 912 700 4193 Андрей Ситников.
—————————————————————-
По вопросам заказа Пчелосемей Карника с моей Пасеки и размещения Вашей рекламы в » Бегущей Строке » пишите сюда https://vk.com/remgrand или [email protected] Роман Колотовкин.
—————————————————————-

Видео Святые покровители Пчеловодства Зосима и Савватий. Пчеловодство для начинающих. канала Сила Народа

Святые пчеловодства

О святых покровителях русского пчеловодства

У русского народа покровителями пчеловодства считались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. По народным преданиям, с ними связывали появление пчел на Руси из заморских стран. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской) с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П. Рожнова, 1992). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т. Павлевский, 1899). Икона с изображением этих святых являлась неотъемлемой принадлежностью многих пасек.

Вот и пчельник деда Клима:

Хатка, садик и прудок —

И угодника Зосима

Над калиткой образок.

(И.3. СУРИКОВ. «ДЕД КЛИМ»)

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (1982) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее культами пчелиного бога, подлинное имя которого утрачено» у славян, и в частности у русских. Вместе с тем этот образ отождествлен народом с конкретными историческими лицами.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. После продолжительного пребывания в обители, в поисках «безмолвного» жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако он здесь также не находит удовлетворения и ищет уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей Савватий узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, ранее бывавшим на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429г. приезжают на Соловки. Подвижники поселились около горы Секирной, поставили крест и келию и прожили на пустынном острове шесть лет. После отъезда Германа на Онегу Савватий почувствовал себя плохо и переправился на Карельский берег, где вскоре умер в деревне Сороки 27 сентября 1435г.

Читайте так же:  Пчеловодство правила содержания

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватий, их жизни на Соловецких островах. В 1436г. Зосима вместе с Германом отправились на Соловки. Вскоре вокруг них собрались последователи. В 1452г. образовавшаяся община выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1465г. он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Зосима умер в 1478г. В 1547г. Зосима и Савватий канонизированы Собором и причислены к лику святых.

В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV—XVIвв. отсутствовало. Патерик Соловецкий, XVII в., описывая жизнь первых монахов-поселенцев, указывает, что они «тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся». Согласно описи 1549г., в обители были три скромные деревянные церкви, скотный двор, три соляные варницы, три мельницы, рыболовные тони, двадцать судов. Наибольший расцвет Соловецкого монастыря пришелся на середину XVIIв. К этому времени он, по словам патриарха Никона, становится третьим по значению на Руси и «великой царской крепостью» (В.Ф. Андреев, 1986; В.В. Скопин,1991г.).

О пчеловодстве нет упоминаний и в актах Соловецкого монастыря за XV—XVI столетия. Необходимые продукты закупались на стороне. Так, в государевой грамоте от 29 января 1559г. (№241) записано: «От царя и великого князя Ивана Васильевича . Прислал к нам бити челом Соловецкого монастыря игумен Филипп з братьею монастырского слугу Трофимку Моисеева, а сказывает: Надобе деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год. по двести пуд меду. и воску» . Однако в XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня (В.В. Скопин, 1991г.).

В это время имелись и объективные причины в необходимости появления покровителей пчеловодства. В XVIIв. на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства, где гнезда разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, к скоплению их на ограниченном участке пасеки потребовал не только изменения отдельных приемов пчеловождения, но и увеличил угрозу заболеваний, массовой гибели пчел. Уверенность, психологическую поддержку народ искал прежде всего в образах святых, и, вероятно, этот момент и определил широкое признание преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства.

Необходимо также учитывать, что XVIIв. Является эпохой реформы патриарха Никона, когда было проведено сличение и устранены накопившиеся за многие столетия разногласия в западном и восточном православии. От работающих над исправлениями не могло укрыться, что у западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIVв., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети. при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима. умножи. благо. » (И. Петков, 1990).

Православный календарь в отношении личности Пахомия не оставляет никаких сомнений. Ко времени написания текста этой молитвы на табличке был известен преподобный Пахомий Великий (292—348/349 г.), празднование дня которого отмечается 15(28) мая. Преподобный Пахомий в молодости служил в войсках императора Константина на территории Египта. В 315г. он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню, где проводит 10 лет. В 325г. на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого возникают еще пять других, в том числе один женский, управляемый его сестрой. Преподобный Пахомий, осуществляя общее руководство этими монастырями, впервые формулирует устав келлиотского (живущего своим трудом) монастыря на основе завета апостола Павла: «Кто не работает, тот не должен есть» (Н. Тальберг, 1991 ; Ю.Н. Бураков, 1991, и др.). Конечно, как первые, так последующие монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были меть пасеки, учитывая необходимость обеспечения себя воском для свечей. Возможно, они были созданы Пахомием при монастырях, читывая традиционность пчеловодства в Египте.

Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VIIвв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IVвв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства (Г.Д. Рыженков, 1991).

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, произошло не ранее XI—XIIвв., после разделения церкви на православную и католическую в XIв. Оно происходило самостоятельно в различных странах. У многих народов Европы, исповедующих католицизм, покровителем пчеловодства являются святой Амвросий (Амбросий) — епископ Медиолана (Милана), живший в 340—397гг.; в Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета (Е. Крейн, 1983), а в православной Грузии чтили святого Георгия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми происходил постепенно в различных странах. На территории России такими покровителями в XVIIв. стали местные святые Зосима и Савватий, вытеснившие ранее существовавших у западных славян покровителей Зосиму и Пахомия. При этом сохранились первое имя и число святых. Следует отметить аналогию в лице покровителей коневодства в России — святых Флора и Лавра. На выбор преподобных Зосимы и Савватия в качестве покровителей пчеловодства в нашей стране оказал большое влияние не только расцвет Соловецкого монастыря в XVIIв., но и поразительный для народа факт возможности содержания пчел на севере страны. Очевидно, впервые эта идея была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и в свое время жил Савватий. Совпадения дат памяти этих святых в православном календаре с необходимыми в северных широтах приемами выставки и постановки семей пчел в зимовники как бы подтверждали значимость святых Зосимы и Савватя как покровителей пчеловодства.

Святые пчеловодства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here