Святые покровители пчеловодства

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "святые покровители пчеловодства". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

Святые покровители пчеловодства

МОЛИТВА О ПЧЕЛАХ

Ты обещал дать израильтянам землю,
текущую медом и молоком.
Ты дал святому Иоанну Крестителю
на пропитание дикий мед в пустыне.
Ты, Боже, Сотворителю и Господине всего
сущего на небесах и на земле,
поблагослови нашу пасеку,
храни ее, Господи, от всякого вреда
и дай, чтобы мы, пользуясь ею,
благословили Тебя, дарителя всяких благ.

Святые покровители пчеловодства

Подвижники поставили крест и келью на горе, которую назвали Секирной, прожили там шесть лет. Герман затем уехал на Онегу, а Савватий, предчувствуюя свою кончину, поехал искать священника на побережье, где и скончался, получив причастие от игумена Нафанаила. Игумен и купец Иоанн погребли преподобного при часовне на реке Выг.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера. Он отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватии, Соловецких островах. В 1436 году они отправляются на острова, где образуется община, которая выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1456 году он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Умер Зосима в 1478 году.

В 1547 году Зосима и Савватий канонизированы и причислены к лику святых. На рубеже ХV — ХV1 века было созадно Житие Зосимы и Савватия Соловецких (от греческого hagios — «святой», grapho — «пишу»). История его написания дошла в составе самого Жития: в «Слове о сотворении жития начальник Соловецких Зосимы и Савватия». Первым основателем записей был Досифей, инок монастыря, затем его труд был дополнен и литературно обработан Спиридоном-Саввой, по настоянию Новгородского архиепископа Геннадия. В последствии Житие видоизменялось и дополнялось чудесами. Заботясь об увековечении памяти основателей обители, старцы обратились к сербскому писателю-проповеднику Льву Филологу с просьбой о создании похвальных слов о Зосиме и Савватии. Для этого была организована поездка на Афон (или в Сербию) монаха Богдана между 1533-1538 годами, которая завершилась удачно: Соловецкий монастырь получил тексты похвальных слов святым.

*** Так, из событий монастырской жизни наиболее известным является эпизод на пиру у боярыни Марфы Борецкой в Великом Новгороде, где Зосима увидел 6 бояр, сидящих без голов, что явилось предсказанием казней, учиненных Иваном III после похода на Новгород в 1471, и бед, угрожающих семье хозяйки дома.

Житийные тексты сопровождаются посмертными чудесами, в которых главным действующим лицом выступает Зосима, помогающий попавшим в беду и монахам монастыря, и жителям Беломорского побережья. Житие является одним из ранних источников, освещающих начальную историю Соловецкого монастыря и освоения Беломорья, где нашли реальное отражение суровые условия быта этого края.

Святые покровители пчеловодов

  • Зосима и Савватий
    30 Январь 2018

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30/17 апреля) и св. Савватия (27 сентября/10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон

Грузинская богиня Дали — покровительница диких животных

Пахомий Великий (292 — 348/349 г.) считается покровителем пчеловодства в Европе. В молодости он служил в войсках императора Константина (в Египте). В 315 году ушел со службы, крестится и удалился на 10 лет в пустыню.

Святой Карл Борромео. Принимал участие в реформе Церкви в XVI-ом веке, настоятель католического храма, был известен своей борьбой против чумы, иногда изображался с медовым сотом.

В Болгарии Святого Харлампия считают покровителем пчеловодов. День памяти Святого Харлампия в Болгарии – это праздник пчеловодов и пчел. В болгарском народном календаре этот день называется Хараланбей, Араланбей, Хараламповден, Чуминден. Согласно христианской веры, он исцелял болезни, в основном лечил от чумы. В этот день месят хлеб с медом для здоровья, приносит мед для освящения в церковь, чтобы иметь здоровье и мед круглый год. Считается, что этот мед приобретает целебные свойства и поэтому должен быть сохранен для специальных случаев в течение всего года.

По поверьям, Анана-Гунда выступает иногда в облике пчелиной матки. Она пребывает в местах, где во множестве водятся дикие пчёлы. Таким местом, к примеру, считали большую скалу в ущелье реки Гумисты, около Сухуми, называя Анантвара («место сидения Ананы»). Скала почиталась священной — на нее было запрещено подниматься. Согласно легенде, только самым удачливым людям удавалось увидеть Анану Гунду среди великого множества пчел на священной скале в ущелье реки Гумисты близ Сухуми.
По словам некоторых, Анана-Гунда одновременно счи­талась покровительницей женщин и (. )

Настоятельница монастыря святая Гобнета в Ирландии

Святой Рохус в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом.

Святой Амвросий. Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков (Амброзиус, Амвросий, Амброзий, Абмрозия, Амброзина Амбросий). От греческого имени (Амбросиос) – «бессмертный». В христианской традиции особо почитается святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский), богослов, проповедник и сочинитель церковных гимнов.

Святой Фома Аквинский считается покровителем пчеловодства в Чехии. Пчелу там называют vcela, т.к. по легенде будто бы она сидела на челе (сelo) Распятого Спасителя.

Святые покровители пчеловодов

Святой Амвросий. Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков (Амброзиус, Амвросий, Амброзий, Абмрозия, Амброзина Амбросий). От греческого имени (Амбросиос) – «бессмертный». В христианской традиции особо почитается святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский), богослов, проповедник и сочинитель церковных гимнов.

Настоятельница монастыря святая Гобнета в Ирландии

Святой Бернард из Клерво — покровитель пчеловодов во Франции. Обычно его называли «Медовым», т.е. «сладчайшим» учителем — «doctor mellifluus».

Святой Рохус в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом.

Святой Карл Борромео. Принимал участие в реформе Церкви в XVI-ом веке, настоятель католического храма, был известен своей борьбой против чумы, иногда изображался с медовым сотом.

Зосима-пчельник — покровитель и заступник пчеловодов в России и на Украине.

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30/17 апреля) и св. Савватия (27 сентября/10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон

Святой Валентин в католической традичии считается покровителем пчеловодов, но эта связь неявная. Возможно, это связано с тем, что он смешивал горькие микстуры с вином, молоком или медом. Или же это связано с поведением птиц и пчел, т.к. 14 февраля начинались «бракосочетания» многих птиц.

Читайте так же:  Пышки с медом рецепт на дрожжах

В Болгарии и на Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, целителем людей.

По преданию, когда Модомнок вернулся в Ирландию после своего обучения у преподобного святого Давида Валлийского, пчёлы покинули Уэльс, чтобы последовать за ним. По этой легенде считается, что именно в те времена пчёлы появились в Ирландии

Святые покровители пчеловодства

Другие легенды рассказывают, что Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской), с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П.Рожнова, 1992 г.). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т.Павлевский, 1899 г.). Икона, с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В.Иванов и В.Н.Топров (1982 г.) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой прежитки «языческой эпохи с ее «культами пчелиного бога», подлинное имя которого утрачено» у славян и у русских. Тем не менее, этот образ отождествлен с конкретными людьми, жившими в конкретную историческую эпоху.

Святые покровители пчеловодства

О святых покровителях русского пчеловодства

У русского народа покровителями пчеловодства считались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. По народным преданиям, с ними связывали появление пчел на Руси из заморских стран. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской) с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П. Рожнова, 1992). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т. Павлевский, 1899). Икона с изображением этих святых являлась неотъемлемой принадлежностью многих пасек.

Вот и пчельник деда Клима:

Хатка, садик и прудок —

И угодника Зосима

Над калиткой образок.

(И.3. СУРИКОВ. «ДЕД КЛИМ»)

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (1982) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее культами пчелиного бога, подлинное имя которого утрачено» у славян, и в частности у русских. Вместе с тем этот образ отождествлен народом с конкретными историческими лицами.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. После продолжительного пребывания в обители, в поисках «безмолвного» жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако он здесь также не находит удовлетворения и ищет уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей Савватий узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, ранее бывавшим на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429г. приезжают на Соловки. Подвижники поселились около горы Секирной, поставили крест и келию и прожили на пустынном острове шесть лет. После отъезда Германа на Онегу Савватий почувствовал себя плохо и переправился на Карельский берег, где вскоре умер в деревне Сороки 27 сентября 1435г.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватий, их жизни на Соловецких островах. В 1436г. Зосима вместе с Германом отправились на Соловки. Вскоре вокруг них собрались последователи. В 1452г. образовавшаяся община выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1465г. он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Зосима умер в 1478г. В 1547г. Зосима и Савватий канонизированы Собором и причислены к лику святых.

В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV—XVIвв. отсутствовало. Патерик Соловецкий, XVII в., описывая жизнь первых монахов-поселенцев, указывает, что они «тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся». Согласно описи 1549г., в обители были три скромные деревянные церкви, скотный двор, три соляные варницы, три мельницы, рыболовные тони, двадцать судов. Наибольший расцвет Соловецкого монастыря пришелся на середину XVIIв. К этому времени он, по словам патриарха Никона, становится третьим по значению на Руси и «великой царской крепостью» (В.Ф. Андреев, 1986; В.В. Скопин,1991г.).

О пчеловодстве нет упоминаний и в актах Соловецкого монастыря за XV—XVI столетия. Необходимые продукты закупались на стороне. Так, в государевой грамоте от 29 января 1559г. (№241) записано: «От царя и великого князя Ивана Васильевича . Прислал к нам бити челом Соловецкого монастыря игумен Филипп з братьею монастырского слугу Трофимку Моисеева, а сказывает: Надобе деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год. по двести пуд меду. и воску» . Однако в XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня (В.В. Скопин, 1991г.).

Читайте так же:  Мед с чесноком рецепт

В это время имелись и объективные причины в необходимости появления покровителей пчеловодства. В XVIIв. на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства, где гнезда разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, к скоплению их на ограниченном участке пасеки потребовал не только изменения отдельных приемов пчеловождения, но и увеличил угрозу заболеваний, массовой гибели пчел. Уверенность, психологическую поддержку народ искал прежде всего в образах святых, и, вероятно, этот момент и определил широкое признание преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства.

Необходимо также учитывать, что XVIIв. Является эпохой реформы патриарха Никона, когда было проведено сличение и устранены накопившиеся за многие столетия разногласия в западном и восточном православии. От работающих над исправлениями не могло укрыться, что у западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIVв., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети. при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима. умножи. благо. » (И. Петков, 1990).

Православный календарь в отношении личности Пахомия не оставляет никаких сомнений. Ко времени написания текста этой молитвы на табличке был известен преподобный Пахомий Великий (292—348/349 г.), празднование дня которого отмечается 15(28) мая. Преподобный Пахомий в молодости служил в войсках императора Константина на территории Египта. В 315г. он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню, где проводит 10 лет. В 325г. на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого возникают еще пять других, в том числе один женский, управляемый его сестрой. Преподобный Пахомий, осуществляя общее руководство этими монастырями, впервые формулирует устав келлиотского (живущего своим трудом) монастыря на основе завета апостола Павла: «Кто не работает, тот не должен есть» (Н. Тальберг, 1991 ; Ю.Н. Бураков, 1991, и др.). Конечно, как первые, так последующие монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были меть пасеки, учитывая необходимость обеспечения себя воском для свечей. Возможно, они были созданы Пахомием при монастырях, читывая традиционность пчеловодства в Египте.

Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VIIвв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IVвв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства (Г.Д. Рыженков, 1991).

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, произошло не ранее XI—XIIвв., после разделения церкви на православную и католическую в XIв. Оно происходило самостоятельно в различных странах. У многих народов Европы, исповедующих католицизм, покровителем пчеловодства являются святой Амвросий (Амбросий) — епископ Медиолана (Милана), живший в 340—397гг.; в Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета (Е. Крейн, 1983), а в православной Грузии чтили святого Георгия.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми происходил постепенно в различных странах. На территории России такими покровителями в XVIIв. стали местные святые Зосима и Савватий, вытеснившие ранее существовавших у западных славян покровителей Зосиму и Пахомия. При этом сохранились первое имя и число святых. Следует отметить аналогию в лице покровителей коневодства в России — святых Флора и Лавра. На выбор преподобных Зосимы и Савватия в качестве покровителей пчеловодства в нашей стране оказал большое влияние не только расцвет Соловецкого монастыря в XVIIв., но и поразительный для народа факт возможности содержания пчел на севере страны. Очевидно, впервые эта идея была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и в свое время жил Савватий. Совпадения дат памяти этих святых в православном календаре с необходимыми в северных широтах приемами выставки и постановки семей пчел в зимовники как бы подтверждали значимость святых Зосимы и Савватя как покровителей пчеловодства.

Святые — покровители пчеловодства

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

С пчеловодством, этой древнейшей отраслью, связаны имена не только видных ученых, врачей, поэтов, но и многих святых. В греческой мифологии широкую известность получил Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены. В античной, а позднее во всей средневековой литературе, Аристей считался основоположником скотоводства, охоты, вино- и маслоделия, пчеловодства и вообще всего сельского хозяйства, защитником от всяческих напастей и болезней людей, растений, животных, в том числе и пчел. Аристей научил людей пчеловодству, а пчелу считал священнейшим существом, далеким от всего земного.

Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков — Амброзиус (Амбросий, Амвросий). Амброзиус — Валериус Аурелиус (339—397) родился в Трире, обучался юриспруденции, в 370 г. был назначен наместником Верхней Италии с резиденцией в Майланде (Милане). С 07.12.374 года был епископом этого города. Сочетая светскую деятельность королевского чиновника с ревностным служением церкви, своими проповедями и трудами был признан выдающимся церковным деятелем. Иконография этого святого обширна, по большей части это скульптурные изображения, в свойственной для католической церкви манере. Изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Это послужило предзнаменованием будущего величия и красноречия святого. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

Читайте так же:  Бальзам 911 с пчелиным ядом

Иоанн Златоуст, имеется его изображение также с атрибутом пчеловодства — ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству.

Святой Рохус (1295—1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, це- лителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святой двоице — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой. 2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий по преданию завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Однако документальных данных на этот счет не имеется. Образа с изображением этих святых встречались на каждом пчельнике.

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима:

Хата, садик и прудок—

И угодника Зосимы

Над калиткой образок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Милосердный Спас всяку душу спасает, Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Святые покровители пчеловодства

Что делать если дергается глаз

Поиск по сайту:

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА [ стр.3 ]

3. Пчеловодство в Соловецкой Пустыни

В 1671 году пустыни было отведено 40 десятин угодий. В 1763 году кроме двух церквей в пустыни находились жилые и хозяйственные строения: сосновая строительная келья с сенями, кирпичной печью и четырьмя красными окнами, изба, где выпекался хлеб (хлебенная), иеромонашеская келья, баня братская с предбанником, три сосновых сенных сарая с двумя погребами под ними, хлебный амбар сосновый, да десять ульев с пчелами.

В середине XVIII веке монастырю уже принадлежало 249 десятин и прилегающие земли, покрытые лесами. На этих землях, с северной и западной сторон монастыря монахами был разбит большой яблоневый и вишневый сад, и устроен пчельник.

В Х1Х веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб, который сохранился до настоящего времени.

Н.Костомаров (1907 г.) писал, что монахи монастыря были гостеприимны, имена Зосимы и Савватия были самыми почитаемыми. Почему в народном благочестии эти святые считались покровителями пчеловодства? С.А.Розов считал, что объявление их покровителями произошло во времена правления царя Алексея Михайловича. В это время на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства к пасекам привел к тому, что скопление пчел на одном маленьком участке способствовало изменению приемов пчеловождения, увеличения массовой гибели пчел. Это был сложный период в пчеловодстве, период его становления. Поэтому народ искал психологическую поддержку, обращаясь к религии, к образам святых. Возможно, именно этот момент послужил широкому признанию преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства (О.Ф.Гробов).

4. Святые Отцы — покровители пчеловодства в Европе

Пахомий Великий (292 — 348/349 г.) в молодости служил в войсках императора Константина в Египте. В 315 году он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню на 10 лет. В 325 году на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого постепенно возникли еще пять. В одном из пяти настоятелем была его сестра. Пахомий осуществлял общее руководство монастырями. Он впервые сформулировал келлиотский устав (живущий своим трудом) на основе завета апостола Павла «Кто не работает, тот не должен есть». Возможно, что монастыри имели пасеки, так как должны были обеспечивать себя воском для свечей. Праздник дня святого Пахомия отмечается 15(28) мая.

Имя Зосимы православный календарь упоминает девять раз, говоря о разных лицах, живших во П — VП веках. Существует связь между упоминанием в народном месяцеслове даты — 4(17) января, которая связывается с Зосимой (Г.Д.Рыженков 1991 г.) и день преподобного мученика Зосимы (Ш и 1V века), отмечаемая церковью в этот же день.
Читайте так же:  Пчелы продукты пчеловодства

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, происходило не ранее Х1 — ХП века после разделения церкви на православную и католическую в Х1 веке. Оно происходило самостоятельно в разных странах. У католиков покровителем пчеловодства является святой Амвросий — епископ Медиолана (Милана), живший в 340 — 397 годах.

В Праге, на Карловом мосту установлена скульптурная группа «Мадонна со святым Фомой Аквинским святым Домиником». У ног святого Фомы Ангел держит улей с медом. Этот святой является покровителем пчеловодства в Чехии. Чехи называют пчелу vcela потому, что она будто бы сидела на челе (сelo) Распятого Спасителя.

В Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета, а в православной Грузии чтили святого Георгия. По сказаниям кавказских горцев происхождение пчел таково: гром, прогневывавшийся на людей, уничтожил однажды всех пчел за исключением одной, которая была спасена Богородицей и от этого священного насекомого произошли все остальные пчелы.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми проходил постепенно в различных странах. На выбор преподобных Зосимы и Савватия оказал большое влияние расцвет Соловецкого монастыря в конце ХVП века, а также сама возможность содержания пчел в суровых условиях европейского севера. Вероятно, эта идея впервые была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и где какое-то время жил Савватий. Примечательно, что празднование дня памяти святых Зосимы с Савватия совпадает с необходимыми в северных широтах мероприятиями по постановке пчел в зимовники. Этот момент как бы подтверждает тесную связь пчеловождения и почитания святых покровителей пчеловодства.

Боги Славян

Добрый день!

Пчелич — божество пчел у славян.

Пасечник, Худ.Крамской И.Н.

ПЧЕЛИЧ — божество пчел у славян, такой небольшой местный божок-покровитель пчел.

РОДОСЛОВНАЯ: Пчелич появился в четвертом младшем роду богов. Они при жизни достигли совершенства и в посмертии стали боженятами. Согласно верованиям славян младшие боги являлись их самыми близкими предками, а старшие были первыми основателями рода. Согласно сохранившимся данным он был внуком Велеса.

ПОКРОВИТЕЛЬ ПЧЕЛОВОДОВ И ПАСЕЧНИКОВ. Пчелич не только над пчелами главным был, он и всем пасечникам помогал.

ИЗ ЛЕГЕНД: На Руси всегда почитали пчел и относились к ним с особым уважением. Им нельзя было причинять вред и тем более убивать, так как это считалось великим грехом. Такое отношение можно объяснить одной из легенд, согласно которой прародителями всех славян являлись богиня красоты и любви – Лада и Небесный пчельник, от вибраций которого Лада породила всех русичей.

ИМЕНА: Пчелич является богом пчеловодства и имеет несколько имен. Его часто называли Бука, Бучело и помимо хранителя пчел он являлся духом страшных снов. Возможно, именно про него пели колыбельные наши предки, когда отправляли Буку ночью на конюшню кормить животных овсом или сеном, чтобы он дурными снами не нарушал покой детей. Колыбельная была своего рода заговором, отгонявшим беспокойного хранителя.

ДАТА В КАЛЕНДАРЕ: На Руси был свой пчелиный праздник, который отмечали 17 апреля. В этот день Пчеличу приносили требы, которые являлись символом любви и благодарности славян покровителю всех пчеловодов. Еще два дня, в которые приносились жертвы «сладкому богу» — это 27 июня и 3 августа. Требой Пчелича являлся мед.

ЗНАМЕНИЯ — БОРТЕВЫЕ НАСЕЧКИ.

такие насечки бортники ставили на коре, отмечая свои борти.

ПАМЯТНИКИ ПЧЕЛОВОДАМ. Есть в городе Вучково — Закарпатская область Украины и в Докучаевском парке г.Донецка.

Работа с пчелами на гербах г.Нахичивани-на-Дону, г.Тамбова и Земетчинского района Пензинской области

Работа бортника-пасечника и Пчелыча нашла свое отражение и в геральдике.

Герб Пестравского района Самарской области.

Это не только пчелы, по и и ульи, и даже борть.

На гербе с.Бортники, Украина — украинский улей.

.ПЧЕЛОВОДЫ Преподобные Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства и хранителями пчел. На Руси их так и называли – пчельники. Кроме того покровителем производителей меда является и Иоанн Предтеча Готовя себя к великому служению постом и молитвой, он носил грубую одежду и питался лишь диким медом.

ВУЧКОВО. В 2006 г. на территории пчеловодческого хозяйства был установлен памятник карпатской пчеле.

Работа по созданию пасеки чистопородных высокопродуктивных пчёл типа «Вучковский» проводились с 1988 года на высокогорной пасеке в с.Вучковое Межгорского района Закарпатской области.
В процессе работы по созданию пасеки было отобрано несколько десятков неродственных пчелосемей с пасек Межгорского района и Мукачевского племпчелосовхоза. Путём аналитической селекции в 1989 году были выделены пчелиные семьи с повышенной яйценоскостью маток и силой семей соответственно на 44,1 и 66,7% и медовой продуктивностью на 47,3%. От этих семей выводились матки для замены тех, которые не представляли племенной ценности.
Таким образом, в 1993 году была создана пасека чистопородных карпатских пчёл и воплощена в жизнь разработанная в отделе программа селекции пчёл в полузакрытой микропопуляции. Наименьшую изменчивость у пчел имеют экстерьерные признаки и масса маток (Cw-1- 6%), поэтому замеряют соотношение отрезков третьей кубитальной ячейки переднего крыла пчелы.
В результате её реализации было создано ряд неродственных селекционных (генеалогических) групп, которые существуют и в нынешнее время.

ДОКУЧАЕВО. Святые покровители пчеловодства – Зосима и Савватий – изображены в памятнике, открытом протоиереем Никитой Панасюком в Докучаевском парке 22 октября 2010г. города Донецк. Кованные пчёлы, две фигурки медведей – с ульём в руках и с бочонком меда, изготовлены благодаря жителям города. После открытия присутствующих угощали медовыми пряниками, чаем с мёдом. Слова, выбитые на камне: «Пчела – друг человека, обладающая трудолюбием, добропорядочностью, самоотверженностью, чистоплотностью, справедливостью, чувством дружбы, что должно быть не чуждо современному человеку». И правда, должно быть не чуждо…

Статья в стадии разработки

8 thoughts on “ Пчелич — божество пчел у славян. ”

Kакой символ был у пчелича какая руна символизирует пчелича.как приносить требы пчеличу?

Пчелич не был верховным богом, и идолов его на капищах не был. Был он для пасеки примерно тем же, что и Домовой для дома. И требы ему приносились там же — на пасеке, или у дупл-бортей — деревьев с ульями.
Определенной руны и символа у Пчелича не было, а вот сама пчела у славян Любовь символизировала — ибо сочетала она сладость меда с горечью яда.

Читайте так же:  Что такое сушь в пчеловодстве

Хотя — иногда за символы Пчелича, за его руны принимают бортевые насечки — знамения. Но это не верно. Насечки — это всего лишь личный знак данного бортника, а не самого Пчелыча.

Ну и имена у них были. У пчел — Пчелич, у стрекоз — что Стрекозыч, а у бабочек кто?

Пусть у стрекоз будет Главная Стрекозка, а у бабочек — Королева Бабочек, хорошо?

Кому молятся пчеловоды?

Большой улей на монастырской пасеке

С давних времен разведение пчел у разных народов считалось делом богоугодным. Не случайно в храмах перед иконами во время Богослужений горят восковые свечи. Отцы Церкви считали, что использование именно пчелиного воска для изготовления церковных свечей имеет глубоко символическое значение. Архиепископ Симеон Солунский еще в XV столетии писал: «Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения».

В дни сочельников — Рождественского и Богоявленского — православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво, а на поминальных трапезах кутью и коливо. В состав этих кушаний традиционно входит мёд.

Как и у моряков, лекарей, купцов, воинов, ремесленников, у пасечников были свои святые покровители.

Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков — Амброзиус (339-397). Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. Традиционно святой изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

Изображение Иоанна Златоуста с ульем, аллегорически подчеркивает величие и красноречие святого.

Святой Рохус (1295-1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а, скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, целителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

Любопытно, что религиозные пчеловоды из Сербии до сих пор делают ульи в виде маленьких монастырей и церквей.

В России и в Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

Преподобные Зосима и Савватий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом.

В народе считают, что именно Зосима и Савватий научили людей правильно содержать свою пасеку, хотя документальные данные на этот счет отсутствуют. Однако именно при жизни этих святых, в пятнадцатом столетии крылатые труженицы начали «приручаться». Поэтому не удивительно, что на иконах они изображены с разными орудиями пчеловодов того времени: лестницей, веревкой, даже, топором или ножом.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой.

2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

К осеннему Савватию даже в теплую осень убирали ульи на зиму в погреба или мшанники. Пчеловоды в этот день молились святому о сбережении своего хозяйства. О том же просили молиться Савватию малых детей: считалось, что ребенок до 12 лет безгрешен, а потому его молитва о помощи пчелам — Божьим труженицам — имеет большую силу.
В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с изображением Зосимы и Савватия, а пасечник не помолившись не начинал свою работу.

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима:
Хата, садик и прудок-
И угодника Зосимы
Над калиткой образок.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Видео (кликните для воспроизведения).

По материалам открытых интернет-источников

Святые покровители пчеловодства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here