Зосима и савватий пчеловодство

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: "зосима и савватий пчеловодство". В статье собрана и обработана полезная информация, позволяющая полностью раскрыть тему.

«Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал»

Так начали говорить в народе спустя несколько веков после принятия христианства. Но почему именно эти православные святые из далеких Соловков почитались в нашем народе как покровители пчел?

Существует легенда, что после того, как все животные получили у Бога своего заступника и опекуна, обратились к нему за этим и пчелы. Облепили подножие ног Всевышнего. Услышал Бог мольбу пчел, просивших о святом покровителе, но некому было отдать под защиту пчел. Но тут об этом прослышал грозный Илья и напомнил Богу о новопреставленных святых угодниках Его, преподобных Зосиме и Савватии, Соловецких подвижниках. Обрадовался Бог — нашлось для пчел сразу два покровителя.


Св. Засима и св. Савватий

Так рассказывает народ. А как было на самом деле?

Исследователи считают, что объявление Зосимы и Савватия пчелиными покровителями произошло приблизительно в ХV—ХVI веках. В это время начинается переход от бортевого пчеловодства к пасекам, который привел к тому, что увеличилась массовая гибель пчел из-за скопления роев на одном маленьком участке. Это был сложный период в пчеловодстве, период его становления. Поэтому народ искал психологическую поддержку, обращаясь к религии, к образам святых. Возможно, именно этот момент послужил широкому признанию преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства.

На выбор преподобных Зосимы и Савватия оказал большое влияние расцвет Соловецкого монастыря в конце ХVII века, а также сама возможность содержания пчел в суровых условиях европейского севера. Вероятно, эта идея впервые была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и где какое-то время жил Савватий (считают, что при монастырях начали заниматься пчеловодством, так как надо было обеспечивать себя воском для свечей).

Интересно, что празднование дней памяти этих святых совпадает с ключевыми периодами в пчеловодстве: между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

30 апреля на Зосиму ульи-колодки выносили из омшаников. Затем их вместе с пчелиными семьями вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, воду и свечу. Молились святой двоице — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее священной водой, а затем садились за ритуальный обед.

А со второго октября, в день памяти Савватия, ульи начинали убирать в погреба. Затем на протяжении девяти дней отмечали пчелиную девятину — пасечники ежедневно собирались за одним столом вместе со своими родными, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощались продуктами пчеловодства.

Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами

Вот и пчельник деда Клима: Хатка, садик и прудок —

И угодника Зосима над калиткой образок.

В XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня.

Соловецкий архипелаг расположен в юго-западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и более ста мелких островов. Административно, Соловки — это Архангельская область и не входят в состав Карелии, но самый короткий путь к ним — с карельского берега, через города Кемь и Беломорск.

На Соловецких островах насчитывается более 170 памятников археологии, истории и архитектуры. Самые известные — неолитические святилища, стоянки древних рыбаков и охотников, средневековые саамские могильники, каменные лабиринты первого тысячелетия до н. э. и самый знаменитый, на самом большом острове Архипелага — Соловецкий Спассо-Преображенский мужской монастырь. Самые значимые и привлекательные достопримечательности Большого Соловецкого острова: Соловецкий кремль, Трапезный комплекс (Трапезная и Келарская палата, Успенская церковь), Спассо-Преображенский собор, Надвратная Благовещенская церковь, Филипповская церковь, Никольская церковь, Троицкий собор, Вознесенская церковь и гора Секирная, ботанический сад, «переговорный камень», каналы и Чёрная речка, Савватьево, Филипповские садки, мыс Белужий, дельфинарий. До Соловецких островов добраться можно из города Кемь на теплоходе.

В одной из молитв преподобному Зосиме, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия, угодников Соловецких, в далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в посохе матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской, из пещеры. Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы приурочивалась выставка пчел из зимовников, а в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду. К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы»

На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.

Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как Покровители Пчеловодства.

Святые — покровители пчеловодства

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

С пчеловодством, этой древнейшей отраслью, связаны имена не только видных ученых, врачей, поэтов, но и многих святых. В греческой мифологии широкую известность получил Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены. В античной, а позднее во всей средневековой литературе, Аристей считался основоположником скотоводства, охоты, вино- и маслоделия, пчеловодства и вообще всего сельского хозяйства, защитником от всяческих напастей и болезней людей, растений, животных, в том числе и пчел. Аристей научил людей пчеловодству, а пчелу считал священнейшим существом, далеким от всего земного.

Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков — Амброзиус (Амбросий, Амвросий). Амброзиус — Валериус Аурелиус (339—397) родился в Трире, обучался юриспруденции, в 370 г. был назначен наместником Верхней Италии с резиденцией в Майланде (Милане). С 07.12.374 года был епископом этого города. Сочетая светскую деятельность королевского чиновника с ревностным служением церкви, своими проповедями и трудами был признан выдающимся церковным деятелем. Иконография этого святого обширна, по большей части это скульптурные изображения, в свойственной для католической церкви манере. Изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Это послужило предзнаменованием будущего величия и красноречия святого. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

Читайте так же:  Рецепт утка с апельсинами и медом

Иоанн Златоуст, имеется его изображение также с атрибутом пчеловодства — ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству.

Святой Рохус (1295—1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, це- лителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святой двоице — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой. 2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий по преданию завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Однако документальных данных на этот счет не имеется. Образа с изображением этих святых встречались на каждом пчельнике.

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима:

Хата, садик и прудок—

И угодника Зосимы

Над калиткой образок.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Милосердный Спас всяку душу спасает, Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы — Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится — Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

Зосима и Савватий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, Преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл на Соловки с Преподобным Германом в 1429 г. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года Преподобный Савватий отошел в вечность.

Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам в 1436 г. и в 1452 г. община выбирает Зосиму игуменом. Бог благословил место их поселения видением Преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к Преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался Преподобный Зосима 17 апреля 1478 года.

Торжество перенесения мощей Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским (+1569). Мощи Преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.

Зосима

В народе смешивают Зосиму-пчельника, мученика раннего христианства с Зосимой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом.

Зосим-Пчельник

В Поволжье ходило с пчельника на пчельник изустное повествование о том, как Бог Саваоф передал пчел под защиту святых Зосимы и Савватия. Народная молва гласила:

Согласно другому преданию, святой Зосима вместе со святым Савватием отправились в путешествие на Афон, откуда в набалдашнике своего посоха святой привез пчелиную матку и положил начало пчеловодству на Руси.

Зосима и савватий пчеловодство

П римитивное пчеловодство — бортничество к началу Х в. на Руси являлось доходным промыслом. Бурное развитие пчеловодства началось в период распространения христианства в связи с использованием воска для свечей. В этот период мед стал использоваться не только как ценный продукт питания, но и в качестве лечебного средства. Избыток собранного меда русские купцы продавали купцам Венеции, Генуи, с которыми в тот период велась оживленная торговля.
Читайте так же:  Рецепт приготовления чеснока с медом

В ХVШ в. в России пчеловодство считалось прибыльным, но доступным только состоятельным людям делом: один пчелиный рой в это время стоил полгривны, тогда как лошадь — 3 гривны. Примечательно также, что личную печать императрицы Екатерины П украшало изображение ульев с пчелами.

Пчеловодство всегда было богоугодным промыслом. В настоящее время в Абхазии создан уникальный Богородичный опытно-исследовательский институт пчеловедения. Основами богородичного пчеловедения являются естественные законы жизни, ведь монахи и священники издавна занимались пчеловодством и накопили богатый опыт.

О принципах Богородичного пчеловедения, отражающих совершенно новый подход к удивительному созданию Apis mellifira, в беседе с Президентом первой пчеловодческой компании «Тенториум» рассказал директор Богородичного Абхазского опытно-исследовательского института, архимандрит отец Никодим: «Одно из преданий гласит, что в Киево-Печерской Лавре еще в начале Х в., когда превоначинатели монашества на Святой Руси преподобные Антоний и Феодосий, с подвижниками-монахами, поселялись на жительство в земляных пещерах на берегу Днепра, одну из таких пещер они выкопали специально для пчел.

В предании говорится, что в «пчелиной пещере» колоды с пчелами располагались таким образом, что между ними были соединительные ходы для перехода пчел из семьи в семью. Изолированы были лишь пчеломатки. И таких соединенных между собой семей в «пчелиной пещере» было до 150, и не было среди пчел ни роения, ни драк, ни воровства, имеющих место в современном пчеловодстве.

Второй пример аналогичного совместного содержания многих пчелосемей относится к тому времени, когда их содержали на Крайнем Севере, в районе Архангельской области преподобный Зосима и Савватий. Этих святых почитают в Православии как покровителей пчеловодства. Многосемейный улей сподвижники делали из рогоза и камыша.

Что в этих красивых преданиях? Сказки или реальность? За давностью столетий и даже тысячелетия, достоверно ответить на этот вопрос мы не можем. Лишь один Господь знает об этом. К Нему с молитвенной просьбой, несомненной верой мы и обратились за раскрытием этого вопроса. И был нам ответ, что эти предания — реальность и, если мы пожелаем, то можем повторить этот опыт, уже в современных условиях. Вот таким было начало «Богородичного пчеловедения«.

«Богородичным» оно названо потому, что нам -монахам, возвещение было свыше, а «пчеловедением» — потому, что дает людям совершенно новое знание обращения с медоносными пчелами. Во-первых, для общения и работы с медоносными пчелами, как об этом знали преподобные Антоний и Феодосий, а так же Зосима и Савватий, надо иметь неискаженное понятие о самих медоносных пчелах. Для этого нужно оставить все прежние измышления и фантазии ума человеческого, а также ту преднамеренную ложь и обман, которые были внедрены в умы и сердца людей прежними идеологиями и мировоззрениями.

Изначально медоносные пчелы были созданы «домашними сообщественно-семейными насекомыми«. Это значит, что они могут жить без вмешательства человека, но особой пользы для него не дадут. Сегодня, не имея понятия о них, как о «домашних», человек получает от улья не более 10 — 15 кг меда за сезон. А те, кто вмешивается в жизнь пчел для создания им соответствующих условий, устойчиво и ежегодно получают по 70 — 100 кг и более меда.

Некторые пчеловоды считают, что самыми благоприятными условиями для жизни пчел является объединение семей в одном жилищном объеме с изоляцией лишь самих пчеломаток, чтобы пчелы могли свободно переходить из одной пчелосемьи в другую, а не в жестком разделении на улья.

Ч еловек может успешно управлять животными и растениями в их сообществах лишь тогда, когда осознает Законы Жизни, заложенные в каждом существе. Они и составляют основу «Богородичного пчеловедения».

Зосима Пчельник

Доброго человека и пчела не жалит (Фото: darios, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 17 апреля.

Зосима Соловецкий — святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобных. Он родился в Новгородской епархии, позже переселился в Поморье, где встретился с иноками Германом и Савватием. В 1436 году они вместе построили келью на Соловецком острове. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили здесь храм и обитель — знаменитый Соловецкий монастырь.

И Зосима, и Савватий считаются покровителями пчел и заступниками пчеловодов. К дню Зосимы, как и к Пудову дню, приурочивали вывоз ульев на пасеки. В это время посреди пасеки ставили стол, покрытый чистой скатертью, на него выкладывали хлеб и соль, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. После этого молились Зосиме и Савватию и обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляя территорию освященной водой. При этом приговаривали: «Рой роится — Зосима веселится».

Видео (кликните для воспроизведения).

Пчеловоды внимательно наблюдали за насекомыми, облетающими первоцветы. Говорили, например: «На какой хлеб пошла пчела — тот на зерно будет хорош». Смотрели также, как пчелы пережили зиму: «Мало убыли в пчелах — к урожаю гречихи».

Пчел в народе очень почитали. О них сложено множество поговорок: «Без пчелы (то есть без воска) поп и обедни не служит»; «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает»; «Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить»; «Для хорошего пчеловода нет плохого года»; «Доброго человека и пчела не жалит».

В этот день считалось хорошим делом отведать меда. На Руси, кстати, его ели не только в чистом виде, но и готовили с ним всевозможные блюда. Мед добавляли даже в кушанья из мяса, птицы и рыбы. Большой популярностью пользовались свинина или утка, запеченные в меду. Не меньше любили и медовуху — напиток из меда и пряностей.

Все будет в Шоколаде

Блог многодетной мамы, которая успешно совмещает семейные хлопоты и работу

Зосима Пчельник

Покровитель этого дня – преподобный Зосима Соловецкий. Будучи родом из Новгорода, он, живя в Поморье он познакомился с двумя иноками по имени Савватий и Герман. Они втроем построили в 1436 году на Соловках первую келью.

И совсем скоро будущего святого Зосиму окружили ученики, стараниями которых позже на месте кельи был построен Соловецкий монастырь.

На один день приходится праздник Зосимы, а также Савватия, и обоих их пчеловоды считают своими покровителями. Ульи на пасеки доставляли обычно и в Пудов день, 28 апреля, а также на Зосиму. И не просто вывозили.

В центре пасеки накрывали столы белой скатертью, на него выставляли богоявленскую воду, зажигалась свеча, что припасалась с пасхальной утрени, да хлеб с солью. Вознеся молитвы своим покровителям, кругом обходили пасеку, окропляя ее святой водицей, неся в руках горящую свечу с особым приговором: «Рой роится — Зосима веселится».

Читайте так же:  Секреты пчеловодства

Обязательно приглядывались, какие первоцветы предпочитают пчелки. Говорили о пчелах: «На какой хлеб пошла пчела — тот на зерно будет хорош». Было доброй приметой (и, разумеется, это хорошо для пчеловода) если пчелки пережили зиму благополучно: «Мало убыли в пчелах — к урожаю гречихи».

Желто-полосатым труженицам в народной культуре вообще отведено почетное место, про них сложено много песен и присказок: «Доброго человека и пчела не жалит», «Без пчелы (то есть без воска) поп и обедни не служит», «Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить», «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает».

На праздничный стол этим днем непременно выставляли мед и соты. Но он уважался нашими предками не только в чистом виде, но и во множестве напитков (вспомнить хоть знаменитую медовуху с пряностями!) и блюд – с ним готовили рыбу, птицу и мяса, и особенно хороши были запеченные с ним утка и свинина.

Праздник Зосима Пчельник отмечается 2 июля (19 июня по старому стилю) каждого года. Православная церковь в этот день чтит память мученика Зосимы Аполлониадского. В народе этого святого (точнее даже, нескольких святых с этим именем) почитали как покровителя пчел и называли Зосима Пчельник.

Другие названия праздника: Зосима, Иов, День пасечника.

Также вспоминают в этот день и святого Иова. Ему молились, чтобы избавиться от обиды и наговоров.

В русском народном календаре несколько дней Зосимы, и все они тем или иным образом связаны с пчелами. В частности, на июльского Зосиму пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты. О жизни Зосима известно немного. Зосима Аполлониадский родился во Фракии в 89 году.

Когда он узнал о начавшихся преследованиях христиан, то оставил военную службу, принял крещение и посвятил свою жизнь молитвам и совершению добрых дел. Об этом донесли правителю Домициану и Зосиме пришлось предстать перед судом. Он оказался тверд в своей вере, отказался отречься от Христа и принести жертву языческим богам. За это бывшего воина подвергли пыткам, а через некоторое время обезглавили.

Традиции и обычаи на праздник Зосима Пчельник

— Пчелиный мед считается ценным лакомством, без которого не обходиться ни одна семья. Пчеловоды проводили определенные обычаи, чтобы сбор меда был удачливым. Например, под крышу, где были пчелиные улья, заселяли синиц, которые отгоняли от пчел разных вредителей.

— 2 июля развешивали вокруг пчельника на кольях изгороди лошадиных и других черепов «от сглаза».

— Размещали на пчельнике вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пчеловода не знал, сколько на пчельнике ульев с пчелами, потому что считать пчел нельзя — переведутся. — Закапывали в землю в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом — первых самых лучших роев, а осенью после подрезки меда

— кувшинов с медовухой. — Если в этот день пасечникам приходилось пройти мимо ульев, они произносили особый заговор:

Рой, гуди, в поля лети!

С поля домой возвращайся

— медок неси! — Верили, что 2 июля, по молитве святому Иову, покровителю этого дня, могут быть сняты с невинно и неправедно обиженных и обвиненных все наговоры.

Приметы и поговорки на праздник Зосима Пчельник

Летящие к своим ульям пчелы сулят скорый дождь.

Если пчёлы сидят на стенках улья

— следует ждать сильной жары. Если пчелы стали чаще жалить людей и стали очень злыми – то быть засухе. Родившиеся 2 июля обладают любвеобилием. Им дана способность разбираться в травах.

Зосима — пчелы меда запасают. Пчела — божья угодница, доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника. Пчел разорить

— что человека убить Для пчелы всякий урок легок Без Бога не до порога, а без Зосимы

Зосима и савватий пчеловодство

Другие легенды рассказывают, что Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской), с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П.Рожнова, 1992 г.). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т.Павлевский, 1899 г.). Икона, с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В.Иванов и В.Н.Топров (1982 г.) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой прежитки «языческой эпохи с ее «культами пчелиного бога», подлинное имя которого утрачено» у славян и у русских. Тем не менее, этот образ отождествлен с конкретными людьми, жившими в конкретную историческую эпоху.

Пчела — Божья работница


Глава из книги «Народная Русь» …

Ниже мы публикуем одну из глав самого крупного сочинения «Народная Русь» русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Постраничные авторские сноски заменены концевыми, разрядка — курсивом. В главе речь идёт о «девятине» — с 19 по 27 сентября, что соответствует 2-10 октября по «новому стилю».

Святые Зосима и Савватий[1], в средние годы XV-гo столетия подвизавшиеся во славу Божию на дальнем севере, первые — по преданию — научили русский народ более или менее правильному пчелиному хозяйству, не только устроив на Руси пасеки-пчельники, но даже занеся «пчелу» на обвеянный бурями пустынный остров, покоящийся в студеных волнах Белого моря, на многие сотни верст южнее берегов которого никто до той поры и слыхом не слыхал о пчеловодстве. «Божественный пчельник», основанный почившим угодником Божиим, неустанно продолжает с тех пор, разрастаясь и укрепляясь, возносить из волн Белого моря студеного немолчную хвалу Живоначальной Троице.

Читайте так же:  Медовуха из старого меда простой рецепт

Божья угодница-работница — пчела — еще в глубокой древности, во времена, повитые мглистым туманом язычества, слыла наделенным нездешней силою насекомым. В старинных русских сказках звездная россыпь является «золотым роем пчел». Эти небесные пчелы ниспосылают на ширь-даль поднебесную медовые росы, собираемые из цветов их земными сестрами, лепящими соты. С этим преданием совпадает древнегреческое сказание о небесных пчелах, приносивших мед малютке-Зевесу.

Пчелиная мудрость всегда считалась не подлежащей никакому сомнению. «На что хитра гад-змея подколодная, а пчелка, Божья пташка, и ее перемудрит!» — говорят на Руси. По крылатому народному слову — «От пчелы ничто ни на земле, ни под землей не укроется: все она слышит, все-то видит, обо всем Богу говорит!», «Одной пчеле Бог с роду науку открыл!», «Пчела — ни девка, ни вдова, ни мужняя жена: детей водит, людей питает, дары Богу приносит!», «Нечему пчелу учить, сама всякого мужика научит!», «Для пчелы всяк урок легок!», «Родилась пчела -всю науку поняла!», «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает!»

Пчела настолько святá в Божьем мире, среди созданных Творцом существ, что даже сам грозный Илья-пророк не может ударить громом-молоньей в пчелиный улей, хотя бы за ним укрывался нечистый дух. Ужаленный пчелою человек считается в народе погрешившим против Духа-Свята в этот день. Приблудный, залетевший на чужой двор, привившийся к чужому дому рой сулит его хозяину счастье. Если же такой рой залетит в подполье, — это считается еще более счастливым признаком: кто не станет всячески оберегать такое «счастье», падет на голову тому, как снег, беда неминучая. Убить пчелу — грех на шею навязать; украсть колоду с пчелами — святотатство. По старинному преданию, пчелы потому стали «пред Богом святы», что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление племени-рода человеческого, они прилетали целым роем к распятому на кресте Сыну Божию и, выпивая кровавый пот, проступавший на Божественном челе, облегчали страдания Спасителя. Потому-то, по словам народной мудрости, «без пчелы (без восковых свеч) и обедню поп не служит». По словам другого народного сказа, пчелы жалили руки бичевавших Христа. Третье сказание рисует их разносящими «по всему белому свету христьянскому» первую весть о Светлом Воскресении Христовом.

В простонародных пословицах и поговорках отводится значительное место оберегаемой Зосимою-Савватием Божьей работнице-угоднице. «Работящ, как пчела!», — говорит народ о неустанно трудящемся скопидоме. «И на себя, и на людей, и на Бога трудится!» — отзываются в народе о жадном на работу человеке. «Ни пчелы без жала, ни розы без шипов!» -приговаривает деревенщина-посельщина: «Не на себя пчела работает, на Бога!», «Скупые — ровно пчелы: мед собирают, а сами умирают!», «Лихих пчел подкур неймет, лихих глаз стыд не берет!» Относительно осторожной мудрости пчелиной замечают пчеловоды-краснословы: «И пчелка летит на красный цветок!», или: «На всякий цветок пчела садится, да не со всякого поноску берет!»

Загадки русского народа говорят о пчеле в таких иносказательных словах: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор — ни петлей, ни узлов!», «Сидят девушки во горенках, нижут бисером на ниточки!», «Во темной темнице красны девицы, без нитки, без спицы, вяжут вязеницы!», «В темнице девица бранину собирает, узор вышивает, — ни иглы, ни шелку!», «Точем скатерти браные, ставим яства сахарные — людям на потребу, Богу в угоду!», «В тесной избушке ткут холсты старушки!», «Летит птица крутоносенькая, несет тафту рудожелтенькую, еще та тафта ко Христу годна!», «Ни солдатка, ни вдова, ни замужняя жена: много деток уродила, Богу угодила!», «Летела птаха мимо Божьего страха: ах, мое дело на огне сгорело!», «Летит птичка-гоголек через Божий теремок, сама себе говорит: моя сила горит!» В Самарской губернии записаны Д. Н. Садовниковым и такие загадки о пчеле, как: «Маленькая собачка не лает, не бает, а больно кусает!», «Полон хлевец кургузых овец!», «Лежит кучка поросят, кто ни тронет — голосят!»

Мед-самотек, мед сотовой и мед-липец — любимое лакомство русского простолюдина; мед питейный — стоялый — любимый напиток. «Я сам там был», — говорят в народе о возбуждающем зависть пире, — «мед пил, по усам текло — в рот не попало: на душе пьяно и сытно стало!», «И мы видали, как бояре мед едали!», «Есть медок, да засечен в ледок!», «С медом и долото проглотишь: один с медом и лапоть съел!» — говорит любящая красное словцо деревня: «Воеводою быть — без меду не жить!», «Будь лишь мед — много мух нальнет!», «Лаком гость до меду, да пить ему воду!», «Покой пьет воду, а беспокой — мед!», «Терпи горе: пей мед!», «Отвага мед пьет и кандалы трет!», «Либо мед пить, либо биту быть!» и т. д. «Твоим бы медом да нам по губам!» — говорят бахвалящемуся пустослову, прибавляя-приговаривая: «Твоими бы устами да мед пить!», «С тобой говорить, что меду напиться!» Тому, кто, согласно с пословицей, на посуле — как на стуле, говорят: «Коли мед — так и ложку!», «У тебя одна рука в меду, а другая в патоке!», «Кинуло в пот: голова что мед, а язык — хоть выжми!», «Рад госпоже — что меду на ноже!», «Не летит пчела от меду, а летит от дыму!»

Народное песенное слово приписывает Божьей работнице и такие заботы, как «замыкание» и «отмыкание» времен года. Вот, например, песенка, записанная П. В. Шейном[2] в Дорогобужском уезде Смоленской губернии:

Ты вылети за море.

Ты вынеси ключики,

Ты замкни зимыньку,

С поверьями, преданиями и поговорками, относящимися к пчеле, связаны также и многие из приуроченных народной мудростью к лесному пчелиному воеводе — медведю, самое название которого происходит, по объяснению одних знатоков русского языка, от слов «мед» и «есть» (медоед), а по мнению других, от — «мед» и «ведать».

«Пчела медведю медом дань платит!» — гласит старинное изречение, сложившееся, несомненно, еще во времена бортевого лесного пчеловодства на Руси. «Медведю пчелы пиво в борти варят!» — прибавляет другое, идущее от тех же дней стародавних. Охотник до меда медведь, — лавливали его по медвежьим местам на эту лакомую приманку. «Силен медведь, да не умен — сам прет на рожон!» — говорят медвежатники, приговаривая: «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!», но в то же время сами себя оговаривают: «Счастлив медведь, что не попался стрелку; счастлив и стрелок, что не попался медведю!», «Не продавай шкуры — не убив медведя!», «Медведь умывается, да человек его пугается!»

Читайте так же:  Яблоки в меду на зиму рецепт

Старые пчеляки слывут в деревенском захолустье за ведунов-знахарей. «Пчела и человека умудряет!» — по народному поверью: «Человек от пчелы всякой премудрости поучается!», «Мала пчела, а человека большому уму-разуму научит!» Памятуя приведенные слова, народ относится к водящим пчел людям с большим уважением, прислушивается к их речам, спрашивает у них доброго совета в затруднительных делах, обращается к ним за разрешением спорных вопросов. Приглядываясь к цветущим травам, излюбленным пчелою, ухаживающие за Божьей работницею научаются от самой природы распознавать вредные и полезные растения, — собирают и сушат последние, нередко принимая на себя обязанности врачей-лечеек. Все это невольно способствует их знахарской славе и привлекает к пчельникам страждущих всякими бóлестями людей.

На многих пчельниках есть ручейки и колодцы-роднички, выкопанные рукою пчеловодов. В обычае ставить над этими источниками часовенки с образом святой соловецкой двоицы — Зосимы-Савватия. Вода из осененного такой часовенкою родника считается целебною от многих болезней, — между прочим, от изнурительной лихорадки. Возле часовенки ставятся по весне небольшие долбленые корытца с разведенным водою медом («сытою») для подкармливания наголодавшихся за зиму пчел во время малого еще цветения цветов. Привившийся к часовенке рой с чужого пчельника считается освященным свыше и оберегается с особым тщанием ото всякой случайности. К улью с таким роем, отмеченному красным крестом, подносят в роевне — при пересадке — каждый новый рой, как бы на поклонение. При этом неизменно-неукоснительно поминаются святые имена покровителей трудолюбивого крылатого народа, насадивших пчелиное хозяйство на студеной северной окраине Руси великой.

[1] Св. Зосима, по словам жития его, был родом из вотчины Господина Великого Новгорода; он увидел свет белый в селении Толвуе, на берегу Онежского озера. Сначала подвизался он на Сумском поморье, где и встретился с иноком Германом, поведавшим ему о жившем на Соловках пустыннике Савватие, который пред своей кончиною (+ в 1435 году на реке Выге, в деревне Сороке) переселился с моря на материк. Преподобный, пленясь рассказом инока о соловецком пустынножительстве, «возревновал о Господе» и (в 1436 году) удалился вместе с Германом на освященный подвижничеством своего предшественника остров. Сюда, к тесной келии пустынножителей, слава о которых не замедлила распространиться по всему поморью, начали стекаться жаждущие душеспасительного труда ученики. Был сооружен деревянный храм Божий, возник убогий монастырь. Игуменом последнего был избран св. Зосима. В 1465-м году в новую обитель перенесены были честныя мощи первого соловецкого подвижника. Кончина преподобного Зосимы последовала в том же году.

Зосима и Савватий – покровители пчеловодов

Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. С пчеловодством связано множество имён известных учёных, врачей, поэтов и даже святых. На Руси покровителями пчеловодства принято считать святых Зосиму и Савватия.

Савватий Соловецкий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.

Зосима, игумен Соловецкий

Чествование покровителей пчеловодов

Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму:

  • 30 апреля – Зосима-пчельник;
  • 10 октября – Савватий-пчельник.

Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Зосимой» называли в старину улей с иконой святых, который была на каждой пасеке. К этой иконе пчеловоды возносили молитвы о помощи в содержании пчел. Сейчас эта традиция стала забываться, и редко на какой пасеке можно встретить икону покровителей пчеловодства. Купить такую икону для своей пасеки вы можете в нашем интернет-магазине, просто перейдя по этой ссылке.

Зосима и савватий пчеловодство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here